Значение физической культуры и спорта в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
Социальная роль спорта в развитии общества и
социализации личности…………………………………………………….4-11
Роль физкультуры и спорта в формировании личности………………9-12
Повышение социальной роли физической культуры и спорта……….13-18
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Реферат физ-ра.docx

— 50.25 Кб (Скачать)

За такими утверждениями стоит  ошибочная убежденность, что сами по себе функциональная подготовленность и высокие физические кондиции человека - это и есть то, что само по себе непосредственно воплощает и  выражает суть физической культуры личности.

С другой стороны широко распространено следующее мнение: спорт высших достижений (в его сегодняшнем варианте) не способствует здоровью и долголетию человека.

В отношении большинства иных видов  культурного развития человека, как  правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, что человек может  на протяжении практически всей своей  жизни наращивать и укреплять  свою интеллектуальную или эстетическую, а тем более нравственную культуру. Если же мы ставим под сомнение возможность  увеличивать потенциал своей  физической культуры в течение всей жизни, то мы должны рассматривать физическую культуру как не равнозначное явление  по отношению к другим видам культуры, не связанную с иными типами культуры и не обусловленную ими.

Сложность проблемы физической культуры также обусловлена тем, что часто  понятие “физкультурная деятельность", под которой понимается целенаправленное использование двигательной активности для развития физических качеств  или для решения задач рекреации, реабилитации и др. полностью отождествляется  с деятельностью по развитию физической культуры.

Рассматривая феномен физической культуры, следует прежде всего принимать  во внимание, что перед нами один из вариантов культуры как таковой, т.е. многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной, эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью.

 

 

 

 

2. Роль физкультуры и спорта в формировании личности

Физическая культура и спорт  играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать  особую систему ценностей и установок.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую  социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой  оказывается юный спортсмен. Для  каждого человека особенно важна  первичная социализация, когда закладываются  основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов  первичной социализации далеко не все  играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к  ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также  играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают  ему многое из того, что не прощают  родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны - ровесники, а  с другой - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных  направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей  в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное  поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт. № 3. 2007. С. 14..

Ценностный потенциал спорта позволяет  решать целый ряд воспитательных задач. Уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие  у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Термин «вторичная социализация»  охватывает те социальные роли, которые  стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие  на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной  социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее  глубокое, чем у первичных агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда  он сталкивается с формальными организациями  и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации - Госкомспортом, федерациями, СМИ и т.д.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер), вторичная  социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной  социализации выполняет множество  функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. В социологии, как  правило, они связываются с отношением к трудовой деятельности. Если принять  этот принцип, то можно выделить три  основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовуюФролов  С. А. Социология: Учебник для студентов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 45.. Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В  свою очередь, эту стадию принято  разделять на два более или  менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его  поступления в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого  термина.

К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Это  касается периода обучения в вузе или техникуме, то существуют различные  точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято  отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования  не могут быть отнесены к следующей  стадии. Вместе с тем обучение в  учебных заведениях подобного рода довольно значительно отличается от обучения в средней школе, в частности  в отношении все более последовательного  проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому данные периоды  в жизни человека трудно рассмотреть  по той же самой схеме, что и  время обучения в школе. Так или  иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом  решении сама проблема весьма важна  как в теоретическом, так и  в практическом плане: студенчество - одна из главных социальных групп  общества, проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли  о том, что социализация заканчивается  вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают  идею продолжения социализации в  период трудовой деятельности. Более  того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает  особое значение этой стадии. Признание  трудовой стадии социализации логически  следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Нелегко согласиться с  тем, что труд как условие развертывания  сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис  о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального  опыта. Конечно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении  факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса нельзя переоценить: включение  трудовой стадии в орбиту проблем  социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи  с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых. При таком  решении вопроса возникают новые  возможности для построения междисциплинарных  исследований, например в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового  воспитания.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может  служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим  ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными  для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, и определенная социальная политика государств - с  другой (имеется в виду система  пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения  пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается  его удельный вес. В достаточной  степени сохраняется трудовой потенциал  у лиц, которые составляют социальную группу пенсионеров. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой  стадии социализации Андреева Г. М. Социальная психология.Учебник для высших учебных заведений. -АспектПресс,2005.С.45.. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея десоциализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности у лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в «воспроизводство» социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов - зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике существуют различные  формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также  говорит в пользу того, что проблема по крайней мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние  годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование  взрослых, косвенным образом смыкается  с дискуссией о том, целесообразно  или нет включение послетрудовой  стадии в периодизацию процесса социализации.

 

 

 

 

 

 

3. Повышение социальной роли физической культуры и спорта

Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических  идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления  способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации  человеческого фактора.

Физическая культура, являясь одной  из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в  учебе, на производстве, в быту, в  общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных  задач.

Огромный социальный потенциал  физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо  процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.

Однако в настоящее время  физической культурой и спортом  в стране занимаются всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Самая острая и требующая  срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и  студентов, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской  группе. Распространенность гиподинамии  среди школьников достигла 80%.

В настоящее время правовая и  нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить  права каждого гражданина России на занятия физической культурой  и спортом.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности развития как спорта высших достижений, так  и спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие  условия.

Физическая культура, так же, как и общая культура, имеет две части - предметную и личностную. Это значит, что она существует как в виде конкретных материальных реалий, так и в форме личностного достояния человека, занимающегося физическими упражнениями.

Физическая культура - достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.

Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.

К таким полезным результатам можно отнести:

полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;

саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий;

возросшую физическую работоспособность;

пропорционально развитое телосложение и осанку;

физкультурные знания;

нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.

Данный аспект правомерно отождествляется с понятием “личная физическая культура", т.к. он полностью персонифицирован в личности занимающегося в виде его собственного достояния и достижения.

Термин “физическая культура личности” можно выразить как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании.

Информация о работе Значение физической культуры и спорта в обществе