Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:22, контрольная работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
Экологический туризм………………………………………….13
Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
Морские и речные круизы……………………………………...17
Событийный……………………………………………………18
Экскурсионные туры………………...………………………...19
Туры на лечение………………………………………………..21
Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47
Программу предлагается реализовать в два этапа.
Первый этап (1995-1997 годы) включает разработку и реализацию системы программных мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристических объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристическим потенциалом.
В результате реализации первого этапа Программы ожидается стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма.
Второй этап (1998-2005 годы) предполагает завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизации существующей материальной базы, активизацию строительства новых объектов средств размещения и туристической инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристического продукта на мировом рынке.
В результате реализации второго этапа Программы ожидается дальнейший рост туристических потоков.
Исходя из цели, задач и этапов
Программы, разработана система мероприятий
по ее реализации.
4.
Система программных
мероприятий
Система программных мероприятий, предусматриваемая на 1995-1997 годы, охватывает основные направления государственной политики в области туризма и включает:
Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области. Предусматривается разработать проект федерального закона "О туризме" с учетом особенностей туристической отрасли, законодательные акты, регулирующие налогообложение, имущественные отношения, внешнеэкономическую деятельность, порядок въезда и выезда иностранных граждан и туристических поездок российских граждан за границу, вопросы природопользования, охраны памятников истории и культуры и другие вопросы, регламентирующие туристическую деятельность.
Важная роль в формировании нормативно-правовой базы отводится принятию соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, а также заключению межправительственных соглашений и соглашений Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в области развития туризма.
Особое значение имеет работа по созданию соответствующих мировой практике систем сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристических услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих. Осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию указанных нормативных правовых актов, составляет основу раздела по совершенствованию организации туристической деятельности и управления развитием туризма.
Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры.
Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития туризма являются:
Указанные мероприятия направлены прежде всего на популяризацию туристических возможностей страны в целом. Для их реализации имеется в виду активно привлекать внебюджетные средства.
Решение задач кадрового обеспечения развития туризма включает:
Все эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров.
Программа развития туризма в России требует надлежащего научного обеспечения. В соответствии с задачами Программы намечены перспективные направления научных исследований, включающие разработку программ развития специализированных видов туризма:
социального, экологического, спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного и др.
Предусматриваются содействие в разработке региональных и межрегиональных программ развития туризма, подготовка соответствующих методических материалов, проведение комплекса базовых исследований туристического потенциала страны, разработка методологии и методики оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма, анализ и прогнозирование конъюнктуры туристического рынка с последующей разработкой Генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Российской Федерации.
Полный перечень программных мероприятий на 1995-1997 годы с указанием необходимых объемов финансирования и ожидаемых результатов приведен в разделе 9. Государственный заказчик осуществляет на конкурсной основе предконтрактный отбор исполнителей, которыми могут быть научно-исследовательские и другие организации по профилю мероприятий.
Система мероприятий по развитию
туризма, предусматриваемых в 1998-2005
гг, будет разработана в ходе
реализации мероприятий первого этапа
Программы и представлена в
Правительство Российской Федерации
не позднее I квартала 1997 г.
5.
Ресурсное обеспечение
Программы
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы, в том числе для окончания строительства и реконструкции туристических объектов в 1995-1997 гг, составляет 2044,2 млрд. рублей (в ценах 1995 г). Из них за счет средств федерального бюджета - 14,6 млрд. рублей на реализацию основных программных мероприятий, в том числе 6,2 млрд. рублей в 1996 г.
Объем финансовых средств, необходимых
для реализации второго этап
Программы (1998-2005 гг), составит,
по предварительной экспертной оценке,
не менее 20 трлн. рублей (в ценах 1995
г) и будет определен после реализации
программных мероприятий первого
этапа, подготовки прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на соответствующий
период с учетом Генеральной схемы развития
и размещения зон и объектов
туризма на территории Российской
Федерации, разработку которой
предполагается осуществить при реализации
первого этапа Программы.
6.
Механизм реализации
Программы
Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием этапов выполнения Программы.
Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осуществляться в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий Программы могут быть средства, получаемые в установленном порядке от лицензирования международной туристической деятельности и оплаты работ по сертификации туристических услуг. Разработку и издание базового пакета рекламно-информационных материалов, участие в туристических выставках и биржах, формирование информационных банков данных предполагается осуществлять за счет совместного финансирования (за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников).