Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;
2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;
3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 История Древнего Китая 7
Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16
2.1 Государство Шан-Инь 16
2.2 Государство Чжоу 18
2.3 Государство Цинь 22
2.4 Государство Хань 23
Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26
3.1 Местное управление 32
3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34
3.3 Основные черты права Древнего Китая 38
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Древний Китай.docx

— 96.86 Кб (Скачать)

Рост крупного землевладения, сопровождаемого  массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы  эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа  налогоплательщиков вынуждало государство  с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году

до н.э., например, ханьский император  Уди издает указ о конфискации  у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и  рабов. Им вводится большой налог  на крупные состояния. Еще более  радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята  императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение  земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением  крупных собственников ровно  через три года.

Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.

 

 

 

1.2 Историография

Первые более или менее достоверные сведения о далеком и загадочном Китае стали проникать в Европу лишь начиная с XIII в. Знаменитое путешествие Марко Поло в Китай (1273-1291 гг.) несколько приподняло завесу, отделявшую Срединную империю от взоров даже просвещенных европейцев того времени. В XVI-XVII вв. в Китай начали проникать португальские купцы и миссионеры, которые стали проявлять большой интерес к изучению Китая, его истории и культуры. Одним из первых трудов, посвященных Китаю, была книга Мендозы, вышедшая в 1585 г. под заглавием «История великого китайского царства». В 1618 г. было опубликовано описание путешествия Гоэса в Китай, совершенного им в 1604-1607 гг. Прочно обосновавшись в Китае, европейские миссионеры посвятили целый ряд трудов изучению языка, географии, истории и литературы Китая. Среди этих трудов, вышедших еще в XVIII в., следует отметить труды Премара, посвящённые изучению китайского языка, труды Гобиля и Малья по истории Китая и первый перевод китайских произведений классической литературы, принадлежащий Ноэлю (1714 г.). В этих трудах был собран огромный фактический материал, который, однако, европейские ученые еще не смогли подвергнуть критическому изучению.

С конца XVIII в. экспедиции и путешествия европейцев в Китай совершаются чаще и дают уже более значительные научные результаты. Центром научного китаеведения становится Франция, где с 1814 г. начинают преподаваться китайский язык и китайская литература. Крупнейшими специалистами в этой области были Абель-Ремюза, а затем Шаванн, среди многочисленных работ которого следует отметить незаконченный перевод «Исторических записок» Сыма Цяня. Итогом этих обобщающих работ была попытка Каулинга издать общую энциклопедию китаеведения (1917 г.). Наиболее крупными из работ буржуазных историков, посвящённых изучению древнего Китая, были работы А. Масперо и Криля, которые подвергли тщательному исследованию разнообразные источники древнекитайской истории.5

Буржуазные историки собрали большой и ценный материал по истории древнего Китая. Однако в силу классовой ограниченности своего мировоззрения они не смогли дать ясной, правильной и научно обоснованной картины развития древнего Китая. Всячески затушёвывая и замалчивая факты классовой борьбы, давая искажённую картину социальных взаимоотношений, они в большинстве случаев подходили к истории Китая с точки зрения европейских колонизаторов, которые свысока смотрели на китайскую культуру, видя в ней лишь своеобразную восточную экзотику.

Русские путешественники и ученые сделали большой и ценный вклад в дело изучения Китая, китайского языка, истории и литературы. Сношения России с Китаем начались в начале XVII в. В 1616 г. в Китай был отправлен В. Тюменец, а вслед за ним И. Петлин, который в качестве русского посла пробыл в Пекине с 4 сентября по И октября 1618 г. Отчёт Петлина содержит интересное описание Китая того времени. Несколько позже в Китай было направлено посольство во главе с боярским сыном Ф. И. Байковым, которое в 1656 г. прибыло в Пекин. В 1675 г. в Китай было отправлено посольство, во главе которого стоял Н. Г. Спафарий, использовавший для своего путешествия все чертежи Сибири и стран, расположенных к югу от неё вплоть до «китайских высоких стен», что указывает на развитие картографии того времени. При Петре Великом эти сношения России с Китаем участились. В 1692 г. в Китай был послан Избрант, описание путешествия которого было издано в 1704 г. на голландском языке. В 1700 г. был издан царский указ об обучении русских людей восточным языкам, в частности китайскому, а в 1714 г. в Пекин был направлен И. Лежайский для основания там духовной миссии, существование которой было легализовано Кяхтинским договором 1728 г. Эта «российская духовная миссия в Пекине» была первым центром русского китаеведения. Здесь накопили свои знания и первые русские переводчики и знатоки китайского языка, которые впоследствии были командированы в Академию наук и в университеты для переводов с китайского и манчжурского языков, а также для преподавания этих языков. Еще в XVIII в. некоторые произведения китайской литературы были переведены на русский язык.

