Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;
2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;
3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 История Древнего Китая 7
Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16
2.1 Государство Шан-Инь 16
2.2 Государство Чжоу 18
2.3 Государство Цинь 22
2.4 Государство Хань 23
Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26
3.1 Местное управление 32
3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34
3.3 Основные черты права Древнего Китая 38
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Древний Китай.docx

— 96.86 Кб (Скачать)

Государственный строй. Верховная  власть находилась в руках наследственного  царя (вана).

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые  служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную  компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями  вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

Государственный аппарат  складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был  главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.9

По преданию, царь Чэн  ван (1115-1079 гг. до н. э.) осуществил организацию и укрепление государственного аппарата. Главными советниками царя являлись «три гуна»: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель» (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

Армия не была полностью  постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и  ополчения, собираемого во время  войны.

Централизованного государства  в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная  область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями - чжухоу. В данный период окончательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркивало их зависимость от царя.

Территория княжества  делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной  единицей являлась сельская община. Судя по имеющимся данным, устройство сельских общин было неодинаково в различных  княжествах. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину - линь, пять таких общин объединялись в деревню - ли, четыре ли образовывали «клан» цзу, пять цзу образовывали группу - дан, пять дан составляли округ - чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель - цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.

В IX в. до н. э. ослабевают связи  центральной власти с правителями  зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание  привело к изгнанию царя. Неудачные  войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется  крупными изменениями в экономической  и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает  возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих  родовых земельных владений, которые  переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения  родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. В руках служилой знати  сосредоточиваются значительные земельные  владения. Крупное землевладение  образуется за счет не только пожалований  за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.10

Развитием крупного землевладения  отмечен и следующий период в истории Китая - период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

С момента уничтожения  монархии Западного Чжоу единого  государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных  государств, которые вели между собой  ожесточенную борьбу; в процессе которой  более слабые государства поглощались  более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит  победителем из борьбы с другими  царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.

 

 

 

2.3 Государство Цинь

Созданию сильного централизованного  государства Цинь способствовали реформы Шан Яна - сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.

Сильное централизованное государство  Цинь сумело подчинить себе остальные  китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась  вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный  аппарат, в состав которого входили  десятки тысяч чиновников. Во главе  аппарата управления стояли левый и  правый ченсяны (министры). Заместителями  ченсянов были секретари. К высшим государственным  чиновникам относились начальник дворцовой  стражи, чиновник, ведавший культом  предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую  роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

После завоевания древнекитайских  царств в империи были проведены  административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу  реформ Шан Яна. Границы прежних  царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в  свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя - представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своей деятельности руководствовались твердо установленными едиными законами. Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службе состояла масса чиновников.

Проведенные реформы ненадолго  сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия - Ханьская.

 

2.4 Государство Хань

Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд  реформ, направленных на смягчение  положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста  рабовладения и крупного частного землевладения - основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.

В конце I в. до н. э. императором  Ай-ди был принят указ об ограничении  количества рабов и земли у  крупных собственников: никто не мог иметь земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.11

Структура центрального и  местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупных округов, возглавляемых наместниками императора - окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

Во главе областей и  уездов стояли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его  помощники по гражданским и военным  делам. Деятельность местной администрации  контролировалась инспекторами из центра.

Более решительная попытка  смягчить классовые противоречия реформами  сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

Сущность реформ сводилась  к следующему. Запрещалась купля-продажа  земли, все земли были объявлены  царскими; одновременно восстанавливалась  древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток  ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право  государства владеть рабами. Численность  государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

Неоднократно проводились  денежные реформы, были введены новые  налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный  процент. Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности значительной части  ссудных операций, в руках государства.

Ван Ман стремился к  тому, чтобы создать сильную бюрократическую  империю. Был увеличен государственный  аппарат, установлена продажа должностей. Государственные служащие для занятия  должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать  учение Конфуция. Эти меры подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати и обеспечивали доступ к государственному управлению разбогатевшим купцам, ремесленникам, незнатным землевладельцам. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они  не ослабили, а, напротив, углубили, обострили  классовые противоречия, привели  к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган - императорский совет.12

Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок  привела к глубокому политическому  кризису. Хозяйственная система  страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил - погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

Следовательно, мы узнали, что Древний  Китай состоял из четырех государств: Шан-Инь, Чжоу, Цинь и Хань. В каждом государстве присутствовал свой государственный и общественный строй, у каждого государства  был свой основатель, проводились  всяческие реформы.

 

 

Глава 3 Государственный  строй Древнего Китая

Государственный строй первого  древнекитайского государства с  течением времени трансформировался  в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим  войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение  от бога. Высшие должности в государственном  аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков  налогов и др. - профессиональные чиновники. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем  шли шанская рабовладельческая  аристократия и жречество. Следующую  ступень занимала рабовладельческая  аристократия покоренных племен. В  зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии. Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан - Инь община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: «общественное» поле и «частные» поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. «Частные» поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу. В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Но и это государство оказалось недолговечным. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов. Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором. Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.13

Информация о работе Китай