Федеративное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

В случае же наличия в составе их территорий с инонациональным населением, им предоставляется более или менее широкая хозяйственная и национально-культурная автономия. Федеративное государство отличается от унитарного тем, что источником власти и государственного суверенитета в нем выступает как весь народ в целом, так и население крупных территориальных образований (штаты, земли, кантоны, районы, области и пр.). Федерация - это устойчивый союз регионов (либо национальных, либо сугубо административных), самостоятельных в пределах распределенных между ними и Центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые (формируемые) непосредственно на местах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Развитие федеративного устройства России………………………………………….5
1.1. Понятие и принципы федеративного устройства России………………………….8
2. Правовой статус субъектов РФ………………………………………………………12
2.1. Федеральное вмешательство в РФ…………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………….19
Глоссарий………………………………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Федеративное устройство РФ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

 

2.1. Федеральное  вмешательство в РФ

 

Правовой институт федерального вмешательства является одним из важнейших институтов государственного права большинства федераций мира. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепления соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты федерации. Действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации о федеральном вмешательстве не позволяет считать формирование рассматриваемого института завершенным. Так, законодательством не предусмотрены все необходимые для достижения целей института меры федерального вмешательства, бессистемно сформулированы основания федерального вмешательства, отсутствует унифицированный порядок осуществления федерального вмешательства. При этом применение мер федерального вмешательства в настоящее время практически невозможно. Федеральный Закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части закрепления института федерального вмешательства, вышел за рамки своего названия, что повлекло также расхождение норм Закона с конституционными установлениями. Указанный Федеральный закон содержит в высшей степени детальное нормативное правовое регулирование, далеко выходящее за рамки общих принципов. В Конституции Российской Федерации не содержатся нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмешательства. Вместе с тем, Конституционный суд Российской Федерации в своих Постановлениях признает существование федерального вмешательства в РФ. Конституция РФ содержит общие положения, открывающие возможность федерального вмешательства в дела субъектов РФ. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ст.78, ч.4), включая меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (ст.110, ч.1; п. е ч.1 ст.114). Необходимость введения института федерального вмешательства определяется тем, что далеко не всегда, как показывает практика, договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания между Российской Федерацией и ее субъектами, являются оптимальными. В условиях игнорирования властями ряда субъектов Российской Федерации требований и законных интересов Федерации последняя вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного и правового единства страны. Таким образом, мы предлагаем исключить из ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации статьи и пункты, закрепляющие основания и меры федерального вмешательства, и предлагаем законодательное закрепление норм федерального вмешательства единым правовым актом.

Заключение

 

Основу Российского  федеративного устройства составляют ее субъекты, многие из них имеют  свои, базирующиеся на законах и  традициях, отношения с Центром. Невозможно одним законом или даже принятием новой конституции, раз и навсегда разрешить все существующие сегодня проблемы. Для того чтобы не допустить крайностей и не разрушить стабильность в обществе, важно установить оптимальное соотношение двух федеративных начал - единства и многообразия. Очевиден тот факт, что федерация и ее субъекты должны строить свои отношения только с учетом необходимости сохранения баланса интересов. Формирование полноценной федерации сегодня входит в число приоритетных задач государственной национальной и региональной политики.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают  далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется  суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Конституция РФ дает преимущества субъектам в том смысле, что  законы, изданные субъектами Федерации  в пределах их исключительной компетенции, имеют верховенство по отношению к федеральному закону. Все договоры по разграничению полномочий должны проходить обязательную процедуру утверждения федеральным законом. Уже приведены в соответствие с федеральным законодательством около 4,5 тыс. региональных законодательных актов, однако противоречия в законотворческой деятельности федеральной и региональной власти остаются. Необходимо внести и существенные корректировки в существующие федеральные законы, регламентирующие распределение полномочий между уровнями власти. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации стали решаться в последний период более интенсивно, но остается еще достаточно много нерешенных вопросов стратегического характера. К исключительному ведению отнесены вопросы, которые должны быть отнесены к предметам совместного ведения или даже самой Конституцией трактуются как таковые. В частности, порядок внесения поправок в Конституцию, обозначенный ст.136, достаточно убедительно свидетельствует о том, что изменение Конституции Российской Федерации без участия субъектов Российской Федерации (в лице их законодательных собраний) невозможно, но п. а ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции относят изменение Конституции к исключительному ведению Федерации.

