Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:01, курсовая работа
Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Государство: понятие и признаки 5
1.2 Форма государственного устройства 8
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ 14
2.1. Особенности федерации как формы государственного устройства 14
ГЛАВА III. РОССИЯ КАК ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37
Кроме выше описанного России присущи и другие признаки федерализма, которые также имеются у других стран. Это и единое гражданство, и единый государственный язык (эта норма конституции – ч. 1 ст. 68 – очень важна для государства, в котором проживают лица более ста национальностей. И это не искусственное навязывание, поскольку 85 % населения составляют русские, а подавляющее большинство лиц других национальностей считают русский язык своим родным языком), и единая денежная единица, и т.д. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной, и судебной власти также отражена федеративная природа России (так, например, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации).
Конституция
1993г. продолжила процесс совершенствования
федеративных отношений. Она закрепляет
положение, которое позволяет преодолеть
крайние подходы к
Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.
Перспективы совершенствования российского федерализма сформулированы в Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.96 г. Оптимизация федеративных отношений, - говорится в этом документе, - не преследует цель «губернизации» республик или, наоборот, «республиканизации» краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Концепция в центр государственной политики ставит повышение самостоятельности субъектов Федерации, развитие национально-культурной автономии народов России и многие другие меры по укреплению федеративных отношений.
В «мире» нет легких федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенности у России на ее нынешнем этапе развития является в том, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных политических и экономических условиях, и прежде всего, - обострение межнациональных отношений. Отсюда не завершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.
Подводя итог написанной работы по теме «Федеративное государство» хотелось бы сказать, что я попытался наиболее полно раскрыть выбранную тему на примерах тех или иных стран, параллельно используя их законодательство (в основном, это конституции).
История
возникновения федераций
Рассмотрев пример образования федерации, на наш взгляд, нельзя обойти стороной возникновение унитарных государств, которые в основном были небольшими по занимаемой ими территории и изначально слитными, цельными государствами. Управление такими государствами особой сложности не представляло и в связи с этим не требовалось создания какой-то дополнительной власти. Также большинство из современных унитарных государств – это бывшие колонии, которые разными путями добились своей независимости и образовали пусть небольшое, но единое государство.
Вот, исходя из этих факторов, в странах и утвердился где-то унитаризм (Англия, Франция), где-то федерализм (США, Индия, Бразилия).
Нельзя сказать, что развитые, передовые, сильные государства – это государства федеративные или, наоборот, унитарные, так как можно привести примеры в пользу и тех, и других форм государственного устройства (США – федерация, Англия – унитарное государство).
Важно также отметить, что «в последние годы термин «федерация» становится размытым, что произошло не без влияния сначала известного американского политолога Д. Элейзера, а затем другого американского социолога А. Лейпхарта». К федерациям в западной литературе теперь относят ООН, федерализм видят в отношениях этнических групп и другого населения в Швеции и Норвегии, в структуре политической системы общества и т.д. На наш взгляд, это ошибочное мнение, так как здесь происходит смешивание государственного и негосударственного федерализма и из понятия федерации исключается главное – сочетание двух государственных (хотя и неодинаковых) властей.
Все же в заключении мне не хотелось бы акцентировать свое внимание на Зарубежных странах, хотя государственное устройство каждой из этих стран не во всем совпадает и не утомляет своим однообразием, а остановиться на России и, еще точнее, вкратце описать историю становления России как федеративного государства.
Образование
федерации в России – это уникальный
своеобразный процесс. Слабые задатки
федерализма просматривались
Концепция российского федерализма, заложенная в Конституции РФ, пока не сформировалась полностью, еще не принят ряд важнейших законодательных актов, которые предусмотрены ныне действующей Конституцией.
Федерализм
нужен современной России в качестве
одного из средств обеспечения ее демократического
развития. Ведь подлинный федерализм разрушает
централизацию управления и монополизацию
власти в центре и, тем самым, в немалой
мере способствует усилению гарантий
народовластия, прав и свобод человека.
Источники:
1.Конституция Российской федерации.
2.Конституция США
3.Конституция ФРГ
4.Конституция Индии , Малайзии, Пакистана
5.Учебник «Теория государства и права», под ред. проф. В.В. Лазарёва. -М.: Право и Закон, 1996.
6. Ильин И. А. О государственной форме// Советское государство и право. 1991.№11
7. Спиридрнов Л.И. Теория государства и права. М.: «Фирма Гардерика», 1996.
8. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право, 1994. .№ 8-9.
9. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: Изд-во «Юристъ», 1996.
10. Государство и право. № 11. 1999.
11. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: Изд-во «Юность», 1998.
12. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденция эволюции // государство и право. 1999. № 11
13.Интернет ссылка: www.wikipedia.ru
14.Интернет ссылка: www.narod.ru
15.Интернет ссылка:www.zakon.ru
Информация о работе Федеративное государство: основные общетеоретические вопросы»