Федерализм как основа государственного устройства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:13, реферат

Краткое описание

В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.

Оглавление

Введение
Формы государственного устройства: понятия, виды и значения для формы государства.
Федеративная форма государства.
Признаки федерации.
Принципы объединения.
Классификация федераций.
Осуществление государственной власти в федерациях.
История развития федерализма в России.
Юридическая природа российского федеративного государства.
Принципы федеративного устройства современной России.
Государственный суверенитет РФ
Конституционный статус РФ и её субъектов
Изменения в федеративном устройстве России после рекращения существования СССР
Объединение регионов России
Районирование Российской Федерации
Конституционное регулирование компетенции в РФ
Современные проблемы российского федерализма
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

вопрос 16. Федерализм как основа государственного устройства РФ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Государственный суверенитет  РФ

 

     Государственный суверенитет — это исходящая  от народа верховная власть, состоящая  в самостоятельном осуществлении  государственных функций в рамках национального и международного права.

     Несмотря  на то, что верховенство, самостоятельность  и независимость государственной  власти могут проявляться в различных  сферах общественной жизни: в экономике, законодательстве, внутренней и внешней  политике, — суверенитет един и неделим.

     Согласно  устоявшемуся в конституционном  праве подходу народ, нация и  государство выступают субъектами суверенитета. Отдельными компонентами суверенитета государства являются народ и территория.

     Категория суверенитета наиболее важна для  федеративного государства, поскольку предполагает конкретизацию объема прав, которыми должна обладать Федерация для обеспечения ее государственного суверенитета. Наличие неотчуждаемых прав Федерации гарантирует сохранение государством его суверенитета.

     Суверенитет государства реализуется через его суверенные права, которые составляют ядро полномочий государства, тот необходимый минимум, без которого не может существовать суверенное государство. Если суверенитет как определенное свойство государственной власти нельзя измерять объемом (иными словами не может быть речи о его сужении или расширении), то суверенные права — более подвижная категория, сопоставимая с компетенцией суверенного государства. В любом случае, суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства. [10]

     К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации  относятся:

  • верховенство Конституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);
  • территориальная целостность и неприкосновенность границ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);
  • право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. "к" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);
  • единые вооруженные силы (п. "м" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);
  • единство экономического пространства, единое финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (п. "ж" ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ);
  • исключительное право на внешнеполитическую и международно-договорную деятельность (п. "к" ч. 1. ст. 71 Конституции РФ);
  • управление федеральной государственной собственностью, регулирование важнейших отраслей народного хозяйства и стратегических природных ресурсов (п. "д" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ).

     Российский  федерализм характерен тем, что несмотря на четкую определенность положений Конституции РФ об исключительном обладании государственным суверенитетом Российской Федерацией, практика показывает, что республики, входящие в состав Федерации, по прежнему продолжают считать себя суверенными государствами, как это закреплялось в республиканских декларациях о государственном суверенитете 1990—1992 гг. и нашло отражение в Федеративном Договоре 1992 года, республиканских конституциях и других документах.

     Статья 61 Конституции Республики Татарстан, например, определяет указанный субъект Федерации в качестве суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.[2]

     Другим  примером притязаний на обладание государственным суверенитетом республик является Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года, где в первой же статье записано: "Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации".[3]

     И, наконец, одиозным проявлением посягательства на государственный суверенитет  Российской Федерации служит подписанный в 1994 году Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия [4], где стороны именуют себя суверенными государствами. Данный Договор — это пример явного вторжения субъекта Федерации в исключительную компетенцию России в области международного признания государства.

     Таким образом, в настоящее время можно  говорить о двух тенденциях толкования концепции государственного суверенитета в российском федеративном государстве. Первая, закрепленная в Конституции  РФ, основывается на понятии единого, неделимого и распространяющегося на всю территорию Российской Федерации государственном суверенитете, отрицающего какую-либо возможность для субъектов Федерации иметь свой собственный государственный суверенитет. Вторая тенденция, напротив, заключается в признании суверенитета за республиками в составе Российской Федерации в силу того, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются государствами. Такой подход характерен для внутригосударственных договоров и законодательства республик. Исходя из такого понимания делается вывод, что в России наблюдается сочетание двух суверенитетов в рамках одного государства. Суверенитет федеративного государства как бы поглощает суверенитет входящих в него республик. Тенденция множественности государственного суверенитета таит в себе определенную опасность для существования единого целого федеративного государства.

     Внешним проявлением государственного суверенитета являются символы государства —  государственный флаг, герб, гимн. В  Российской Федерации они устанавливаются федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят. Сейчас государственная символика России определена указами Президента РФ. [5] [6] Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношения государственные символы Российской Федерации, поскольку в них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях государства. Столицей России является город Москва, статус которой определяется федеральным законом.

     Конституционный статус РФ и её субъектов

 

     Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В ст. 1 основного закона записано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: “ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.

       Глава 3 Конституции “Федеративное устройство” раскрывает эти основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства, закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.

     Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

     Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

     1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;

     2) федеральная Конституция и федеральные  законы;

     3) федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

     4) государственная территория, целостная  и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);

     5) единое гражданство РФ;

     6) государственный язык;

     7) единые Вооруженные Силы;

     8) единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

     9) государственные символы: государственный  флаг, герб и гимн Российской Федерации;

     10) столица РФ.

     Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

     В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее число субъектов по состоянию на 1 октября 2010г. – 83. Среди них: 21 республика , 46 областей , 9 краёв , 1 автономная область , 4 автономных округа и 2 города федерального значения. 

 

      Таблица 1. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Республики
  • Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2);
  • Имеют свою конституцию (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2);
Края  и области
  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Могут включать автономные округа (статья 66 п.4);
Города  федерального назначения
  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
Автономные округа
  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3);
  • Могут входить в состав края, области (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
Автономная  область
  • Имеет свой устав (статья 5 п.2);
  • Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1);
  • Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3);
  • Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);

     Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР

  • все Советские  Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года — автономные области и АССР) стали республиками;
  • все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона;
  • Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области;
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию;
  • 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения;
  • с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами Российской Федерации;
  • были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую;
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области;
  • Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край;
  • Таймырский и Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю;
  • Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край;
  • Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области;
  • Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край;

     Объединение регионов России

  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года. (Государственный Архив Пермского Края — Хроника событий по объединению двух субъектов РФ)
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года

Информация о работе Федерализм как основа государственного устройства РФ