Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;
2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;
3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 История Древнего Китая 7
Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16
2.1 Государство Шан-Инь 16
2.2 Государство Чжоу 18
2.3 Государство Цинь 22
2.4 Государство Хань 23
Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26
3.1 Местное управление 32
3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34
3.3 Основные черты права Древнего Китая 38
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Древний Китай.docx

— 96.86 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                               4

Глава 1 История Древнего Китая                                                                                      7

    1. Сословно-классовое деление в Древнем  Китае                                                    9
    2. Историография                                                                                                        12

Глава 2 Периоды развития Древнего Китая                                                                   16

     2.1 Государство  Шан-Инь                                                                                            16

     2.2 Государство  Чжоу                                                                                                   18

     2.3 Государство  Цинь                                                                                                   22

     2.4 Государство  Хань                                                                                                   23

Глава 3 Государственный строй Древнего Китая                                                         26

     3.1 Местное  управление                                                                                               32

     3.2 Период распада  единого государства (VIII-III вв. до н.э.)                                 34

     3.3 Основные  черты права Древнего Китая                                                               38

Заключение                                                                                                                         41

Список использованных источников                                                                               43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы: «Государственный строй Древнего Китая» заключается  в следующем: история Древнего Китая  обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан -Инь (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - «борющихся царств» (V - III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники.

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать  историческое развитие этой древней страны;

2) выяснить, какие периоды  входят в историю развития  Древнего Китая, изучить их  особенности;

3) разобраться, какой преобладал  государственный строй в Древнем  Китае, выявить особенности и  приоритеты развития.

Китай - древняя и немного  загадочная страна.  Для большинства  из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве.  Для  кого-то она началась со сказки об искусно  сделанном соловье,  жившем во дворце китайского императора,  для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев - компасе, 

           
         

Изм.

Лист

ФИО

Подпись

Дата

Студент

     

 

«Государственный строй Древнего Китая»

Лит.

Лист

Листов

Руководитель

       

У

 

4

43

Консультант

     

 

                   МГУПИ

Н. Контроль

     

Зав.кафедрой

     

 

порохе и бумаге,  и,  конечно, многие хотели познакомиться  с этой страной поближе.

Пять тысяч лет Китайской  цивилизации,  и всего сорок  лет Китайской Народной Республике, рожденной революцией. А задолго  до этой победы мы узнали, о боровшейся за свободу, против агрессии чужеземцев.

1949 год  открыл нам  новую свободную страну.  Мы  смотрели документальные фильмы  Романа Кармэна,  читали  очерки  Константина  Симонова, слушали  рассказы людей,  побывавших там.  Мы знакомились с древнейшими  искусствами Китая на выставках  художника Сюй Бэй Хуна.

Сегодня Китай - это страна о преодолевшая тяжелые последствия  «культурной революции»,  трагедии, не имевшей ничего общего ни с  культурой, ни с революционными традициями; это  страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность,  молодое и отжившее,  порой  мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало  атмосферу перемен, которая характеризует  нынешней день страны.

Самые разнообразные  источники позволяют современным  историкам изучать многовековую историю великого китайского народа. Особенное значение в этом отношении  имеет то обстоятельство, что китайская  письменность, восходящая к истокам  древнекитайской государственности, сохранила непрерывную нить исторической традиции. Ныне уже представляется возможным восстановить не только общие  контуры, но и основные факты истории  древнего Китая, начиная с того времени, когда на развалинах родового строя  стало возникать древнейшее рабовладельческое  общество и деспотическое государство.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные  труды отечественных и зарубежных авторов в области истории  зарубежных стран.  Основными методами, используемыми при написании дипломного исследования, являлись аналитический, синтез, индукция и дедукция, метод абстракции и сравнительный.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы,  заключение, список используемых источников.

Основная часть состоит  из 3 глав. В первой главе изучается история развития Древнего Китая. Во второй главе курсовой работы дается характеристика каждого периода развития Древнего Китая. Наконец в третьей главе раскрываются особенности государственного строя в Древнем Китае. В заключении подводятся основные итоги исследуемой темы курсовой работы.

В списке используемых источников приводятся основные источники информации, послужившие базой для написания дипломного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 История Древнего Китая

История Древнего Китая обычно делится  на ряд периодов, обозначаемых в  исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан - Инь (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII -V вв. до н.э.) и Чжаньго - «борющихся царств» (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать  во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правительван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов1.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан - Инь было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием  царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над  населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных  коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной  власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные  вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь  местными царьками, удельные правители  сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом  управления. Таким образом, в чжоусском  Китае господствует раздробленность  с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций  гегемона, к поглощению им более  мелких царств,

Долголетние непрерывные войны  привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости  мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны «без пристрастия и уничтожения людей». Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к «собиранию» земель вокруг семи крупных китайских царств.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к  объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря  внедрению железных орудий труда  происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных  сооружений, рост сельскохозяйственного  и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное  разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что  в последние века до н.э. в Китае  проявляется противоборство двух тенденций  в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная  собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой - формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю - путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается, второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны2.

Основы социальных порядков, государственная  машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без  всяких изменений были перенесены в  Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском  Китае до буржуазной революции 1911-1913 гг.

 

1.1 Сословно-классовое деление в Древнем Китае

В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений; б) свободными крестьянами-общинниками; в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

Этому соответствовала система  «общественных полей», при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с «общественных земель» в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.

В связи с дальнейшим развитием  государственного аппарата, усложнением  управленческих функций в чжоусском  Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных paнгов, существующих за счет той же ренты - налога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности  на землю, присвоение общинной земли (особенно «общественных полей») знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

Вместе с исчезновением «общественных  полей» рента-налог в форме отработок на «общественных полях» была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.3

Несмотря на качественный перелом  в экономике в это время, процесс  образования классов в Древнем  Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая  масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной  точек зрения. В нее входили  работники, лишенные полностью или  в значительной мере собственности  на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных  безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял  из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных  крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом  отношении, слой непривилегированных  свободных мелких производителей, собственников средств производства - крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.4

Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение  и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым» (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и «простонародью» (свободному крестьянству, ремесленникам).

Информация о работе Китай