Крупнейшим представителем русского китаеведения в первой половине XIX в. был И. Бичурин, который прожил в Китае при Пекинской миссии с 1806 по 1821 г., накопив здесь огромные материалы. Его перу принадлежит большое количество научных трудов, посвященных изучению географии и истории Китая, китайскому языку и другим отраслям китаеведения. Им же был переведен с китайского на русский язык целый ряд важных трудов, многие из которых до сих пор ещё не изданы. Труды Бичурина, крупнейшего китаеведа своего времени, оказали большое влияние на развитие не только русской, но и европейской синологии и не потеряли своего значения до настоящего времени. Дальнейшему развитию русского китаеведения способствовала организация кафедры китайского языка при Казанском университете в 1837 г. Благодаря работам Сивиллова, Войцеховского и Васильева здесь возник довольно крупный центр русского китаеведения. Особенно значительный вклад в изучение Китая, его языка, истории и культуры сделал В. П. Васильев, труды которого, в частности посвященные распространению буддизма в Китае, получили широкую известность. Одновременно с этим научная деятельность в области китаеведения продолжалась и в Пекинской миссии, один из членов которой, Палладий Кафаров, крупнейший китаевед своего времени, издал словарь китайского языка и написал ряд трудов исторического и историко-географического характера. Наконец, богатейшие материалы были собраны русскими путешественниками и учеными, совершавшими путешествия в различные области Китая, в частности Сосновским, Матусовским, Пясецким, Потаниным, Грум-Гржимайло, Обручевым, Пржевальским, Певцовым, Роборовским и Козловым.6

Таким образом, русские ученые посвятили целый ряд важных и больших трудов изучению географии, истории, культуры, литературы и языка Китая, которые в значительной мере способствовали развитию научного китаеведения. Отличительной чертой работ русских ученых является та глубокая симпатия к китайскому народу и то признание мировой ценности китайской культуры, которыми проникнуты эти труды.

Советские ученые много сделали в области изучения языка, литературы и истории Китая. Заслугой советских историков является установление наличия рабовладельческого строя в древнем Китае.

Особенно много сделали за последние годы для изучения истории и культуры древнего Китая китайские прогрессивные историки и археологи, среди которых следует в особенности отметить крупнейшего исследователя истории древнего Китая Го Мо-жо. Его перу принадлежит ряд значительных трудов по истории древнего Китая. В своих трудах Го Мо-жо подходит к изучению древнекитайской истории с позиций марксистско-ленинской методологии.

В соответствии со всем вышеизложенным можно сделать вывод, что История  Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих  династий. С конца XVIII в. экспедиции и путешествия европейцев в Китай совершаются чаще и дают уже более значительные научные результаты. Центром научного китаеведения становится Франция, где с 1814 г. начинают преподаваться китайский язык и китайская литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Периоды развития Древнего Китая

2.1 Государство Шан-Инь

История Древнего Китая делится  на четыре периода, каждый из которых  связан с правлением определенной династии. Первый период - Шан - Инь) -продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период - Чжоу - с XII в. до 221 г. до н. э.; третий - царство Цинь - с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый - царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Согласно китайским преданиям  возникновение государства в  Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе  племени шан Чэн Тан основал  династию, получившую название Шан. Это  название затем было принято в  качестве названия правящей династии государства. В более позднее  время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом  стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории  Древнего Китая имеет два названия - Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).7

Таким образом, особенность  образования государства в Китае  заключается в том, что процесс  перехода от первобытнообщинного строя  к классовому обществу был активизирован  покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным  народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.

Общественный строй. Иньское  общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался  из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.

В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности  светской аристократии присваивались  титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть  как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа в рабство  за долги, обращение в рабство  за некоторые преступления, получение  рабов от подчиненных племен в  качестве дани. Рабы находились на положении  скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения  составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все  земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно  всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался  царю. Частные поля находились в  индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их. держателей. Земля рассматривалась  как государственная собственность  и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в  данный период были рабы, дома, орудия труда.

Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки  родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация  царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди  подданных укреплялось представление  о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.

Царь был первым и самым  крупным рабовладельцем, верховным  военным вождем, высшим судьей и  первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный  аппарат, на высшие должности в котором  назначал своих близких родственников. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п.

Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские  чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.8

В XII в. до н. э. государство Шан - Инь переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.

 

2.2 Государство Чжоу

Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122-742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770-403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403-221 гг. до н. э.).

Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением  Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое  государство, усложняется его структура.

Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая  аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная  знать, часть иньской рабовладельческой  аристократии, уцелевшая после покорения.

Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось  крупное землевладение. Рабовладельческая  аристократия свободно распоряжалась своими владениями - судя по имеющимся данным, землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

Большую роль в период Западного  Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась упомянутая выше система  «колодезных полей». В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование. Многие из них переходили в разряд безземельных арендаторов.

В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых  увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных  преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский  труд широко использовался в различных  отраслях хозяйства.

Информация о работе Китай