Понятие федеративного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Термин “федерация” происходит от латинского слова “федераре”, что означает “объединять”, “укреплять союзом”. Федерация - это сложное государство. В отличие от унитарного государства составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по разному штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Этот термин принят теперь и отдельными конституциями.

Файлы: 1 файл

Понятие федеративного государства.docx

— 24.27 Кб (Скачать)

Понятие федеративного государства

Термин “федерация”  происходит от латинского слова “федераре”, что означает “объединять”, “укреплять союзом”. Федерация - это сложное государство. В отличие от унитарного государства составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по разному штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Этот термин принят теперь и отдельными конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю (например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия), существуют иногда и другие части федеративного государства территории или союзные территории (например, Индия, США), владения (Венесуэла), федеральный или столичный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные государства, занимающие особое положение (США).

В настоящее время  среди зарубежных стран существует 23 федеративных государства, шесть  из которых находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия, а также созданная  в 1995 г. сербо-хорвато-мусульманская федерация в Боснии и Герцеговине — бывшей республике Югославии, а ныне самостоятельном государстве), четыре в Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан), шесть в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), четыре в Африке (Коморские Острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия, где федерация учреждена в 1994 г ), три в Океании (Австралия, Папуа — Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Многие из них имеют свои особенности, но сербо-хорвато-мусульманская федерация уникальна это “государство в государстве”, федеративное государство внутри унитарного. Таким путем на основе международного соглашения был найден выход для прекращения длительных военных действий, возникших на этнической и религиозной основе.

Большинство федераций  — крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает  около трети населения Земли. Среди них есть мощные в экономическом  отношении страны (Германия, США  и др. ), небольшие государства с высоким уровнем развития (Австрия, Бельгия и др. ), но есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова).

Субъекты федерации  обладают политической самостоятельностью. Им присущи определенные признаки государства. Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет децентрализацию государственных функции. Сложность взаимоотношении федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной распространенность федеративной формы государственного устройства.

Часто вместо термина  “федеративное государство” употребляется  термин “союзное государство”. Именно так по официальной терминологии именуется Союзная Республика Югославии, Федеративная Республика Германии —  в буквальном переводе звучит как  Союзная Республика Германии, а названия ее федеральных органов также  буквально переводятся как президент  Союза, союзное собрание, союзный  совет.

Федеративное государство  по своей природе является более  демократичным чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть, однако, и исключения. К федерациям с монархической формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия. В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму правления, часть — монархическую.

Федеративное государство  может образоваться:

  1. в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации,
  2. путем присоединения к государству новых территории и наделения их правами субъекта федерации или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства,
  3. в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации,
  4. путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независимых государств в субъектов федерации.

Федерация как форма  государственного устройства обладает рядом специфических признаков:

    1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии) которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. Субъекты федерации созданы, как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются, например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США, Австралия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку.
    2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными единицами являются федеральный округ Колумбия, на территории которого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; территория Бразилии состоит из штатов — субъектов федерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами — субъектами федерации имеется 7 союзных территорий). Субъекты федерации не обладают правом сецессии, т. е. правом выхода из союза. Попытки сецессии могут иметь место и обычно ведут к внутреннему конфликту и даже вооруженному противостоянию. Обычно попытки сецессии оканчивались неудачей.
    3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений. Можно привести в качестве примера культурные соглашения между канадской провинцией Квебек и Францией, соглашение между германской землей Нижняя Саксония и Нидерландами о совместных мерах по охране морского побережья, соглашение германской земли Бавария со швейцарскими кантонами об охране природной среды в Альпах и др. Известны отдельные случаи участия членов некоторых федераций в международных конференциях. Так, провинция Квебек участвует в различных конференциях франкоязычных государств. Однако немногочисленные случаи выступления членов тех или иных федераций на международной арене по отдельным второстепенным вопросам не означают, что эти государственные образования являются субъектами международного права. Федеративный характер государственного устройства нередко используется для отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада не ратифицировали международные пакты о правах человека и ряд конвенций МОТ, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежелание последних приводить его в соответствие с указанными соглашениями.
    4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия). В некоторых федеративных государствах в целях единообразного регулирования однотипных общественных отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации.
    5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации.
    6. Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федеративном государственном устройстве (например, в Пакистане по Конституции 1962 г.). В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах.
    7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполнительная власть обладает более широкой компетенцией. Она организует исполнение не только местного законодательства, но и федеральных законов на территории соответствующего субъекта. Аналогично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов федерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судами субъекта федерации, которые применяют не только местное, но и общефедеральное материальное и процессуальное право. Со своей стороны федеральная исполнительная власть в ряде федераций имеет право федеральной интервенции, если субъект федерации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении федерации (ФРГ, Индия, Аргентина).
  1. Статус субъектов федераций. Федеральные территории

Субъекты  федераций

Подавляющую часть  территории федеративных государств занимают субъекты федерации (в некоторых  федерациях, например, в Малайзии, ОАЭ, вся территория состоит только из субъектов). Их число неодинаково  от 2 в Танзании до 50 в США. В Соединенных  Штатах, Микронезии и Пакистане —  по 4 субъекта, в Эфиопии — 9, в  Малайзии — 13, в Мексике — 31 и  т.д. Субъекты федерации называются по-разному штаты — в США, Индии, Эфиопии, провинции — в Канаде, Пакистане, земли — в Австрии, Германии, кантоны — в Швейцарии, эмираты — в ОАЭ.

