Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:22, контрольная работа
В последнее время туризм получил  значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
     С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления  туристами материальных благ, услуг  и товаров, который выделяется в  отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами,  объектами питания,  размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х  г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа  в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный  период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный  период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
         1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
Экологический туризм………………………………………….13
Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
 Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
Морские и речные круизы……………………………………...17
 Событийный……………………………………………………18 
 Экскурсионные туры………………...………………………...19
 Туры на лечение………………………………………………..21
Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего 
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем  развития туристической  отрасли 
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль  федеральной программы развития  туризма в российских регионах..........................................................................................................37
         3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список  литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов в основном за счет привлечения внебюджетных средств.
В целях расширения возможностей аккумулирования средств частных отечественных и иностранных инвесторов для реализации мероприятий и проектов Программы в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и туризму будут созданы подведомственные ему федеральные унитарные предприятия.
Государственную поддержку реализации инвестиционных проектов Программы предполагается осуществлять на условиях конкурсного размещения инвестиционных ресурсов.
Будут активно привлекаться кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации мероприятий и проектов Программы, а также другие внебюджетные средства.
Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
     
 Исполнителями Программы являются ведущие 
научно исследовательские и  другие  
организации.  К  выполнению  Программы 
предполагается также привлечь  туристические  
фирмы  и  другие организации,  
в  частности, коммерческий   банк   
развития   иностранного туризма   
"Интурбанк", акционерное   общество   
"Интурист-Холдинг Компания";   
по   проекту "Туриндустрия"   
коммерческий   банк  "Народный 
банк"  и  акционерное общество  
"Экономист";   по   вопросам   
организации и   участия   в 
туристических выставках Московское конгрессное 
бюро. 
7. Организация управления Программой
и  
контроль  за  ходом  
ее реализации 
С целью организации работ по реализации Программы Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму создает дирекцию федеральной целевой Программы.
Дирекция Программы осуществляет текущее управление, координацию и контроль выполнения работ.
     
 Государственный комитет   Российской   
Федерации   по  физической культуре 
и туризму  ежегодно  заслушивает  
на  заседаниях  коллегии  и направляет 
в Министерство экономики Российской 
Федерации Министерство финансов Российской 
Федерации и при необходимости в Министерство 
науки и технической политики Российской 
Федерации информацию и доклад о ходе 
реализации  Программы  и  об  
эффективности использования  финансовых 
средств. 
8. 
Социально-экономическая 
эффективность реализации 
Программы 
Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование современного высокоэффективного туристического комплекса.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее социально защищенных слоев населения.
Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. Согласно прогнозным оценкам, к концу реализации первого этапа Программы в сфере туризма и сопряженных отраслях будет создано около 60 тыс. новых рабочих мест.
Выполнение намеченных Программой мероприятий приведет к значительному укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристических маршрутов. Формирование российского туристического комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, внесет существенный вклад в структурную перестройку народного хозяйства страны.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия страны, прежде всего в важнейших центрах развития туризма, а также в малых и средних городах России, имеющих богатые исторические традиции. При воссоздании в них исторической застройки, памятников истории и культуры эти города станут популярными центрами отдыха и туризма.
Развитие туристической сферы позволит обеспечить значительные поступления в федеральный бюджет прежде всего за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности. В ходе реализации Программы ежегодные дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет на начальном этапе оцениваются в сумме 300-350 млрд. рублей.
Намеченные в Программе меры будут способствовать значительному расширению притока в страну иностранных туристов, увеличению валютных поступлений. После завершения первого этапа Программы ежегодный прирост валютной выручки за счет развития въездного туризма прогнозируется на уровне 1 млрд. долларов США. Ежегодное увеличение туристического потока внутри страны и из-за рубежа только за счет реализации первого этапа Программы составит около 4 процентов. С учетом естественного прироста потока туристов за счет улучшения экономической, экологической, криминогенной, санитарно эпидемиологической ситуации в стране общее количество туристов может возрастать на 8-9 процентов ежегодно.
Развитие в России высокоэффективного туристического комплекса значительно повысит его привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в российскую экономику иностранного капитала, что даст возможность реализовать ряд крупномасштабных проектов в области развития туризма в гг. Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.
     
 На втором  этапе  реализации  
Программы  по  мере роста затрат 
на мероприятия увеличение потока туристов 
может составить 1415 процентов, что  
подтверждается  показателями,  полученными  
в  результате анализа статистических 
данных по развитию мирового туризма.  
Реализация  новых высокорентабельных  
проектов,  в  том  числе  с  
участием иностранного капитала,   
будет   способствовать   повышению   
общей   экономической эффективности 
Программы.