Акты применения права: понятие, особенности, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в комплексном изучении правоприменительных актов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить и обобщить современную научную литературу по обозначенной теме, сосредоточив внимание на нерешенных и дискуссионных вопросах;
проанализировать понятие, основные признаки правоприменительных актов

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА 6
1.1. Понятие актов применения права 6
1.2. Структура актов применения права 11
1.3. Виды актов применения права 12
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АКТАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА 17
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс 2014 ТГП.docx

— 51.85 Кб (Скачать)

1.2. Структура актов применения права

 

Правоприменительные акты – документы юрисдикционного характера, имеющие четкую структуру и состоящие из 4-х частей:

  1. Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
  2. Описательная часть – здесь описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
  3. Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
  4. Резолютивная часть – здесь формулируется решение по делу.

Вывод: главным отличием правоприменительного акта от нормативно-правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.

1.3. Виды актов применения права

 

Большинство актов применения права являются актами – документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права – уголовного, гражданского, административного права.

Наименование акта применения права может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других.

Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение».

Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:

  1. «собственнические» акты управления;
  2. властные акты в области применения права;
  3. акты прямого осуществления центрального руководства;
  4. координационные акты;
  5. ориентировочные индивидуальные акты.

Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки.

К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Правоприменительные акты могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

  1. По сфере действия:
  • во времени:
    • акты однократного действия (штрафы);
    • длящиеся акты (регистрация брака, зачисление в вуз)
  • в пространстве (к гражданам Российской Федерации, совершившим преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации);
  • по кругу лиц (общего действия, индивидуальные).
  1. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:
  • акты представительных органов государственной власти;
  • акты исполнительных органов государственной власти;
  • акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);
  • акты контрольно-надзорных органов.

3. По наименованию: постановления, приказы, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры и др.

4. По отраслевой принадлежности  применяемых норм права:

  • акты применения норм уголовного права (приговор суда);
  • акты применения норм гражданского права (постановление о взыскании долга);
  • акты применения норм других отраслей права.

5. По функциональному признаку:

  • правонаделительные;
  • правообеспечительные;
  • акты-регламентаторы.

6. По способу принятия:

  • коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии);
  • единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).8

7. По способу выражения:

  • акты-документы;
  • акты-действия;
  • акты-символы.

8. По характеру содержащегося  в них решения:

  • обязывающие;
  • управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

9. В зависимости от содержания  общественных отношений и применяемых  к ним норм права правоприменительные  акты подразделяются на регулятивные  и охранительные. Такие акты выполняют  различные функции в механизме  правового регулирования.

  • регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);
  • охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

10. По своему юридическому значению  акты применения права различают  основные и вспомогательные.

  • Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).
  • Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).

11. В соответствии с тем, какие  юридические последствия вызывают  акты применения (а они являются  юридическими фактами) их можно  разделить на:

  • правообразующие ;
  • правоизменяющие;
  • правопрекращающие.

Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия.

Таким образом, правоприменительные акты являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.9

 

 

Глава 2. Эффективность и ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к актам применения права

 

Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую работу. Правоприменительные акты являются важным средством для достижения тех целей (конкретных и перспективных), которые стоят перед нормой права. Таким образом, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом целей.

Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.

Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности актов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания. Так, многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Например, предоставить отпуск несовершеннолетнему ровно на 1 месяц. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение.

Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменение здесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, с той только разницей, что предполагает в данном случае издание правоприменительного акта.

Иную ситуацию можно наблюдать при применении норм, дающих свободу усмотрения правоприменителю (относительно-определенных, диспозитивных норм). В этом случае результаты индивидуального регулирования могут существенно отразиться на степени достижения целей применяемых норм, внести определенный вклад в общую эффективность правового регулирования.

Так, конкретизируя наказание, расширительно или ограничительно толкуя норму, уточняя содержание прав и обязанностей у конкретных лиц, правоприменительное решение творчески влияет на социальный эффект правового регулирования. Здесь происходит приращение степени достижения цели нормы за счет наиболее целесообразного ее применения. В этом случае можно говорить о социальной эффективности правоприменительных актов, а для ее определения необходимо установить ту долю результата, которую дает индивидуальное регулирование (правоприменение в сопоставлении с целью правовой нормы).

Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Основными требованиями при издании правоприменительных актов являются:

Законность - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

1) соблюдение компетентным органом  или должностным лицом, рассматривающим  дело, требований подведомственности, подсудности и т.д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных  норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.;

Информация о работе Акты применения права: понятие, особенности, виды