Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;
2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;
3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 История Древнего Китая 7
Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16
2.1 Государство Шан-Инь 16
2.2 Государство Чжоу 18
2.3 Государство Цинь 22
2.4 Государство Хань 23
Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26
3.1 Местное управление 32
3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34
3.3 Основные черты права Древнего Китая 38
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Древний Китай.docx

— 96.86 Кб (Скачать)

 

3.2 Период распада единого  государства (VIII-III вв. до н. э.)

С этого времени  история древнего Китая может  изучаться на основании большего количества разнообразных источников, чем те, которые сохранились от предшествующих до н. э.) периодов китайской  истории. Но проблема социально-экономических  отношений пока не может быть полностью  разрешена ввиду отсутствия специальных  источниковедческих и историко-лингвистических  работ, которые бы позволили точно  определить характер классовых взаимоотношений  и значение отдельных социально-экономических  терминов. Однако работы китайских историков и советских ученых позволяют установить некоторые факты, которые при дальнейшем изучении источников несомненно помогут объяснить своеобразные черты древнекитайского рабовладения в этот период его истории.

Медленное распространение  железа постепенно производит целый  переворот в развитии техники, содействуя появлению новых и более совершенных  железных орудий. В VII в. до н. э. в княжестве Ци появляется государственная монополия на железо. Начинают применяться железные сошники, что делает труд раба более продуктивным и даёт возможность использовать большее количество рабов в сельском хозяйстве. Однако прочное существование старых сельских общин в значительной степени задерживало процесс развития рабовладельческих отношений. Многие из этих общин, в особенности на периферии страны, жили в условиях примитивного родоплеменного или несколько более развитого семейно-общинного строя. Завоевание обширных соседних территорий китайскими царями и образование ряда независимых княжеств привело к особым, специфическим для древнего Китая формам порабощения целых больших родоплеменных и семейно-общинных групп, которые номинально считались «рабами» государства, а фактически отчасти передавались во владение отдельных аристократов. Поэтому некоторые термины, служившие для обозначения свободных общинников, иногда использовались и для обозначения рабов.17

С другой стороны, при неразвитости рабовладельческих  отношений существовали различные  градации, переходные стадии от рабовладельческой  зависимости к свободному состоянию, что объясняется как сохранением  домашнего патриархального рабства, так и коллективным порабощением целых общин, наконец, резким различием  между экономически развитыми центральными районами Китая и примитивным  бытом кочевников и земледельцев, населявших обширные окраины Китайского государства Чжоу. Постоянные войны  и перемещения государственных  центров, частые изменения в «облачной  сфере политики» приводили к  тому, что рабы часто массами освобождались, а свободные, наоборот, попадали в  рабство, хотя производственная структура  общин, основанная на натуральном хозяйстве, как правило, оставалась неизменной. С этим связана в конечном счете текучесть форм рабовладения и неточность социальных терминов древнего Китая. Словом «чэнь» обычно обозначали понятия «слуга», «раб» в частности «домашний раб». Слово «минь» обычно обозначало в своей совокупности весь трудовой «народ», возможно общинников, находящихся в тяжёлых условиях почти рабской зависимости.

Некоторые данные, сохранившиеся в социально-политическом трактате философа Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.), характеризуют хозяйственный и общественный строй этого времени. Упорные войны, которые вели между собой в борьбе за преобладание и господство отдельные княжества, тяжелым бременем ложились на трудовые массы народа.

«Многочисленные армии отправляются в путь вместе с правителем (служа ему охраной) и поглощают все продукты. Голодающие не находят себе пищи; те, которые  могут работать, не находят более  покоя. Теперь одни лишь злобные взгляды, хор проклятий! И тогда в сердцах  народа рождается лишь глубокая ненависть. Он сопротивляется приказам (царя), которые  предписывают угнетать народ».

Развитие сельского  хозяйства и ремесла, в значительной степени основанного на широко распространенном рабстве, привело к дальнейшему росту торгового обмена, к появлению торговых городов и выделению купечества. Однотипные памятники материальной культуры, найденные в различных районах Китая к северу и к югу от Хуанхэ, свидетельствуют о возникновении более или менее заметного товарного производства. И. В. Сталин указал на то, что товарное производство «существовало при рабовладельческом строе и обслуживало его».

