Туризм в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:22, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

Оглавление

Введение..………………………………………………………………………………3

Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6

1.1. История туризма в России………………………………………...…….6

1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6

1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7

1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8

1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9

1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10

1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12

1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
Экологический туризм………………………………………….13
Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
Морские и речные круизы……………………………………...17
Событийный……………………………………………………18
Экскурсионные туры………………...………………………...19
Туры на лечение………………………………………………..21
Бизнес-туризм……………………………………………...........23

Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25

2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего

туризма............................................................................................................27

2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28

2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32

2.4. Проблемы российского туризма............................................................34

Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли

в России.........................................................................................................................36

3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37

3.2. Туристические объединения..................................................................42

Заключение...................................................................................................................44

Список литературы.....................................................................................................46

Приложения..................................................................................................................47

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Особенности развития туризма в России.doc

— 362.00 Кб (Скачать)
  • создание современного   отечественного  туристического  рынка  на основе развития конкуренции,  углубления специализации и кооперации  в работе туристических организаций;
  • формирование современной   нормативно-правовой   базы    развития туризма   и   системы   государственного  регулирования  туристической деятельности,  в том числе системы мер,  обеспечивающих безопасность в сфере туризма;
  • создание условий  для  приоритетного   развития   внутреннего   и въездного туризма;
  • обеспечение развития социального туризма в Российской Федерации;      упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;
  • стимулирование развития   отечественного   предпринимательства  в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;
  • создание условий  для возрождения и развития традиционных центров туризма,  освоения новых туристических районов с обширным природным  и историко-культурным потенциалом;
  • интеграция России  в  систему  мирового  туристического  рынка  и развитие международного сотрудничества в области туризма;
  • реализация в России принятой ООН концепции  устойчивого  развития туризма  как  экологически  безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
  • содействие в    разработке    и    внедрении   на   отечественном туристическом   рынке    прогрессивных    технологий    туристического обслуживания;
  • стимулирование развития  материальной   базы   туризма   (средств размещения    и   инфраструктуры)   путем   привлечения   внебюджетных источников,  в том числе иностранных инвестиций,  для реконструкции  и нового строительства туристических объектов;
  • совершенствование системы       информационного       обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;
  • создание современной   системы   подготовки,   переподготовки   и повышения квалификации туристических кадров;
  • развитие отраслевой туристической науки,  осуществление комплекса базовых   научных  исследований  в  сфере  туризма  на  федеральном  и региональном уровнях.

      Программу предлагается реализовать в два этапа.

      Первый этап  (1995-1997  годы)  включает  разработку и реализацию системы  программных   мероприятий,   направленных   на   формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования,   рекламно-информационного,   кадрового   и    научного обеспечения,  а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции  и  завершения  строительства  туристических   объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристическим потенциалом.

      В результате  реализации  первого   этапа   Программы   ожидается стабилизация  и начало  постепенного  роста внутреннего и въездного туризма.

      Второй этап  (1998-2005  годы)  предполагает завершение работы по созданию современной системы  подготовки  кадров  для  сферы  туризма, модернизации существующей материальной базы, активизацию строительства новых объектов  средств  размещения  и  туристической инфраструктуры, развертывание   широкомасштабной  рекламной  кампании по  продвижению отечественного туристического продукта на мировом рынке.

      В результате   реализации   второго   этапа  Программы  ожидается дальнейший рост туристических потоков.

      Исходя из  цели,  задач  и этапов Программы,  разработана система мероприятий по ее реализации. 

4. Система программных  мероприятий 

      Система программных мероприятий,  предусматриваемая на  1995-1997 годы,  охватывает  основные  направления  государственной  политики  в области туризма и включает:

  • нормативно-правовую область;
  • организацию туристической  деятельности  и  управление  развитием туризма;
  • содействие развитию материальной базы туризма;
  • рекламно-информационное обеспечение   продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;
  • кадровое обеспечение развития туризма;
  • научное обеспечение туризма.

      Реализация этих     мероприятий    позволит    создать    систему государственного  регулирования  и  стимулирования  развития  туризма, адекватную  природе  рыночных  отношений  и учитывающую мировой опыт в этой области. Предусматривается разработать проект федерального закона "О    туризме"    с   учетом   особенностей   туристической   отрасли, законодательные  акты,  регулирующие  налогообложение,   имущественные отношения,  внешнеэкономическую деятельность,  порядок въезда и выезда иностранных граждан и  туристических  поездок  российских граждан за границу,  вопросы  природопользования,  охраны  памятников  истории  и культуры   и   другие    вопросы,    регламентирующие    туристическую деятельность.

      Важная роль в  формировании  нормативно-правовой  базы  отводится принятию   соответствующих   постановлений   Правительства  Российской Федерации,  а  также  заключению  межправительственных  соглашений   и соглашений   Государственного   комитета   Российской   Федерации   по физической культуре и туризму  с  субъектами  Российской  Федерации  о сотрудничестве в области развития туризма.

      Особое значение имеет работа по созданию соответствующих  мировой практике  систем  сертификации  и  лицензирования  в сфере туризма для защиты прав потребителей  туристических  услуг,  а  также  страхования жизни,  здоровья и имущества путешествующих.  Осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию указанных нормативных правовых актов,  составляет  основу  раздела  по совершенствованию организации туристической деятельности и управления развитием туризма.

