Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:22, контрольная работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
Экологический туризм………………………………………….13
Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
Морские и речные круизы……………………………………...17
Событийный……………………………………………………18
Экскурсионные туры………………...………………………...19
Туры на лечение………………………………………………..21
Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47
Приложение
1
Таблица
.- Прибытие иностранных
граждан в Россию
поквартально
Приложение
2
Средние
значения показателей
каждого кластера
Показатели | 1 кластер | 2 кластер | 3 кластер | Аномальные регионы | Все регионы(за исключением аномальных) | Все регионы |
Объем отдельных видов платных услуг в 2003 г., млн. руб., в том числе: | ||||||
Туристско-экскурсионные | 177,6 | 42,6 | 9,1 | 2243,6 | 67 | 177,2 |
Санаторно-оздоровительные | 458,1 | 103,5 | 52,7 | 2168,7 | 176,4 | 277,3 |
Услуги гостиниц | 217,8 | 57 | 27,5 | 3624,5 | 88,5 | 267,6 |
Численность размещенных лиц, 2003 г.: | 1 кластер | 2 кластер | 3 кластер | Аномальные регионы | Все регионы(за исключением аномальных) | Все регионы |
В предприятиях гостиничного типа (тыс. чел); | 305,3 | 122,6 | 40,5 | 1521 | 146,7 | 216,3 |
В специализированных средствах размещения (тыс. чел). | 176,7 | 55,8 | 15,1 | 754,3 | 75 | 109,4 |
Число регионов | 18 | 39 | 14 | 4 | 75 | 79 |
Приложение
3
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ
ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
26 февраля 1996 г.
N 177
(Д)
В целях стимулирования дальнейшего развития внутреннего и международного туризма в Российской Федерации, формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса Правительство Российской Федерации постановляет:
1.
Утвердить прилагаемую
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и
туризму.
3.
Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации разработать и утвердить
в 1996-1997 гг региональные программы
развития туризма.
Председатель Правительства
Российской
Федерации
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 1996 г.
N 177
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ
ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Развитие
туризма в Российской
Федерации"
Наименование Программы | Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации" |
Основания для разработки программы | Протокол заседания Совета Министров - Правительства Российской Федерации от13 мая 1993 г. N 16,поручение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1995 г.N ЮЯ-П12-18449, протокол заседания Правительства Российской Федерации от 6 июля 1995 г. N 21, раздел V, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации |
Государственный заказчик, директор Программы, разработчик Программы | Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму |
Цели
и задачи
Программы, важнейшие целевые показатели |
Создание в
Российской Федерации современного высокоэффективного
и конкурентоспособного туристического
комплекса, обеспечивающего широкие возможности
для удовлетворения потребностей российских
и иностранных граждан в разнообразных
туристических услугах основные задачи
Программы: Формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристической деятельности; Упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности; Формирование современного отечественного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических предприятий; Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма; Обеспечение развития социального туризма в России; Поддержка развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, в частности, малого предпринимательства; Стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристических объектов; Создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом; Интеграция России в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма; Реализация в России принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов; Разработка и внедрение на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания; Развитие отраслевой туристической науки, осуществляющей комплекс базовых исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях; Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма; Проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. |
Сроки и этапы реализацииПрограммы (подпрограмм) | 1995-2005 годы первый
этап (1995-1997годы) включает подготовку
и начало реализации системы
программных мероприятий, |
Перечень
основных мероприятий |
Система программных
мероприятий охватывает следующие
направления: нормативно-правовая область; Организация туристической деятельности и управление развитием туризма; содействие развитию материальной базы туризма; Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках; кадровое обеспечение научное обеспечение |
Исполнители
основных мероприятий |
Научно-исследовательские
институты и другие организации
по профилю предусматриваемых |
Объемы
и источники финансирования (в ценах 1995 года) |
Общий объем
финансовых средств, необходимых для
реализации первого этапа Программы,
- 2044,2 млрд. рублей федеральный бюджет
- 14,6 млрд. рублей, в том числе в
1996 году - 6,2 млрд. рублей. Финансирование реализации инвестиционных проектов в сфере туризма на 1995-1997 годы предполагается осуществить преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников - 2029,6 млрд. рублей. Объем финансовых средств, необходимых для реализации второго этапа Программы (1998-2005 годы), составит, по предварительной экспертной оценке, не менее 20 трлн. рублей |
Ожидаемые
конечные результаты реализацииПрограммы |
Формирование современного туристического рынка в России, увеличение доходов федерального бюджета, в том числе валютных поступлений, стимулирование развития таких.Секторов экономики, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления и др., образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях,Привлечение иностранных инвестиций в экономику России, сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, удовлетворение потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, воспитании подрастающего поколения |
Система
организации контроля за исполнением Программы |
Информация
и доклады о ходе выполнения Программы
и об использовании средств |
1.
Основания для
разработки Программы
Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии в Российской Федерации, содействия развитию материальной базы туризма и разработана с учетом концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации".
При разработке Программы учтены положения Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.), Гаагской декларации по туризму (1989 г.), Осакской конференции министров по туризму (1994 г.), решения
Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Хартии туризма и Кодекса туриста, принятых 6-й сессией Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО) в 1985 г., другие решения и рекомендации ВТО, соглашения по вопросам развития туризма, заключенные между Российской Федерацией и другими государствами.
Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования.
Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Система мероприятий Программы сформирована с учетом выделения средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований.
Программа
подготовлена с участием
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
институтов макроэкономических
исследований и микроэкономики
при Министерстве экономики
Российской Федерации, Центрального
научно-исследовательского и
проектного института курортных,
туристических, оздоровительных
и лечебных зданий и комплексов
при Министерстве строительства Российской
Федерации.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными
методами
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Причем, если среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составляют 13 процентов, то от экспорта туристических товаров и услуг соответственно 7 и 10 процентов. По прогнозам ВТО, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Вместе с тем важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. Поэтому реализация Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристический потенциал, оживить отечественный туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны государства.
Спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в силу проблем переходного периода снизился, а количество мест в соответствующих учреждениях сократилось. Существующая сеть туристических учреждений, составляющая 1,4 млн. мест вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха (которые по принятой международной классификации относятся к объектам туристического хозяйства), в значительной степени нуждается в реконструкции.
Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования развития материальной базы туризма за счет средств федерального бюджета, предусматривается использование различных форм государственного стимулирования для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, в том числе иностранных.
Проблему подготовки туристических кадров намечается решить за счет структурной перестройки существующей системы образования, а также широкого использования возможностей учреждений дополнительного образования. Вместе с тем важна роль государства в создании системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристических администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристическом рынке.
Программа призвана способствовать
предупреждению и смягчению последствий
имеющих место негативных явлений
и создать реальные предпосылки
для решения задач, поставленных
в области развития туризма.
3.
Основные цели, задачи,
сроки и этапы
реализации Программы
Главная цель Программы создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой значительный вклад в развитие народного хозяйства страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Основные задачи Программы состоят в следующем: