Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:21, дипломная работа
Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркотическую и криминальную среду города, а также, принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать водный спортивный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.
Исходя из всего выше сказанного, тема данной выпускной работы «Спортивный водный туризм в России: проблемы и перспективы развития» является весьма актуальной.
Цель работы: изучить проблемы и перспективы развития спортивного водного туризма в России (на примере Омской области).
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.История развития и современное состояние водного туризма
в России……………………………………………………………………………..5
1.1. История развития водного спортивного туризма в России………………5
1.2.Современное состояние водного спортивного туризма в России…………7
1.3.Тенденции современного развития водного спортивного туризма в России…………………………………………………………………………….17
Глава 2.География спортивного водного туризма в России.......................21
2.1.Основные районы проведения водных туристско-спортивных походов в России…………………………………………………………………………….21
2.2.Перспективные районы развития спортивного водного туризма в
России…………………………………………………………………………….26
Глава 3.Проблемы и перспективы развития спортивного водного
туризма в России………………………………………………………………..28
3.1.Проблемы развития водного туризма в России……………………………28
3.2.Перспективы развития водного туризма на примере Омского региона…30
3.3. Концепция развития спортивного водного туризма в России…………...38
Заключение……………………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………………………….52
Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни средствами спортивного туризма. Это предопределяет, что в будущем расходы на спортивный туризм должны постепенно увеличиваться.
В перспективе необходимо добиться такого положения, когда развитию спортивного туризма, в том числе и водного, в Федеральном и региональных бюджетах выделялось не менее 25% от средств, выделяемых на физкультурно-оздоровительную работу, молодёжный и детско-юношеский спорт.
Совершенствование законодательства в области споривного туризма должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях движение финансировалось не только из бюджетных источников, но и внебюджетных, особенно для поддержки развития материально-технической базы споривного туризма (при строительстве т/приютов, т/баз, полигонов, содержание т/клубов и т. п.). Причем правовая форма для данной сферы деятельности государства должна представлять смешанное соучредительство включающее общественную, государственную и частную составляющую, как одно из основных условий поступательного развития МТБ, ориентированной на спортивный туризм.
Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:
- организаций, реализующих программы, направленные на развитие спортивного туризма среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни:
- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие спортивного туризма.
Последнее предполагает принятие новых законодательных актов. Кроме того, необходимо предусматривать разработку законодательного механизма возобновления деятельности, вплоть до изъятия омертвлённых приватизированных и десятилетиями используемых не по прямому назначению спортивно- оздоровительных баз, путем передачи их на конкурсных началах предприятиям и организациям различных форм собственности.
Так как водный туризм это, прежде всего экстремальный вид путешествия, в основе которого лежит спортивный тур, то необходимо создать единую на государственном уровне - нормативную документацию по обеспечению безопасности в туризме, стандартов по сертификации спортивных маршрутов, турснаряжения и кадров. В этом плане по-новому должна проявится роль маршрутно-квалификационных комиссий Федерации спортивного туризма, как единственных на сегодня общественных экспертных комиссий, осуществляющих эту работу более 40 лет и способных стать составной частью независимых сертификационных центров в этой сфере деятельности.
2.Подготовка кадров для спортивного водного туризма.
Большое значение в решении вопросов развития спортивного водного туризма, формирования у населения устойчивого интереса к спортивному туризму имеет качество профессиональной подготовки специалистов и уровень научных исследований, предполагающий разработку теоретических и методических основ развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Подготовка кадров в сфере спортивного туризма имеет уже более чем 40-летнюю историю своего развития и была нацелена, в первую очередь, на более эффективное обеспечение безопасности в водном спортивном походе.
На современном этапе специфика подготовки кадров состоит в том, что имеет место пересечение задач, целей и потребностей инфраструктуры коммерческого туризма (подготовка гидов-проводников, в том числе, для экстремальных и приключенческих туров), системы спасения МЧС (подготовка спасателей), системы образования (подготовка преподавателей спортивного туризма в школах и ВУЗах), управленческой туристской инфраструктуры (подготовка директоров туристских клубов, работников туристских региональных госаппаратов, директоров приютов, туристских работников национальных и природных парков), муниципальной власти (подготовка турорганизаторов). Все это требует по-новому подойти к кадровой проблеме.
Состояние данной сферы деятельности обуславливает необходимость соединения секторов производственной деятельности; соответствующей структуры рабочих мест, разработки профессионально-
Различные виды потребителей кадров, разные системы подготовки кадров, постоянно развивающаяся рекриационная инфраструктура спортивного туризма требует создания государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов по рекреации и спортивному туризму. При этом специфика спортивного водного туризма состоит в том, что одной из основных целей обучения является обеспечение безопасности туристского мероприятия. Последнее диктует наличие единого, стандартизованного подхода к изучению спецдисциплин спортивного туризма во всех образовательных учреждениях и школах: пятикратного превышения времени, уделяемого практике по сравнению с теорией подготовки и связанной единой, последовательной технологией обучения, а также наличием соответствующих требований по спортивной квалификации, как к преподавательскому составу, так и к обучению водному туризму.
Организационно, учитывая ограниченный объем государственных финансовых средств, целесообразно подготовку вести по двум основным направлениям:
- курсовая система подготовки инструкторов
-существует необходимость совершенствования механизма профессиональной подготовки педагогических кадров для детско-юношеского туризма а РФ, необходимо решать вопрос о подготовке педагогов дополнительного образования и социальных педагогов по специальности «Туризм и краеведении».
При наличии действующей системы дополнительного образования детей и юношества не хватает квалифицированных специалистов рекреационной деятельности и спортивного туризма.
