Спортивный водный туризм в России: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:21, дипломная работа

Краткое описание

Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркотическую и криминальную среду города, а также, принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать водный спортивный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.
Исходя из всего выше сказанного, тема данной выпускной работы «Спортивный водный туризм в России: проблемы и перспективы развития» является весьма актуальной.
Цель работы: изучить проблемы и перспективы развития спортивного водного туризма в России (на примере Омской области).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.История развития и современное состояние водного туризма
в России……………………………………………………………………………..5
1.1. История развития водного спортивного туризма в России………………5
1.2.Современное состояние водного спортивного туризма в России…………7
1.3.Тенденции современного развития водного спортивного туризма в России…………………………………………………………………………….17
Глава 2.География спортивного водного туризма в России.......................21
2.1.Основные районы проведения водных туристско-спортивных походов в России…………………………………………………………………………….21
2.2.Перспективные районы развития спортивного водного туризма в
России…………………………………………………………………………….26
Глава 3.Проблемы и перспективы развития спортивного водного
туризма в России………………………………………………………………..28
3.1.Проблемы развития водного туризма в России……………………………28
3.2.Перспективы развития водного туризма на примере Омского региона…30
3.3. Концепция развития спортивного водного туризма в России…………...38
Заключение……………………………………………………………………...51
Список литературы…………………………………………………………….52

Файлы: 1 файл

СПОРТИВНЫЙ ВОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.doc

— 558.00 Кб (Скачать)

* количество препятствий зависит от определяющего фактора региона.

 

2. Категория трудности (к.т.) водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

         Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности локальных препятствий (ЛП) рекомендуется руководствоваться классификацией препятствий, приведенной в таблице 6. «Таблица оценки трудности водных препятствий». ЛП имеют 1-6, б* категории трудности.

3. При выпуске на маршрут к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта сплава при присутствии различных факторов (например, автономности, сплав при большой воде и др.), которые могут встречаться на планируемом маршруте.

4. Окончательная (зачетная) оценка категории сложности водного маршрута участникам/руководителю засчитывается по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.) на основе представленных в МКК отчету и фото/видео материалов.

5. МКК оставляет за собой право понижения зачетной категории сложности пройденного маршрута: при несоответствии уровня воды, водоизмещения судна и других факторах [46].

Таблица 6

Оценка трудности водных препятствии

Категория трудности

Характеристика препятствия

Характеристика линии   движения

 

1

«Легкое» препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы. Характерны для маршрутов I к.с.

Не требуется выбора линии движения и разведки.

 

2

«Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость воды и уклон невелики, ОП маршрутов II к.с.             

Линия движения видна с воды.

 

3

Препятствие «средней» трудности. Несложный локальный порог (шивера) с локальными сливами и валами со спокойным участком на входе и выходе, протяженные каменистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов III к.с.

Линия движения видна с воды, легко выдерживается.

 

4

«Сложное» препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, «бочками» и валами 1-1,5м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов IV к.с.             

Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.

 

5

«Очень сложное» препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные «бочки», сливы и валы до 2 м. Сильный прижим, каньон с препятствиями IV к.т. Препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2-2,5м. Места для причаливания ограничены и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна аварийная ситуация. ОП маршрутов Ук.с.

Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдерживание требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.

 

6

«Сверх сложное, опасное препятствие». Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий 5 к.сл. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Аварийная ситуация может иметь крайне тяжелые последствия. ОП препятствие маршрутов VI к.с.

Линия движения неочевидна, сложна, иногда не просматривается. Преодолевается на пределе возможности судов. Проходится после тщательной разведки и со страховкой, для которой часто требуется горная техника.

 

6*

«Сверхопасное»препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к.с и маршрутов «экстра-класса».

 

 

 

1.3. Тенденции развития водного спортивного туризма в России

       В туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса, информационно-рекламной области, а также государственно-управленческих и образовательных структур пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные дивиденды. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма на маршрутах III-V категории сложности, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе.

