Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:56, контрольная работа
В случае же наличия в составе их территорий с инонациональным населением, им предоставляется более или менее широкая хозяйственная и национально-культурная автономия. Федеративное государство отличается от унитарного тем, что источником власти и государственного суверенитета в нем выступает как весь народ в целом, так и население крупных территориальных образований (штаты, земли, кантоны, районы, области и пр.). Федерация - это устойчивый союз регионов (либо национальных, либо сугубо административных), самостоятельных в пределах распределенных между ними и Центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые (формируемые) непосредственно на местах.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Развитие федеративного устройства России………………………………………….5
1.1. Понятие и принципы федеративного устройства России………………………….8
2. Правовой статус субъектов РФ………………………………………………………12
2.1. Федеральное вмешательство в РФ…………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………….19
Глоссарий………………………………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………………………...23
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Современная Гуманитарная Академия |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное право России |
Тема |
Федеративное устройство РФ |
Фамилия студента |
Самохина |
Имя студента |
Ирина |
Отчество студента |
Юрьевна |
№ контракта |
04205110101001 |
Введение…………………………………………………………
1. Развитие федеративного
устройства России…………………………………
1.1. Понятие и принципы
федеративного устройства
2. Правовой статус субъектов РФ………………………………………………………12
2.1. Федеральное вмешательство в РФ…………………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Любое государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство.
Система территориальной организации государства (территориальное устройство) выступает важнейшей характеристикой современного государства (наряду с формой правления Форма правления - способ организации верховной государственной власти, принципам взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Выделяют монархии и республики. и политическим режимом Политический режим - показатель, выражающий степень политической свободы граждан государства и характер их отношений с властью. Виды режимов: деспотический, тиранический, тоталитарный, авторитарный, демократический.). Разделяют две основных формы территориального устройства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из территориальных единиц, не обладающих государственной властью. Для него также характерно наличие единого общенационального суверенитета, единой конституции, системы законодательства и гражданства. Существует единая система органов государственной власти (властная вертикаль от столицы до периферии), действующих на основе единых правил и постановлений центрального правительства. Органы региональной власти не избираются местным населением, а непосредственно формируются из Центра и подотчетны ему. Регионы не имеют собственной судебной системы, собственных законов и возможности вести свободно внешнеэкономическую деятельность. Все решения на местах принимаются только в рамках предписаний центральных властей. Унитарные государства существуют преимущественно в странах с мононациональным населением, что гарантирует их устойчивость. В случае же наличия в составе их территорий с инонациональным населением, им предоставляется более или менее широкая хозяйственная и национально-культурная автономия. Федеративное государство отличается от унитарного тем, что источником власти и государственного суверенитета в нем выступает как весь народ в целом, так и население крупных территориальных образований (штаты, земли, кантоны, районы, области и пр.). Федерация - это устойчивый союз регионов (либо национальных, либо сугубо административных), самостоятельных в пределах распределенных между ними и Центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые (формируемые) непосредственно на местах. Федерацию отличает двойственность: наличие двойного суверенитета, двойной системы законов (общенациональных и законов субъектов федерации: вплоть до конституций субъектов) и двухуровневого государственного аппарата (федеральные и местные чиновники), в отдельных случаях - двухуровневой судебной системы и двойного гражданства. Суверенитет федерации по принципиальным вопросам выше суверенитета ее субъектов, которые не имеют права выхода из ее состава. Существуют сферы, которые находятся в исключительной компетенции федерации - оборона, финансово-денежная политика, энергетическая система, таможенная и почтовая службы и т.п. Региональные органы власти - администрация и парламент - формируются населением регионов, одновременно подотчетны ему и центральному правительству, могут принимать решения в пределах, предоставленных им полномочий, прописанных в Конституции страны. Налоговые поступления частично передаются в федеральный бюджет, а частично поступают в региональные бюджеты строго в определенной пропорции.
Федерация, как правило, строится на распределении функций между ее субъектами и Центром: часть вопросов находится исключительно в ведении федеральных властей, другая часть - в ведении субъектов федерации, третья - в совместном ведении.
Основы Федеративного устройства России описаны в Конституции Российской Федерации Конституция РФ - основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти (им посвящена глава 3 Конституции) и федеральных законах РФ.
Возникшая в результате
победы Октябрьской революции
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России. Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей Чистяков О.И. Становление Российской Федерации. Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.
Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции). Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917 - 1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время. Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.
Важным этапом в государственном
строительстве РСФСР стало
В годы Великой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками. Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.
Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. При выборе оптимальной формы территориального устройства во время переходного этапа необходимо учитывать исторический фактор. Российское государство было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая управлялась при этом из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться новее идеи федерализма.
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации2.
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов. Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1. В условиях перехода
от старой формы
2. Сохранена тенденция
перегруппировки субъектов
3. В настоящее время, в результате сложной политической практики - борьбы компромиссов, наработки конкретного опыта, наметилась тенденция переосмысления федерализма в России. Формируется новая концепция кооперативного федерализма.
4. В Конституции Российской
Федерации в системе распределе
1.1. Понятие и принципы федеративного устройства России
Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ). Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации ФКЗ от 25.03.2004 N 1-ФКЗ Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения пермской области и коми-пермяцкого автономного округа.3
Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.
Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке установленном Конституцией РФ. Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ Федеративное устройство. В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.
Анализируя конституционные основы федеративного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г.; протокола к Федеративному договору; договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г.