Заказчиками должны выступать в первую очередь государство, а также туристские федерации и клубы, фирмы, национальные и природные парки, МЧС и сами туристы. При этом идеология социальной части обучения по спецпредметам должна оставаться за федерацией спортивного туризма
Финансовая основа системы обучения, учитывая специфику спортивного туризма на 60% базируется на средствах самих обучаемых. Другая же часть должна поступать из муниципальных органов, сферы туристского бизнеса, МЧС, сферы образования и физической культуры, а также от других заказчиков.
3.Система управления и материально-техническая база спортивного водного туризма.
Важным направлением в деятельности по развитию водного спортивного туризма является совершенствование управления и организации спортивного туризма в стране с целью их стабилизации и оптимизации.
Государственным органам исполнительной власти совместно с работниками физкультуры, спорта и туризма и активом Федерации спортивного туризма необходимо в первую очередь обратить внимание на проблему сохранения туристского клуба и турсекции, как наиболее оптимального в городской среде места сбора и общения туристов, хранения информации, необходимой для организации похода либо соревнования, а также места для работы туристского актива. При этом следует учитывать, что большое количество клубов и секций успешно функционирует при тесном контакте с профсоюзным движением предприятий и организаций всех форм собственности.
Наиболее важной задачей для Госкомспорта России и Федерации спортивного туризма является создание спортивно-оздоровительных центров в природной среде и координации их деятельности.
В настоящее время в ряде регионов России (Алтай, Зап. Кавказ, Центр России, Байкал, Камчатка и др.) начинается создание спортивных туристских центов, напоминающих альплагеря. Основная направленность центов состоит в проведении соревнований, подготовке кадров, размещении детских лагерей, а также в целях проведения деловых встреч, спортивных туров и отдыха в наиболее интересных информативных природных зонах России
Особенностью их создания является смешанное соучредительство, причем независимо от материальных вложений приоритет решающего голоса должен оставаться за идеологами спортивного туристского движения, как основными источниками интеллектуального продукта. Нет интеллекта, и капитал перестает работать, происходит постепенное разрушение центра и создаваемой рядом инфраструктуры. Создаваемые центры, как правило, должны носить четкую видовую (по виду туризма) ориентацию, служить опорой всему Российскому туризму и всячески поощряться со стороны государства, общественных и коммерческих организаций сферы туризма, как места по отработке моделей и передовых технологий развития движения, как на уровне региона, так и в целом в стране.
4. Информационно-рекламная и издательская деятельность
Из всего комплекса мер, направленных на развитие спортивного водного туризма среди населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности, пропаганду спортивного туризма и формирование здорового образа жизни.
В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно-пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Действенная пропаганда спортивного туризма, включая водный, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей занимающихся спортивным туризмом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя и сигарет, совершении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.
С другой стороны развитие спортивного водного туризма немыслимо без создания современной информационной системы оценки состояния его развития, а также состояния развития инфраструктуры спортивного туризма и создания открытого информационного поля, включая сведения о закрытых территориях, единой системе пошлин на посещение охраняемых зон. Только тогда создадутся условия для качественной работы государственной статистики в этой сфере деятельности человека. Полноценность этого блока будет также обеспечиваться разработкой, изданием и доведением до каждого туриста учебно-методической и иной литературы по спортивному водному туризму, журналов, газет и альманахов; крупномасштабных карт и схем и специальных страниц в системе Интернет, отражающих динамику развития водного туризма.
Механизм реализации концепции
Механизм реализации первоочередных задач по развитию спортивного водного туризма, учитывая его социальное значение включает в себя следующие основные аспекты и направления:
1. Создание адекватной современной обстановке организационно-управленческой системы, позволяющей повысить степень управляемости движения. Такая система должна включать в себя одновременно государственные, общественные и коммерческие структуры, тесно взаимодействующие с околотуристической инфраструктурой (МЧС, Армия, Минприрода, молодежные организации, туристские объединения, страховые общества, институты социальной защиты и иные близкие водному туризму виды спорта).
2. Создание механизма смешанного соучредительства при реализации следующих технологий:
- экстремального (приключенческого) туризма
- массового туризма по месту жительства, учебы и работы
- производству тур снаряжения и средств передвижения
- проведения спортивных мероприятий в природной среде
- функционирования многовариантной системы подготовки кадров для спортивного водного туризма.
- создания системы приютов, центров и полигонов в природной среде
3. Добиться естественного симбиоза детского и взрослого туризма на базе проведения совместных мероприятий, унификации нормативной базы спортивного туризма и активного развития семейного туризма, как продолжения здоровых отношений в семье и основы развития любого нормального общества.
Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга.
4. Добиться всеми возможными силами переориентации СМИ на пропаганду здорового досуга населения средствами спортивного туризма.
5. Для повышения эффективности технологий, заложенных в СОТ, самому движению и его организаторам необходимо найти более доходчивые лозунги и формы привлечения населения в спортивный туризм.
6. Переориентировать государственные институты на иную пропорцию в отношении финансирования массовых, социально-значимых технологий, какой, в том числе, является спортивный водный туризм у нас в стране.
7. Использования средств государственного социального страхования
8. Реализация концепции будет возможна при принятии новых законодательных актов в РФ. К ним относятся:
- Закон «О социальном туризме». Сердцевиной этого законодательного акта, находящегося на рассмотрении Государственной Думы, является установление базового стандарта доступности социального туризма, в том числе и спортивного, что экономически стимулирует туристских предпринимателей создавать и реализовывать туристский продукт, максимально доступный по цене для всех слоев населения, включая слабо защищенных в социальном отношении граждан, притом в широком ассортименте. Это один из важнейших рычагов самофинансирования спортивного туризма, уменьшения нагрузки на бюджет.
Информация о работе Спортивный водный туризм в России: проблемы и перспективы развития