В политико-экономическом  трактате Гуаньцзы сохранились рассуждения  о значении рынка и регулировании  цен на товары. Автор, проявляя значительный интерес к торговле, говорит о  купцах, как об особом сословии народа, подчеркивая большую политическую и экономическую осведомлённость людей, «связанных с рынком». Особенно показательно для этой эпохи значительное развитие ростовщичества, которое в те времена обследовалось специальными чиновниками. Ко времени образования Циньского государства появляется особый слой «богачей», которые владели крупными земельными поместьями и принимали живейшее участие в торговле. Китайские источники сообщают, что богачей в то время было так много, что Цинь Ши Хуан-ди для развития торговли в своей столице переселил туда 120 тыс. семей таких богачей. Весьма возможно, что эта цифра сильно преувеличена. Развитие торговли и ростовщичества приводило к обострению классовых противоречий. В целях предотвращения резких вспышек классовой борьбы выдвигались проекты социальных реформ, которые имели своей целью оградить интересы правящего класса аристократии и главным образом средних зажиточных слоев торговцев от возможных социальных потрясений.18

В IV в. до н. э. в княжестве Цинь был проведен ряд реформ, направленных на то, чтобы разрушить древнее общинное землепользование и всячески укрепить крупное аристократическое землевладение. Эти реформы были проведены циньским сановником Шан Яном. Земельная реформа заключалась в том, что была введена неограниченная частная собственность на землю и была полностью разрешена свободная продажа и купля земли. Согласно налоговой реформе Шан Яна прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. Наконец, специальная административная реформа предусматривала полицейский контроль за всем населением страны, которое было строго разделено на определённые мелкие ячейки. Одновременно с этим принимался ряд мер к тому, чтобы расширить посевную площадь и привлечь в страну земледельческое население, что было необходимо для поднятия уровня земледельческого хозяйства.

Обострение классовых  противоречий создавало реальную угрозу для существования и дальнейшего обогащения правящего класса - рабовладельческой аристократии. Попытки социальных реформ не могли ослабить напряжения классовой борьбы. Рост аристократического землевладения, развитие торговли и необходимость сохранения ирригационной сети, а также необходимость защиты страны от кочевников требовали восстановления сильного централизованного государства и создания прочного и единого для всей страны государственного аппарата. В связи с этим уже в философских трудах VI в. до н. э. формулируются твёрдые принципы государственного управления и указывается на необходимость восстановления деспотии после периода временной смуты и внутренней борьбы. Так, в книге философа Мэн-цзы даётся яркая характеристика сильной деспотической власти. Мэн-цзы рекомендовал установить государственный контроль над земледелием, а императорам советовал в частности осуществлять крупное ирригационное строительство для поднятия сельского хозяйства.

В IV в. до н. э. княжество  Цинь становится наиболее сильным среди  всех остальных крупных княжеств. В течение целого столетия князья, стоявшие во главе княжества Цинь, ведут упорную борьбу за преобладание и господство во всем Китае.

3.3  Основные  черты права Древнего Китая

Если верить преданиям, уже  в X в. до н. э. чжоуским Муваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала  якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных  судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго отмечен  бурным развитием законодательной деятельности. В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода  в истории Китая отмечен многочисленными  сборниками права.

Право собственности. В периоды  Инь, Западного Чжоу земля считалась  собственностью вана, на полученные в  дар земли приближенные имели  лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.19

Помимо земли важнейшим  объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положений скота, считались государственной  собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи  еще не подлежали.

Во времена Чжоу стали  возможны обмен и покупка раба. В V-III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое  распространение получил договор дарения - земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V-III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.20

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая  патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом  предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества  не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.21

В связи с этим можно  сделать вывод, что в Древнем  Китае царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога, от него уже шла ветка по остальным служащим. Постоянные войны и перемещения государственных центров, частые изменения в «облачной сфере политики» приводили к тому, что рабы часто массами освобождались, а свободные, наоборот, попадали в рабство, хотя производственная структура общин, основанная на натуральном хозяйстве, как правило, оставалась неизменной, что объясняется периодом распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.). В каждом периоде Древнего Китая существовали свои особенные черты права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение можно отметить, что первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается  действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и  раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые  границы проходили между тремя  социальными слоями. Одним из первых трудов, посвященных Китаю, была книга Мендозы, вышедшая в 1585 г. под заглавием «История великого китайского царства».

История Древнего Китая делится  на четыре периода, каждый из которых  связан с правлением определенной династии.

Согласно китайским преданиям  возникновение государства в  Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Первый период - Шан - Инь)- -продолжался  с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период - Чжоу - с XII в. до 221 г. до н. э.; третий - царство Цинь - с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый - царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное. В каждом государстве присутствовал свой государственный и общественный строй, у каждого государства был свой основатель, проводились всяческие реформы.

Государственный строй первого  древнекитайского государства с  течением времени трансформировался  в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим  войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение  от бога. Высшие должности в государственном  аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.  «Власть - это то, чем располагает лишь правитель», - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи.  Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники.

Некоторые данные, сохранившиеся в социально-политическом трактате философа Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.), характеризуют хозяйственный и общественный строй этого времени. Упорные войны, которые вели между собой в борьбе за преобладание и господство отдельные княжества, тяжелым бременем ложились на трудовые массы народа.

Информация о работе Китай