Федеративное государство: основные общетеоретические вопросы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Государство: понятие и признаки 5
1.2 Форма государственного устройства 8
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ 14
2.1. Особенности федерации как формы государственного устройства 14
ГЛАВА III. РОССИЯ КАК ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

       Кроме выше описанного России присущи и  другие признаки федерализма, которые  также имеются у других стран. Это и единое гражданство, и единый государственный язык (эта норма  конституции – ч. 1 ст. 68 – очень важна для государства, в котором проживают лица более ста национальностей. И это не искусственное навязывание, поскольку 85 % населения составляют русские, а подавляющее большинство лиц других национальностей считают русский язык своим родным языком), и единая денежная единица, и т.д. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной, и судебной власти  также отражена федеративная природа России (так, например, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации).

       Конституция 1993г. продолжила процесс совершенствования  федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, т.е. их выход из состава РФ (свежий пример с Чеченской республикой), с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов с другой.

       Поскольку любое федеративное государство  состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства.  Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

       Перспективы совершенствования российского  федерализма сформулированы в Концепции  государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.96 г. Оптимизация федеративных отношений, - говорится в этом документе, - не преследует цель «губернизации» республик или, наоборот, «республиканизации» краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Концепция в центр государственной политики ставит повышение самостоятельности субъектов Федерации, развитие национально-культурной автономии народов России и многие другие меры по укреплению федеративных отношений.

       В «мире» нет легких федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенности у России на ее нынешнем этапе развития является в том, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных политических и экономических условиях, и прежде всего, - обострение межнациональных отношений. Отсюда не завершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Подводя итог написанной работы по теме «Федеративное государство» хотелось бы сказать, что я попытался наиболее полно раскрыть выбранную тему на примерах тех или иных стран, параллельно используя их законодательство (в основном, это конституции).

       История возникновения федераций свидетельствует  о том, что в основном федерации  образовывались на территории крупных государств (Россия, Индия), осуществление власти в которых сопровождалось определенными трудностями, связанными с огромной территорией страны. Также формирование федерации можно проследить при объединении нескольких унитарных государств первоначально в конфедерацию, а позднее -  в федерацию. Яркий пример такого процесса – образование федерации в США. Разрозненные колонии в Северной Америке восстали против британского владычества и, объявив себя государствами, объединились в конфедерацию (США). И только после нескольких лет совместного пребывания в конфедерации они создали федерацию (тоже США), что было закреплено принятием Конституции 1787 г. Аналогично образовались и другие федеративные государства, например, Германия и Швейцария.

       Рассмотрев  пример образования федерации, на наш взгляд, нельзя обойти стороной возникновение унитарных государств, которые в основном были небольшими по занимаемой ими территории и изначально слитными, цельными государствами. Управление такими государствами особой сложности не представляло и в связи с этим не требовалось создания какой-то дополнительной власти. Также большинство из современных унитарных государств – это бывшие колонии, которые разными путями добились своей независимости и образовали пусть небольшое, но единое государство.

       Вот, исходя из этих факторов, в странах  и утвердился где-то унитаризм (Англия, Франция), где-то федерализм (США, Индия, Бразилия).

       Нельзя  сказать, что развитые, передовые, сильные  государства – это государства  федеративные или, наоборот, унитарные, так как можно привести примеры в пользу и тех, и других форм государственного устройства (США – федерация, Англия – унитарное государство).

       Важно также отметить, что «в последние  годы термин «федерация» становится размытым, что произошло не без  влияния сначала известного американского политолога Д. Элейзера, а затем другого американского социолога А. Лейпхарта». К федерациям в западной литературе теперь относят ООН, федерализм видят в отношениях этнических групп и другого населения  в Швеции и Норвегии, в структуре политической системы общества и т.д. На наш взгляд, это ошибочное мнение, так как здесь происходит смешивание государственного и негосударственного федерализма и из понятия федерации исключается главное – сочетание двух государственных (хотя и неодинаковых) властей.

       Все же в заключении мне не хотелось бы акцентировать свое внимание на Зарубежных странах, хотя государственное  устройство каждой из этих стран не во всем совпадает и не утомляет своим однообразием, а остановиться на России и, еще точнее, вкратце описать историю становления России как федеративного государства.

       Образование федерации в России – это уникальный своеобразный процесс. Слабые задатки  федерализма просматривались еще  в период существования княжеств, которые подтвердили свою слабую связь еще при  татаро-монгольском нашествии, не сумев дать достойный отпор завоевателям. На следующем этапе Россия под властью монарха объединяется в унитарное государство, которое просуществовало до революции 1917 года, после которой Россия обретает черты федеративного государства. Затем в период с 1937 по 1985 гг. в России вновь воцарился унитаризм. И только после реформ 90-х годов, подписания различных договоров и принятия конституции Россия вновь провозглашена федеративным государством.

       Концепция российского федерализма, заложенная в Конституции РФ, пока не сформировалась полностью, еще не принят ряд важнейших законодательных актов, которые предусмотрены ныне действующей Конституцией.

       Федерализм  нужен современной России в качестве одного из средств обеспечения ее демократического развития. Ведь подлинный федерализм разрушает централизацию управления и монополизацию власти в центре и, тем самым, в немалой мере способствует усилению гарантий народовластия, прав и свобод человека. 
 

Список  используемой литературы

Источники:

1.Конституция Российской федерации.

2.Конституция  США

3.Конституция  ФРГ

4.Конституция  Индии , Малайзии, Пакистана

5.Учебник «Теория  государства и права», под ред.  проф. В.В. Лазарёва. -М.: Право и  Закон, 1996.

6. Ильин И. А. О государственной форме// Советское государство и право. 1991.№11

7. Спиридрнов Л.И. Теория государства и права. М.: «Фирма Гардерика», 1996.

8. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право, 1994. .№ 8-9.

9. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: Изд-во «Юристъ», 1996.

10. Государство и право. № 11. 1999.

11. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: Изд-во «Юность», 1998.

12. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденция эволюции // государство и право. 1999. № 11

13.Интернет ссылка: www.wikipedia.ru

14.Интернет ссылка: www.narod.ru

15.Интернет ссылка:www.zakon.ru 

Информация о работе Федеративное государство: основные общетеоретические вопросы»