         Но построить систему, которая бы учитывала 50 летний опыт развития спортивного туризма, взяла бы все лучшее и одновременно освободилась бы от ненужных ограничений не просто. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро снять первые сливки, народить под себя комиссии и структуры, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования, перетащить к себе слабых по духу специалистов СТ средней руки. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы, с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших ГОСТов, законов и инструкций.

        Другой тенденцией развития СТ является заметная демократизация отношений между человеком, государством и природой, исчезновение одних и появление других запретов и ограничений. И как следствие всего этого заметное снижение управляемости в движении. Некоторые могут сказать - ну и хорошо, ведь в основе СТ на 80% заложены самодеятельные основы. Все так, но эти люди забывают, что существуют разнообразные проблемы, связанные с безопасностью проведения мероприятий по СТ. Ведь с каждым годом спортивному туризму покоряются все более сложные и опасные препятствия, расширяется перечень средств передвижения в природной среде. Внедряемая союзом туристов России большая классификационная свобода приводит к появлению и развитию новых подвидов туризма, как внутри уже существующих, так и вне их. Причем интерес СМИ к некоторым из них, представляющим по существу экстрим-шоу, совершенно не адекватен количеству занимающихся. В тоже время массовые виды СТ и их достижения так и не могут выйти на телеэкран. Все сказанные выше моменты нашли свое отражение и в современной нормативной базе СТ - в походной практике это формирование понятий связанных с безвидовой классификацией, а также узаконивание укороченных по длине походов с прохождением ограниченного объема определяющих препятствий любых категорий трудности из разных видов туризма.

       К третьей проблеме - тенденции можно отнести проблему выхолащивания основной сути СТ - природной среды его обитания. Появляются все чаще мероприятия, которые уже трудно назвать туристскими. Хотелось бы подчеркнуть, что это ни в коей мере не исключает проведение подобных соревнований, как тренировочных и базы для роста массовости в спортивном туризме. Необходимо также добавить, что на искусственных дистанциях используются приемы и навыки уже не свойственные тем, которые применяются в природной среде на реальном маршруте. Эта тенденция со временем видимо приведет, как это уже было со спортивным ориентированием, к появлению иного вида спорта, использующего отдельные элементы туризма, а по сути представляющего набор дистанций с иными принципами соревновательности. В основу которых уже сейчас закладываются в первую очередь скоростные параметры, наглядность, элементы шоу. Право на жизнь таких мероприятий, без сомнения, существует только при одном существенном условии, что финансирование их не должно производится за счет развития основных туристских форм, к каким относятся спортивные туристские школы, заочные и очные чемпионаты, туриады, а также мероприятия из класса туристского многоборья, подобные тем, которые проводятся на реках Чуя на Алтае и Белая в Адыгее.

        Четвертая тенденция развития СТ состоит в том, что несколько замедлился рост сложности походов, а также появилась потребность в поиске более сложных маршрутов в уже давно известных и доступных районах страны, таких, как Карелия, Урал и т.п. Для водного туризма, это прохождение связки разнесенных по месту препятствии в период, например, высокой воды. Такая тенденция, видимо, связана с экономическими сложностями, стоящими перед организаторами походов в новые районы, и необходимостью в спонсорских вливаниях.

      Пятой особенностью развития СТ является то, что он, как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Эта особенность заметно выражена в той политике, которую проводит Госкомспорт России и его территориальные структуры. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров [37].

 

 

 

 

 

Глава 2. География спортивного водного туризма в России

2.1. Основные районы проведения водных туристических походов

 

Анализируя продукты туристской деятельности (туристические отчеты) можно выделить следующие регионы Российской Федерации по проведению водных походов:

Центральная Россия, Карелия, Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Прибайкалье, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Рассмотрим водные ресурсы этих регионов более подробно с помощью таблицы 7.