Субъекты федерации  часто имеют свои конституции (в  США, Мексике — все штаты, в  Танзании — только Занзибар, в Индии  свои конституционный закон имеет  штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы  конституции нет. В отличие от автономии субъекты федерации сами принимают свои конституции, которые  не нуждаются в утверждении центральных  органов.

Субъекты федераций  создают свои парламенты. Эти парламенты могут быть и однопалатными, и  двухпалатными (в Индии, например, часть  штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть — однопалатные). Парламенты издают местные законы. В Швейцарии в некоторых небольших кантонах законы принимаются народными собраниями. Штаты имеют свое правительство (его глава — губернатор, премьер-министр, главный министр), могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верховных судов штатов, действующих параллельно с федеральными судами (например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у провинций собственной судебной системы нет Субъекты федерации могут иметь свое гражданство (в США его имеют все штаты, а в Индии и Пакистане у субъектов федерации собственного гражданства нет). Иногда штаты имеют свои символы (герб, флаг, столицу), могут заключать между собой неполитические союзы (создание федеративных образований, иных, чем существующая федерация, им запрещено), а также соглашения экономического и культурного характера с субъектами федераций других государств (это делается главным образом между субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией).

Иногда субъекты федераций создают свои представительства  в других государствах, но только с  разрешения министерства иностранных  дел. Такие представительства выполняют  лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера

Субъекты федераций  представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим  органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, независимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 — в Бразилии), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорционально ему (например, от 3 до 6 от каждой земли в Германии, от 1 до 34 от каждого штата в Индии). Нет такого представительства в Танзании — там парламент однопалатный и действует иной порядок представительства субъектов в нем, в ОАЭ нет избираемого парламента, но есть консультативное однопалатное собрание при правительстве с разным представительством эмиратов

Штаты иногда создают  свои координационные органы (совет  глав правительств штатов, национальная ассоциация легислатур — законодательных органов штатов), иногда несколько штатов объединяются в крупные экономические районы, которые не создают свои политические органы, но образуют разного рода экономические комитеты по различным совместным программам.

Несубъекты в федеративных государствах

Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ — столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США, столица Бразилиа в Бразилии, федеральный округ Абуджа в Нигерии и т.д.), федеральные территории (например, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно это прибрежные острова, которые не населены или население которых имеет переменный состав — служба маяков, метеостанций и т.д.) В США есть так называемые ассоциированные государства — Пуэрто-Рико, Республика Маршалловых Островов, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Палау. Число различного рода несубъектов невелико (9 в Австралии, 6 в Индии, 2 в Венесуэле и т.д. ).

Составные части  федерации, не являющиеся субъектами, своих конституции не имеют. В некоторых случаях они создают местные парламенты, которые в Индии, например, принимают даже местные законы, но эти законы требуют санкции назначаемого губернатора, да и сами парламенты действуют скорее как совещательные органы при нем. Владения целиком управляются федеральными органами, лишь в отдельных из них есть племенные советы.

Рассмотрим подробнее  статус субъектов в США и ФРГ.

По форме государственного устройства США являются федерацией, объединяющей 50 штатов. В состав государства также входит Федеральный округ Колумбия (т.е. столица США — г. Вашингтон), несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющее статус "свободно присоединившегося государства". Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США.

Федерация носит  открытый характер, Конгресс вправе принимать в нее новые штаты. Но ни один новый штат не может быть образован или создан в пределах юрисдикции какого-либо другого штата и никакой штат не может быть образован посредством слияния двух или более штатов либо частей штатов без согласия легислатур (законодательных органов) заинтересованных штатов, равно как и Конгресса США.

Среди многочисленных американских теорий федерализма выделяются теории дуалистического и кооперативного федерализма. Они обращают главное внимание на сбалансированное разделение полномочий между центром и штатами, с тем чтобы избежать взаимного вмешательства в функции друг друга, а также на необходимость обеспечить сотрудничество центра и штатов. В Конституции США вообще не употребляется термин "суверенитет", но общепризнанно, что суверенным является только федеральное государство, т. е. США.

Германская Федерация  построена по территориальному принципу. Ее субъектами являются земли. Других территориальных образований кроме  земель в составе ФРГ нет. Подавляющее  большинство земель образовалось после 1945 г. и не имеет ничего общего с  исторически самостоятельными германскими  государствами.

Исключение составляют Бавария и Саксония, история которых  как самостоятельных государств насчитывает не одно столетие, а  также ганзейские города Бремен и  Гамбург, имеющие в прошлом статус свободных ("вольных") имперских  городов. По своим объективным характеристикам (размер территории, численность населения, экономические показатели и др.) земли сильно разнятся, однако в  конституционно-правовом отношении  они равноправны.

Конституционный статус земель в Основном законе не определен. Конституции ряда земель (Баварии, Берлина, Гамбурга) называют земли государствами, однако это не вытекает из текста Основного  закона.

 


Информация о работе Понятие федеративного государства