Туризм в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:22, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

Оглавление

Введение..………………………………………………………………………………3

Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6

1.1. История туризма в России………………………………………...…….6

1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6

1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7

1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8

1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9

1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10

1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12

1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
Экологический туризм………………………………………….13
Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
Морские и речные круизы……………………………………...17
Событийный……………………………………………………18
Экскурсионные туры………………...………………………...19
Туры на лечение………………………………………………..21
Бизнес-туризм……………………………………………...........23

Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25

2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего

туризма............................................................................................................27

2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28

2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32

2.4. Проблемы российского туризма............................................................34

Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли

в России.........................................................................................................................36

3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37

3.2. Туристические объединения..................................................................42

Заключение...................................................................................................................44

Список литературы.....................................................................................................46

Приложения..................................................................................................................47

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Особенности развития туризма в России.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     туризм  в просветительский период развивался в следующих направлениях:

     •         путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;

     •         паломнические путешествия;

     •         поездки с целью лечения и оздоровления;

     •        образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий. 

     1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.) 

       Основатели обществ заложили  фундамент туризма в России. Во  второй половине XIX в. появляется  ряд туристских и экскурсионных  организаций. Одним из них было  Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли  экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой.

     Наиболее  массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.

     Работу  по туризму на Северном Кавказе проводило  Кавказское горное общество (КГО) в  Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и общедоступные  экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод, содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в глубь Кавказа, устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование горное снаряжение. Первое десятилетие XX в. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и иностранные туристы.

     Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших теплохода  того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая княжна Татьяна Николаевна”.

     Таким образом, предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий. 

1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг. 

       Этот период характеризуется  созданием социально-экономических  условий, зарождением и организационным  становлением экскурсионного и  туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

     По  мере возрастания интереса населения  к туризму и экскурсиям встал  вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции  стали готовить экскурсоводов групп  и так называемых организаторов  туризма.

     Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.

     Первыми профессиональными кадрами в  советском туризме стали учителя  и комсомольские активисты.

     Этот  период характеризуется следующими тенденциями:

     •         создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;

     •         формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;

     •         создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

     •         формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

     •         появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

     1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.) 
 

       В 1927г. в Москве возобновило  свою деятельность дореволюционное  Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма  и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества.

     При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.

     ОПТЭ  осуществляло 90% туристско-экскурсионной  работы в стране.

     Деятельность  общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции.

     Возрастающая  массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником накопления финансового фонда явились  взносы коллективных и индивидуальных членов.

     Период  развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется  внедрением новых организационных  форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.

     В ведении ТЭУ находились вся материальная база и туристско-экскурсионное  обслуживание населения. В функции  территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря.

     В 1937-1940г.г.  была проведена комплексная  реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жёсткое  государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком “Турист СССР”.

     Развитием массового самодеятельного и  спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.

     В годы Великой Отечественной войны  туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; материально-техническая  база подверглась разграблению и  разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945г.

     В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный  Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении  деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в  Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.

       В послевоенное время  восстанавливалась  и налаживалась система туристско-экскурсионных  учреждений. Однако этот процесс шёл медленно.

     Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны  располагались военные организации. Уже в 1946г. открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947г. – в Краснодарском крае, в 1948г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

     Кроме восстановления разрушенного войной туристского  хозяйства, развития различных видов  туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

     •        создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

     •         лимитирование внешнего  (выездного) туризма. 

1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.) 

       Развитие туризма в этот период  происходило в соответствии планами,  выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

     Туризм  использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели  таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

     С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые  турбазы стали принимать родителей  с детьми.  Увеличился ассортимент  туристских услуг в туристских хозяйствах.

     В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС  “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг.

       В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

     Важным  направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

     В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

     Основными чертами административно-нормативного периода являются:

     •         развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

     •         распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

     •         создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

     •         создание научной основы изучения туризма. 
 
 

     1.1.6. Переходный период (с 1990 г) 

       Этот период развития российского  туризма характеризуется переходом  от административного регулирования  туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

     Особенности переходного периода:

     •  переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

     •  формирование туристского рынка на основе новых законов;

     •  использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;

Информация о работе Туризм в россии