 

Река

Регион

Категория сложности

 

Река

Регион

Категория сложности

 

Барбитай

Алтай

3

 

Омолом

Дальний Восток

2

 

Бельсу

Алтай

3

 

Омулевка

Дальний Восток

4

 

Дашкаус

Алтай

3

 

Саганджа

Дальний Восток

4

 

Даялык

Алтай

5

 

Сутам

Дальний Восток

4

 

Казыр

Алтай

4

 

Тимптон

Дальний Восток

4

 

Мрас-Су

Алтай

3

 

Тумник

Дальний Восток

3

 

Мундыбаш

Алтай

2

 

Тырма

Дальний Восток

2

 

Б. Патом

Прибайкалье

4

 

Юдома

Дальний Восток

4

 

Б. Чуя

Прибайкалье

5

 

Аварское Койсу

Кавказ

3

 

Бамбуйка

Прибайкалье

4

 

Аксаут

Кавказ

3

 

Верхняя Ангара

Прибайкалье

2

 

Алазани

Кавказ

3

 

Витим

Прибайкалье

4

 

Андийское Койсу

Кавказ

3

 

Ингода

Прибайкалье

2

 

Ардон

Кавказ

3

 

Калар

Прибайкалье

4

 

Б. Зеленчук

Кавказ

3

 

Куанда

Прибайкалье

4

 

Б. Лиахви

Кавказ

3

 

Левая Мама

Прибайкалье

4

 

Баксан

Кавказ

3

 

Муя

Прибайкалье

4

 

Белая

Кавказ

2

 

Нечера

Прибайкалье

4

 

Белая Арагви

Кавказ

3

 

Нижняя Ципа

Прибайкалье

4

 

Бзыбь

Кавказ

6

 

Светлая

Прибайкалье

4

 

Большая Лаба

Кавказ

3

 

Селенга

Прибайкалье

2

 

Кодори

Кавказ

3

 

Снежная

Прибайкалье

5

 

Кубань

Кавказ

3

 

Средний Мамакан

Прибайкалье

4

 

Кура

Кавказ

3

 

Средний Сакукан

Прибайкалье

5

 

Лаба

Кавказ

3

 

Сыгытка

Прибайкалье

5

 

Маруха

Кавказ

3

 

Темник

Прибайкалье

4

 

Мзымта

Кавказ

3

 

Томпуда

Прибайкалье

5

 

Пшавская Арагви

Кавказ

3

 

Тунгир

Прибайкалье

3

 

Пшеха

Кавказ

3

 

Тыя

Прибайкалье

3

 

Риони

Кавказ

3

 

Укучикта

Прибайкалье

6

 

Самур

Кавказ

3

 

Улькан

Прибайкалье

3

 

Теберда

Кавказ

3

 

Утулик

Прибайкалье

5

 

Терек

Кавказ

3

 

Хайверга

Прибайкалье

5

 

Уруп

Кавказ

3

 

Ципа

Прибайкалье

4

 

Урух

Кавказ

3

 

Чара

Прибайкалье

4

 

Хасаут

Кавказ

3

 

Чая

Прибайкалье

5

 

Цахва

Кавказ

4

 

Чина

Прибайкалье

4

 

Цахенисцкапи

Кавказ

5

 

Б. Яросама

Вост. Сибирь

1

 

Важинка

Карелия

1

 

Буготак

Вост. Сибирь

1

 

Ведлица

Карелия

2

 

Едарма

Вост. Сибирь

2

 

Войница

Карелия

2

 

Ката

Вост. Сибирь

1

 

Воньга

Карелия

2

 

Кова

Вост. Сибирь

1

 

Кемь

Карелия

4

 

Полива

Вост. Сибирь

1

 

Кепа

Карелия

4

 

Светлая

Вост. Сибирь

2

 

Кереть

Карелия

3

 

Адыча

Дальний Восток

3

 

Коллайоки

Карелия

3

 

Акишма

Дальний Восток

5

 

Никодимка

Карелия

4

 

Амгунь

Дальний Восток

2

 