Кратко сформулируем основные проблемы в изучаемой сфере  на данном этапе:

1. Вместо того, чтобы  более детально распределить  предметы ведения предпринимается  поспешная попытка разделить полномочия.

2. Не определены исчерпывающим  образом полномочия Российской  Федерации, но исчерпывающим образом  ограничены полномочия субъектов  федерации.

3. Игнорируется основной  принцип: полномочия должны передаваться  на тот уровень власти, на котором их реализация будет наиболее рациональной и эффективной.

4. На федеральный уровень  переданы полномочия в части  контроля и надзора, управления  ресурсами. Полномочия РФ не  предполагают ответственности федеральных  органов государственной власти  перед местным населением.

5. Предпринята попытка  разграничить все полномочия  при помощи одного Закона, в  котором невозможно учесть всех  особенностей различных отраслей  законодательства, социально-экономических  и природных условий регионов.

6. Отсутствует взаимодействие между федеральными органами государственной власти (службами, министерствами).

Для решения вышеуказанных  проблем можно предложить следующее: Для условий России целесообразно законодательно закрепить компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, а все остальное, без ограничений, отнести к компетенции субъектов РФ. Также необходимо определить механизм и меру ответственности федеральных органов государственной власти перед местным населением.

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Автономный округ

национально-территориальное  образование; один из шести видов  субъектов РФ

2

Бюджет субъекта РФ

форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ.

3

Город федерального значения

один из шести видов  субъектов РФ; город, приравниваемый по своему статусу к субъекту Федерации.

4

Государственное региональное средство массовой информации

средство массовой информации, учредителями которого выступают федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти субъектов РФ либо только органы государственной власти субъектов РФ.

5

Договор между РФ и субъектами РФ

двустороннее либо многостороннее внутригосударственное нормативное  соглашение между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов РФ, регулирующее федеративные отношения в пределах, установленных Конституцией РФ.

6

Область

один из шести видов  субъектов РФ. Область образуются на территориальной основе.

7

Равноправие субъектов  РФ

конституционный принцип  федеративного устройства РФ, согласно которому все субъекты РФ равны между  собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

8

Региональная целевая  программа конверсии

социально-экономические, правовые, организационные и другие мероприятия по поддержке органами государственной власти субъекта РФ конверсии, проводимой организациями  оборонной промышленности, расположенными в этом субъекте.

9

Республика в составе РФ

один из шести видов  субъектов РФ; государство, имеющее  свою конституцию и законодательство.

10

Эмитент ценных бумаг  субъекта РФ

орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий функции  эмитента в порядке, установленном  законодательством субъекта РФ.


 

Список использованных источников

1

Авакьян С.А. Конституционное  право России: Учебный курс. Т. 2. - М., 2005.

2

Атаманчук Г.В. Государственно-правовая природа федерализма / Российский федерализм: опыт становления и стратегия  перспектив. М., 2008.

3

Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник  для вузов. - 4-е изд., перераб. и  доп. - М., 2004.

4

Власов В.И. Теория государства  и права: Учебник для высших юридических  учебных заведений и факультетов.- Ростов - на Дону, 2002;

5

Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М., 2005.

6

Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и  права: Учебник. - М., 2005. - 832 с.

7

Зотов В. Федерализм в  контексте споров о русской национальной идеи.// Социс. 2006. № 1. С. 84 - 90.

8

Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2005.

9

Краснов Ю.К. Государственное  право России: История и современность. Учебное пособие. - М., 2002.

10

Медведев Н. П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. - М., 2003;

11

Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. - Учебник. М., 2006.


 

Приложения

А


1 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 193.

2 Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 743

3 Собрание законодательства РФ, 29.03.2004, N 13, ст. 1110.




Информация о работе Федеративное устройство РФ