Федеративное государство: основные общетеоретические вопросы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Государство: понятие и признаки 5
1.2 Форма государственного устройства 8
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ 14
2.1. Особенности федерации как формы государственного устройства 14
ГЛАВА III. РОССИЯ КАК ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

                                   Министерство образования и науки РФ

     Федеральное агентство по образованию

     Юридический факультет

     Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 

      

     Курсовая  работа

     По  предмету «Теория государства и права»

     На  тему: «Федеративное государство: основные общетеоретические вопросы» 
 
 
 
 
 

                               
 

                              Научный руководитель : к.ю.н

                                          Исполнитель : студент  
 
 

                                            

Содержание 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

       Стоя  у истоков своей работы, задаю себе вопрос: а почему собственно именно эта тема, а не какая-нибудь другая?

       А все очень просто. Давайте посмотрим на нашу планету Земля, которая «владеет» более чем двумястами (!) государствами, разными по территории, географическому положению, по количеству населения и т.д. Так вот, большинство из этих государств и составляют унитарные и федеративные, в которых проживает почти все население Земли. Уже одно это является вполне достаточным стимулом.

       В этой работе я постараюсь раскрыть не только основные черты, признаки такой формы государственного устройства, как федерация, но и привести примеры ее практической реализации.

      Актуальность  вопроса о форме государственного устройства в настоящее время  не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.

      В теории государства и права вопрос о форме государственного устройства как составной части формы государства является одной из самых распространенных тем для обсуждения. Большинство авторов признают неоспоримость двух основных форм государственного устройства – федерацию и унитарное государство. 

       На  страницах различных журналов (Государство  и право, Социально-гуманитарные знания), газет часто можно встретить статьи, так или иначе затрагивающие форму государственного устройства. В них авторы пытаются анализировать, раскрыть положительные и отрицательные стороны, федерации.Конечно, живя в России, тем более как будущий юрист, не могу в своей  курсовой работе не обратить внимание на родную страну, которая являясь примером федерации, имеет наибольшее количество субъектов – 89.

       Государства, имеющие формой государственного устройства федерацию и унитаризм, расположены в разных уголках земного шара. И у каждого из них, помимо общих черт, есть свои специфические особенности. Конечно я не смогу охватить своим вниманием все, но постараюсь рассмотреть наиболее интересные случаи практической реализации принципов федерализма.

 

    ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ  СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

    1.1. Государство: понятие и признаки

 

       В теории государства и права дается множество определений понятию  «государство». Например, мыслители  прошлого трактуют государство как  «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «союз людей объединенных общими началами права и общей пользы» (Цицерон) и т.д.

       Из  более современных известны следующие  определения: государство – общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории (Коркунов, Трубецкой, Шершеневич); государство - это естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка (Гумплович) или «целевое единство индивидов, наделенные качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав» (Еллинек) и т.д.

       На  мой же взгляд более точным и правильным определением государства будет  то, которое содержит его (государства) основные признаки.

       Итак, государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в  пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный  аппарат управления и принуждения, а также обладает суверенитетом.

       С определением государства тесно  связана и сущность государства, т.е. смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве  является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

       Так сторонники теории элит, получившей распространение  в 20 в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

       К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

       Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

       Многочисленные  приверженцы разновидностей демократической  доктрины исходят из того, что первоисточником  и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

       Марксистская  теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

       Классовый подход при раскрытии сущности государства  – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли  многие ученые в разных странах задолго  до Карла Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически не верно.

       Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства – его  сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

       В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилования и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает взаимное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Написанное выше не означает, что современное государство утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредотачивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

         Иначе говоря, в демократическом  государстве второй, более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

       На  государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в рамках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

       Основанием для классификации государств является форма государства. Согласно ей государства делятся по форме правления, по форме государственного устройства и форме политического режима.

       Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно  активно функционировало, чтобы  качественно и слаженно действовали  его механизмы, требуется четко  организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно «так» - организовываться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию» 1.

       Под формой государства понимается организация  и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения.

       Иными словами, форма государства - это  сложная причудливо переплетенная  совокупность его признаков, сформированная под воздействием различных объективных  и субъективных причин, отличающих одно государство от другого.  

    1.2 Форма государственного устройства

       История существования государства свидетельствует  о том, что во все века разные государства  отличались друг от друга внутренним строением (структурой), то есть способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического центризма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

       Территориальное устройство - историческое следствие  той предпосылки государства, которая  сформировалась в результате замещения  кровнородственных связей соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории. Естественно, что по тому же принципу должны строиться и государственные органы, людьми управляющие.

       «В  отличие от формы правления, организация  рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства»2.

       Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

       Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего  в себя другие государственные образования. Примером сложного государства может  служить федерация.

Информация о работе Федеративное государство: основные общетеоретические вопросы»