Нюхча

Карелия

4

 

Гонам

Дальний Восток

4

 

Олова

Карелия

4

 

Делькю Охотская

Дальний Восток

5

 

Онега

Карелия

2

 

Индигирка

Дальний Восток

3

 

Охта

Карелия

3

 

Камчатка

Дальний Восток

2

 

Пистайоки

Карелия

3

 

Кема

Дальний Восток

3

 

Поньгома

Карелия

3

 

Китат

Дальний Восток

2

 

Семча

Карелия

4

 

Мая

Дальний Восток

4

 

Сонрека

Карелия

2

 

Мулам

Дальний Восток

4

 

Сума

Карелия

2

 

Олга

Дальний Восток

4

 

Суна

Карелия

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Река

Регион

Категория сложности

 

Река

Регион

Категория сложности

 

Тавойоки

Карелия

2

 

Исеть

Урал

3

 

Тумба

Карелия

3

 

Кара

Урал

4

 

Тунгуда

Карелия

3

 

Кожим

Урал

4

 

Уксунйоки

Карелия

2

 

Койва

Урал

2

 

Уница

Карелия

2

 

Косьва

Урал

2

 

Чирка-Кемь

Карелия

3

 

Лемва

Урал

3

 

Шайдомка

Карелия

3

 

Лемза

Урал

3

 

Шоба

Карелия

4

 

Лонготьеган

Урал

3

 

Шуя

Карелия

2

 

Ляпин

Урал

4

 

Абакан

Саяны

3

 

Нугуш

Урал

2

 

Агул

Саяны

3

 

Нярма-Яха

Урал

4

 

Алхаш

Саяны

3

 

Печера

Урал

3

 

Б. Бирюса

Саяны

3

 

Подречье

Урал

3

 

Б. Уругудей

Саяны

4

 

Подчерем

Урал

3

 

Балыктыг

Саяны

4

 

Пышма

Урал

2

 

Баш-Хем

Саяны

5

 

Реж-Ница

Урал

2

 

Белин

Саяны

3

 

Сакмара

Урал

3

 

Бий-Хем

Саяны

5

 

Север. Косьва

Урал

4

 

Гутара

Саяны

3

 

Сим

Урал

1

 

Даялык

Саяны

5

 

Собь

Урал

3

 

Диби

Саяны

4

 

Сулем

Урал

3

 

Дотот

Саяны

4

 

Сылва

Урал

1

 

Жомболок

Саяны

3

 

Тыпыл

Урал

2

 

Иркут

Саяны

2

 

Урал

Урал

2

 

Ия

Саяны

4

 

Уса

Урал

3

 

Каа-Хем

Саяны

5

 

Усьва

Урал

2

 

Кан

Саяны

4

 

Уфа

Урал

1

 

Кантегир

Саяны

5

 

Хамельер-Ю

Урал

4

 

Кара-Бурень

Саяны

3

 

Хулга

Урал

3

 

Каратош

Саяны

5

 

Чусовая

Урал

2

 

Кара-Холь

Саяны

5

 

Шарью

Урал

1

 

Китой

Саяны

5

 

Щекурья

Урал

1

 

Кызыр

Саяны

4

 

Юньяха

Урал

1

 

Мана

Саяны

3

 

Юрюзань

Урал

1

 

Ока

Саяны

4

 

Яйва

Урал

2

 

Она

Саяны

3

 

Айва

Центр. Россия

1

 

Онот

Саяны

6

 

Алатырь

Центр. Россия

1

 

Серлиг-Хем

Саяны

4

 

Барыш

Центр. Россия

1

 

Сисим

Саяны

3

 

Бездна

Центр. Россия

1

 

Уда

Саяны

6

 

Инза

Центр. Россия

1

 

Улуг-О

Саяны

4

 

Исса

Центр. Россия

1

 

Урик

Саяны

5

 

Кадара

Центр. Россия

1

 

Ус

Саяны

2

 

Мокша

Центр. Россия

1

 

