Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:22, контрольная работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
Экологический туризм………………………………………….13
Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
Морские и речные круизы……………………………………...17
Событийный……………………………………………………18
Экскурсионные туры………………...………………………...19
Туры на лечение………………………………………………..21
Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47
туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:
• путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;
• паломнические путешествия;
• поездки с целью лечения и оздоровления;
•
образование первых туристских организаций,
которые положили начало ознакомлению
и изучению Кавказских и Крымских гор.
И хотя их деятельность не приобрела широкого
размаха, однако они способствовали становлению
туристской работы и популяризации путешествий.
1.1.2.
Предпринимательский
период (1890-1917 гг.)
Основатели обществ заложили
фундамент туризма в России. Во
второй половине XIX в. появляется
ряд туристских и
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.
Работу по туризму на Северном Кавказе проводило Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод, содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в глубь Кавказа, устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование горное снаряжение. Первое десятилетие XX в. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и иностранные туристы.
Большинство
людей привлекали путешествия по
воде, которые стали практиковаться
с появлением теплоходов. В 1914г. были
построены два больших
Таким
образом, предпринимательский период
характеризуется познавательно-экскурсионной
направленностью, становлением и развитием
разных видов спортивного туризма. Главной
целью туризма было просвещение масс населения
с помощью экскурсий и путешествий.
1.1.3.
Туристско – экскурсионная
работа в 1917 – 1930 гг.
Этот период характеризуется
созданием социально-
По
мере возрастания интереса населения
к туризму и экскурсиям встал
вопрос о подготовке общественных кадров;
созданные экскурсионные
Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.
Первыми
профессиональными кадрами в
советском туризме стали
Этот период характеризуется следующими тенденциями:
• создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;
• формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;
• создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;
• формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
• появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.
1.1.4.
Организационно – централизованный
период (1930-1970 гг.)
В 1927г. в Москве возобновило
свою деятельность
При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.
ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.
Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции.
Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов.
Период
развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется
внедрением новых организационных
форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано,
а всё имущество передавалось
в ТЭУ (Туристско-экскурсионное
В ведении ТЭУ находились вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря.
В
1937-1940г.г. была проведена комплексная
реорганизация структуры
Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.
В
годы Великой Отечественной войны
туристско-экскурсионная
В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.
В послевоенное время
Возрождение
туристского хозяйства началось
с первых же послевоенных лет. В Сочи,
Грузии, на Урале был произведён
ремонт баз, на которых во время войны
располагались военные
Кроме
восстановления разрушенного войной туристского
хозяйства, развития различных видов
туризма организационно-
• создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
•
лимитирование внешнего (выездного)
туризма.
1.1.5.
Административно –
нормативный период (1970-1990
гг.)
Развитие туризма в этот
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.
С
этого времени начали внедряться
новые формы отдыха: некоторые
турбазы стали принимать
В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг.
В перспективных планах
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.
В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Основными чертами административно-нормативного периода являются:
• развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
• распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
• создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
•
создание научной основы изучения туризма.
1.1.6.
Переходный период (с 1990
г)
Этот период развития
Особенности переходного периода:
• переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
• формирование туристского рынка на основе новых законов;
• использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;