      Мероприятия, связанные  с  развитием  материальной  базы туризма, предусматривают разработку  предложений  по  механизму  финансирования реконструкции  и  строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных  источников,  а  также  содействие  в  реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры.

      Основными направлениями    рекламно-информационного  обеспечения развития туризма являются:

  • подготовка и   издание  базового пакета  информационно-рекламных материалов о возможностях туристического рынка России;
  • участие в  организации  и  проведении  крупнейших международных и отечественных туристических выставок;
  • реформирование сети    загранпредставительств    Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристических центров России за рубежом;
  • создание информационных   банков   данных  туристических  средств размещения, фирм, туров, маршрутов и др.;
  • проведение рекламных кампаний в отечественной и зарубежной прессе с целью формирования  образа  России  как  страны,  благоприятной  для туризма.

      Указанные мероприятия направлены прежде  всего  на  популяризацию туристических возможностей страны в целом. Для их реализации имеется в виду активно привлекать внебюджетные средства.

      Решение задач кадрового обеспечения развития туризма включает:

  • определение потребности в кадрах специалистов;
  • определение перечня  туристических  профессий и соответствующих учебных специальностей;
  • разработку учебных программ и методических пособий;
  • содействие в   формировании   сети   специализированных   учебных заведений и подготовке кадров преподавателей.

      Все эти   мероприятия   направлены  на  создание  единой  системы подготовки,  переподготовки  и  повышения  квалификации  туристических кадров.

      Программа развития туризма в России требует надлежащего  научного обеспечения.    В   соответствии   с   задачами   Программы   намечены перспективные направления научных исследований,  включающие разработку программ развития специализированных видов туризма:

      социального, экологического,          спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного и др.

      Предусматриваются содействие   в   разработке   региональных    и межрегиональных программ развития туризма,  подготовка соответствующих методических материалов,  проведение  комплекса  базовых  исследований туристического  потенциала  страны,  разработка методологии и методики оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма, анализ и прогнозирование   конъюнктуры   туристического   рынка  с  последующей разработкой Генеральной схемы развития и  размещения  зон  и  объектов туризма на территории Российской Федерации.

      Полный перечень  программных  мероприятий  на  1995-1997  годы  с указанием  необходимых  объемов финансирования и ожидаемых результатов приведен  в  разделе 9.  Государственный заказчик осуществляет   на конкурсной  основе предконтрактный отбор исполнителей, которыми могут быть  научно-исследовательские  и  другие   организации   по   профилю мероприятий.

      Система мероприятий  по  развитию  туризма,  предусматриваемых  в 1998-2005  гг,  будет разработана в  ходе  реализации мероприятий первого этапа Программы  и  представлена  в  Правительство  Российской Федерации не позднее I квартала 1997 г. 

5. Ресурсное обеспечение  Программы 

      Финансирование Программы   предполагается   за   счет   следующих источников:

  • внебюджетные средства,  включая  собственные средства организаций сферы  туризма,  кредиты  банков,  средства  фондов   и   общественных организаций,  средства  частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые  отчисления  от  прибыли   предприятий,   заинтересованных   в реализации Программы;
  • средства федерального  бюджета,  в  том   числе   выделяемые   на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.

      Общий объем  финансовых  средств,  необходимых   для   реализации первого  этапа  Программы,  в  том числе для окончания строительства и реконструкции туристических объектов  в  1995-1997  гг,  составляет 2044,2  млрд.  рублей  (в ценах 1995  г).  Из них за счет средств федерального бюджета  -  14,6  млрд.  рублей  на  реализацию  основных программных мероприятий, в том числе 6,2 млрд. рублей в 1996 г.

      Объем финансовых  средств,  необходимых  для  реализации  второго этап  Программы   (1998-2005  гг),  составит,  по  предварительной экспертной оценке,  не менее 20 трлн.  рублей (в ценах 1995  г)  и будет определен  после  реализации  программных  мероприятий  первого этапа, подготовки   прогноза    социально-экономического    развития Российской Федерации  на  соответствующий период с учетом Генеральной схемы развития и размещения  зон  и  объектов  туризма  на  территории Российской Федерации,  разработку  которой предполагается осуществить при реализации первого этапа Программы. 

6. Механизм реализации  Программы 

      Механизм реализации    Программы    предусматривает     отработку организационно-финансовых   схем  обеспечения  системы  мероприятий  и проектов  развития  материальной  базы  туризма   в   соответствии   с содержанием этапов выполнения Программы.

      Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут   осуществляться   в   основном   путем  распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной  основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).

      Государственный комитет  Российской   Федерации   по   физической культуре и туризму организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью  наиболее  эффективного  размещения  заказов  для выполнения работ по каждому мероприятию.

      Дополнительными внебюджетными     источниками      финансирования мероприятий Программы могут быть средства,  получаемые в установленном порядке от лицензирования международной туристической  деятельности  и оплаты работ по сертификации туристических услуг. Разработку и издание базового  пакета   рекламно-информационных   материалов,   участие   в туристических  выставках и биржах,  формирование информационных банков данных предполагается осуществлять за счет совместного финансирования (за  счет средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников).

Информация о работе Туризм в россии