Ухтум

Саяны

5

 

Пара

Центр. Россия

1

 

Хангаур

Саяны

4

 

Проня

Центр. Россия

1

 

Хемчиг

Саяны

3

 

Пьяна

Центр. Россия

1

 

Шашхид-Гол

Саяны

3

 

Ранова

Центр. Россия

1

 

Агидегель

Урал

2

 

Свапа

Центр. Россия

1

 

Ай

Урал

2

 

Свияга

Центр. Россия

1

 

Б. Инзер

Урал

3

 

Сейм

Центр. Россия

1

 

Б. Нугуш

Урал

2

 

Сура

Центр. Россия

2

 

Б. Пайпудыня

Урал

3

 

Сызрань

Центр. Россия

1

 

Балбанью

Урал

3

 

Теша

Центр. Россия

1

 

Белая

Урал

2

 

Тускорь

Центр. Россия

1

 

Большая Сыня

Урал

4

 

Уза

Центр. Россия

1

 

Зилим

Урал

2

 

Цивинь

Центр. Россия

1

 

 

 

 

 

Цна

Центр. Россия

1

 

 

Анализ таблицы 7 позволяет сделать вывод о том, что наибольшее количество водных маршрутов приходится на Уральский регион (44 реки). Это связанно с высоким уровнем его транспортной доступности, обилием рек различной категории сложности, хорошей освоенностью региона в целом.       

Второе место занимают Саяны (Восточные и Западные - 38 рек), что объясняется их доступностью для жителей Сибири, наличием уникальных природных объектов, расположенных на территории данного региона, высоким уровнем аттрактивности ландшафтов, возможностью проведения разнообразных водных экологических маршрутов. Третье место приходится на Прибайкалье (30 рек) - регион, непосредственно примыкающий к знаменитому пресному озеру. Это связано с развитой гидрографической сетью, наличием сложных спортивных маршрутов, относительной транспортной доступностью, обилием нетронутых ландшафтов.

Далее следуют Карелия (28 рек) и Кавказ (27 рек) - регионы, расположенные в относительной близости от густо населенной Центральной России. Их популярность обусловлена историческими факторами, в частности, истоками зарождения туризма, низкими затратами на транспорт до начала маршрута.

Центральная Россия занимает лишь 6-ое место (22 реки), что связано с географическими особенностями территории, в частности равнинным характером рельефа, что снижает спортивный интерес у туристов. К тому же данная территория подвержена сильному антропогенному давлению: реки загрязнены, имеются препятствия в виде плотин и засоров, аттрактивность ландшафтов снижена.

Дальневосточный регион занимает 7-ое место (20 маршрутов), не смотря на обилие возможностей для развития спортивного водного туризма, что обусловлено его удаленностью от основных районов размещения населения. Реки данного региона представляют интерес в основном для местного населения из-за больших транспортных расходов до места начала сплава.

Последнее место занимает Алтай и Восточная Сибирь (по 7 маршрутов). Малое количество маршрутов по Алтаю объясняется, во-первых, единством Алтае-Саянской горной страны (по этой причине ряд рек отнесены к региону Саян), во-вторых, сложностью (а порой и невозможностью) прохождения ряда рек по причине наличия сверхсложных естественных препятствий в виде порогов, водопадов, каньонов и т.д.

Малое количество маршрутов в Восточной Сибири обусловлено слабо развитой транспортной инфраструктурой данного региона, высокой степенью заболоченности, суровыми климатическими условиями.

Как видно из анализа, среди регионов абсолютно отсутствуют реки Западной Сибири (под Западной Сибирью в данном случае подразумевается Западно-Сибирская равнина, на территории которой находится Омская область). Это связано с тем, что в силу особенностей рельефа, протекающие здесь реки могут иметь только первую категорию сложности, что, естественно, не привлекает спортсменов, занимающихся водным туризмом.

Информация о работе Спортивный водный туризм в России: проблемы и перспективы развития