Значение физической культуры и спорта в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
Социальная роль спорта в развитии общества и
социализации личности…………………………………………………….4-11
Роль физкультуры и спорта в формировании личности………………9-12
Повышение социальной роли физической культуры и спорта……….13-18
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Реферат физ-ра.docx

— 50.25 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ШАХТИНСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения 
высшего профессионального образования

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»


 

Факультет ОЗДО   

Кафедра «Физвоспитание»

Специальность Экономика

 

 

 

реферат

 

 

 

по  дисциплине: «Физическая культура»


 

на тему: «Значение физической культуры и спорта в обществе»

 

 

 

 

Выполнила: студент (ка) группы        2-4                     Рафаелян А.С.

 

Работу принял: доцент, к.с.н                                              В.С. Попов             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Шахты – 2012г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

  1. Социальная роль спорта в развитии общества и
  2. социализации личности…………………………………………………….4-11 
  3. Роль физкультуры и спорта в формировании личности………………9-12
  4. Повышение социальной роли физической культуры и спорта……….13-18
  5. Заключение…………………………………………………………………..19
  6. Список литературы…………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях социально-экономических  и политических преобразований современной  России особое значение приобретают  вопросы укрепления физического  и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому  развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства.

Кроме того, в настоящее время  в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая  ситуация и положение состояния  здоровья населения.

По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн. человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации резко сократилась  численность населения. Депопуляция  в разной степени затронула практически  всю территорию России и почти  все этнические группы.

Физическая культура и спорт  является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в  условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение  и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать  во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.

Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни  людей и поэтому являются составной  частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности  и всего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности.

Спорт как важный социальный феномен  пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие  на основные сферы жизнедеятельности  общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение  этого тезиса можно привести слова  известного спортсмена Александра Волкова: «…спорт сегодня - это главный  социальный фактор, способный противостоять  нашествию дешевой культуры и  дурным привычкам». Действительно, феномен  спорта обладает мощной социализирующей  силой. Политики давно рассматривают  спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к  успеху, к победе.

В США, например, еще в 60-е годы, спорт, став национальным увлечением, был  объявлен моделью самого американского  общества. Начиная с 70-80-х годов  прошлого столетия спорт в США  является «второй религией», в которую  верят большинство американцев. Население бережно относится  к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли  СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый «психологический барьер»  в отношении населения к физической активности Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт. № 3. 2007. С. 12-13. .

Анализ развития спорта в США  и других странах мира показывает, что активная позиция населения  по отношению к спорту формируется  как следствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь  от TV, зависит популяризация видов  спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются  как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются  такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать  веру в свои силы и возможности, а  также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Эффективность социализации посредством  спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают  с ценностями общества и личности.

Однако, говоря о положительных  моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые  серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела  к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие  и т.д. Поэтому все чаще возникает  вопрос, а гуманен ли современный  спорт, что необходимо сделать, чтобы  сохранить этот феномен для благородных  целей развития личности и общества?

По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого  организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый  характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие  исследования для массового и  детского спорта. Уже созданы концепции  спартианского движения, спортизированного  физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить  и развивать гуманистические  ценности спорта.

Поскольку молодое поколение у  нас занято в профессионально-образовательной  сфере, его самостоятельность следует  понимать особым образом, а именно как  самостоятельность действий и самостоятельность  мышления, тесно между собой связанные. Самостоятельность действий семья  и школа воспитывают постепенно приучая детей начиная с дошкольного  и младшего школьного возраста к  самостоятельному выбору и планированию труда, выполнению работ, проверке выполненной  работы и т.д. Следовательно, для  того, чтобы физические упражнения стали необходимыми в жизни, уже с раннего возраста важно предъявлять определенные требования к выполнению различных движений и действий с целью улучшения своего физического состояния. Самостоятельное выполнение заданий по физической культуре стимулирует деятельность учащихся, повышает возбудимость определенной динамической структуры коры больших полушарий и т.д.

Говоря о самостоятельном мышлении, следует иметь в виду, что наши познавательные процессы являются формой деятельности и как таковые отвечают принципам самостоятельной деятельности: мы планируем ее ход, реализуем ее и проверяем результаты. Самостоятельность  имеет также свой эмоциональный  характер, подвергающийся изменениям вместе с развитием личности. Первый период этого развития характеризуется  неумением и эмоциональной зависимостью ребенка от окружения, в основном от родителей, поиском доброжелательности и страхом перед новыми людьми в своем окружении, а также  перед новыми явлениями. Эта несамостоятельность  постепенно уменьшается в дошкольном возрасте и в начальных классах, особенно под влиянием доброжелательного  окружения и помощи, оказываемой  ребенку в преодолении трудностей.

Недостатки домашнего или общественного  воспитания, постоянное навязывание  ребенку воли взрослых, особенно в  атмосфере запугивания, - это факторы, которые могут уничтожить веру в  собственные силы и укрепить недоверие  к окружающему миру, стабилизируя тем самым эмоциональную зависимость  и тормозя развитие жизненной  самостоятельности.

Физическое воспитание - это вид  воспитания, специфическим содержанием  которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение  специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности  в физкультурных занятиях.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный  тип социальной практики физического  воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные  и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

Физическая подготовка в широком  смысле трактуется как процесс воспитания физических качеств и овладения  базовыми (жизненно важными) движениями. Физическая подготовка в узком смысле (в теории и практике спорта) трактуется только как процесс воспитания физических качеств.

Физическое развитие понимается как  процесс и результат изменения  биологических норм и функций  организма человека, достигнутый  под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое совершенство - это исторически  обусловленный идеал физического  развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий  требованиям жизни.

Термин “физическая культура”  является центральным понятием всего  физкультурного образования. Термин встречается  не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином “физическая культура", тем дальше удаляемся от понимания  ее истинной сущности.

Можно ли всякую деятельность, связанную  с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) идентифицировать с физической культурой? Такое утверждение  было бы неправильным. Культура - это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. Не всякий труд или боевые действия развивают  человека в гуманном направлении, нередко  получается наоборот.

Когда в процессе эволюции человек  начал преобразовывать окружающую природу не грубыми невежественными  способами, а подлинно гуманными  и целесообразными, когда человек  пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности  в соответствии с объективными законами - только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, физическая культура есть способ и  мера преобразования человека, его  собственной природы и двигательных способностей.

Физическая культура - это вид  культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных  в обществе для физического совершенствования  человек.

Большой спорт обычно считают сферой, состояние которой наиболее точно  отражает успехи социума в деле совершенствования  физической культуры.

Вопрос о том, какое место  спорт высших достижений занимает в  системе физической культуры, иногда решается очень прямолинейно. Считается, например, что спорт высших достижений в лице своих - атлетических видов - является наиболее концентрированным  выражением достижения общества современного общества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсмен  высокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическая культура которого отвечает самым высоким  стандартам. Если возможны в отношении  культурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило, касаются его интеллектуального, эстетического или нравственного или какого-либо иного развития, но только не физического.

Информация о работе Значение физической культуры и спорта в обществе