Основные вопросы онтологии. Понятие бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Краткое описание

Онтология начинается в некоем положении по эту сторону содержания метафизических проблем и по эту сторону противоречивых философских позиций и систем. Для ее способа постановки вопросов совершенно неважно, существует ли некое «основание мира», обладает ли оно формой интеллигенции или нет, является ли строение мира осмысленным, а мировой процесс целенаправленным. Все это мало меняет в характере сущего как такового.

Файлы: 1 файл

1 понятие бытие.docx

— 14.98 Кб (Скачать)
  1. Основные  вопросы онтологии. Понятие бытия.

  Онтология начинается в некоем положении по эту сторону содержания метафизических проблем и по эту сторону противоречивых философских позиций и систем. Для ее способа постановки вопросов совершенно неважно, существует ли некое  «основание мира», обладает ли оно формой интеллигенции или нет, является ли строение мира осмысленным, а мировой  процесс целенаправленным. Все это  мало меняет в характере сущего как  такового. Эти различия приобретают  значение лишь при дальнейшем дифференцировании  проблем. И тогда из разработки вопроса  о бытии, конечно, возникают следствия, которые являются решающими для  метафизики. Но перевернуть это соотношение  невозможно. Мы не можем знать нечто  о мире и его основании, не вникнув  в проблему бытия, равно как и  предположения об этих предметах  не способны определить данную проблему. Проблема бытия по своей сути коренится  как раз по эту сторону, на переднем плане. Она привязана к феноменам, а не к гипотезам.

В обыденной  речи слово “бытие” означает жизнь, существование. В философии понятию  бытия придаётся максимально  обобщённый и универсальный характер.

Вместо  этого понятия философы нередко  используют понятие Универсума, под  которым разумеют единственное самодостаточное целое, не оставляющее ничего вне себя. Когда говорят о бытии (универсуме), то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.

     На уровне предельно абстрактного  понятия  бытия противоположность  материального и духовного не  выделяется, так как мысль, дух,  идеальное берутся в единстве  с материальными вещами на  том основании, что то и другое  имеется в наличии, существуют. И в этом отношении сознание, идеи не менее реальны, чем  вещи. Достоверность, например, зубной  боли как реальности та же, что и достоверность самого  больного зуба.

    Понятие бытия - самое абстрактное  и поэтому самое бедное по  содержанию, но по объёму - самое  богатое, так как под него  подпадает всё, что существует  во Вселенной, в том числе  и сама Вселенная как отдельно  взятое сущее.

    Бытие является не каждой из  имеющихся вещей, а только тем,  что в каждой вещи универсально  и поэтому выступает лишь одной  стороной любой вещи. Используя  понятие бытия, человек как  бы фиксирует наличие того, что  есть в его целокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая достоверность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным. Однако “то, что известно, - писал Гегель, - ещё не есть, поэтому познанное.” Когда- то человек не знал, что в состав бытия надо включать электромагнитное поле, “чёрные дыры” (коллапсары), кварки и т.д. Когда факт их наличия был установлен, приступили к главному- изучению их природы. В этой связи философский анализ бытия не может быть сведён лишь к обобщённому описанию разных типов наличной реальности - будь- то неживая природа от микромира до мегамира, живая природа от живой клетки до биосферы, общество в системе всех его составных элементов, человек и ноосфера, человеческое познание во всех его формах проявления.

  Можно подумать, что такое положение  по эту сторону должно иметь границу  в метафизической противоположности  идеализма и реализма хотя бы постольку, поскольку эта противоположность  является чисто теоретической. Ибо  она касается отношения сущего к  субъекту; очевидно, что бытие, если оно существует только «для» субъекта, — это одно, и если оно независимо от него — это другое. Причем в  этом случае дальнейшее различение того, идет ли речь об эмпирическом субъекте или о стоящем над ним, модифицировало бы далее и бытие.

Информация о работе Основные вопросы онтологии. Понятие бытия