Основными признаками
физической культуры можно считать:
систематические
занятия физическими упражнениями для
решения задач физического самосовершенствования;
специальные физкультурные
занятия, позволяющие с пользой применить
их на практике;
владение определенными
двигательными умениями и навыками для
решения лично значимых задач;
владение достаточными
организационно-методическими умениями
построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных
занятий, т.к самостоятельная физкультурная
деятельность по праву считается высшей
формой личной физической культуры.
Прогрессивный
вариант характеризует процесс постоянного
преодоления противоречий, преодоления
себя для нового полного раскрытия своих
сил и способностей. В этом случае происходит
непрерывное наращивание личностного
потенциала через самоотрицание и самоопределение
в результатах и процессе физкультурно-спортивной
деятельности.
Регрессивный
вариант представляет собой уход на узкие
сферы самореализации, основой которого
служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.
Неполнота выражения
в физкультурно-спортивной деятельности
порождает неудовлетворенность ею, ее
результатами, что ведет к ограничению
культурного пространства жизнедеятельности.
Чем богаче и шире
круг связей личности в этой деятельности,
тем богаче становится пространство ее
субъективности, так как она сама начинает
творить те общественные отношения, совокупным
ансамблем которых является.
Деятельностный
аспект физической культуры заключается
в том, что физическое совершенствование
происходит только в результате оптимальной,
целенаправленной двигательной активности
человека. Причем не любой, а только той,
которая осуществляется по законам физического
воспитания, т.е. по законам развития силы,
выносливости, законам формирования техники
движений, законам активного отдыха и
т.д.
В процессе жизни
человек занимается многими видами деятельности,
которые в той или иной степени связаны
с двигательной активностью и значительными
физическими нагрузками. Однако далеко
не все они могут быть отнесены к физической
культуре. Поэтому сущностным ядром физической
культуры можно считать только двигательную
активность, связанную с обязательным
выполнением физических упражнений.
Выполняемые при
этом физические нагрузки могут быть разной
величины, зависящие от поставленных задач
- восстановить, поддержать или развить
свои физические кондиции. Поэтому не
всякая, а только окультуренная (полезная,
целесообразная) двигательная деятельность,
воздействующая положительным образом
на психофизическую сферу человека, может
быть отнесена к культуре физической.
А вот двигательная деятельность, например,
грузчика к физической культуре напрямую
не имеет непосредственного отношения,
т.к. она имеет цель не развитие самого
себя, а выполнение производственного
задания, которое может быть достигнуто
любой ценой, даже перенапряжением. Подобная
ситуация в физической культуре в принципе
недопустима и вредна.
Физкультурная
деятельность обязательно содержит двигательный
компонент, который в ней, как правило,
является преобладающим;
Деятельность
в сфере физической культуры представлена
наиболее рациональными формами двигательных
действий, имеющими свою конкретную методику
занятий. При воспитании скоростных способностей,
например, методика будет существенно
отличаться от таковой при воспитании
общей выносливости практически по всем
параметрам;
Физкультурная
деятельность человека всегда направлена
на совершенствовании самого себя в аспекте
овладения рациональной техникой упражнения,
воспитания физических качеств, формирования
правильной осанки, укрепления здоровья
и т.д. Цели, лежащие вне самого человека,
хотя и могут существовать и решаться
параллельно, но ведущими при этом не являются.
Все эти признаки
в своей совокупности присущи только физической
культуре. Для других аспектов человеческой
деятельности в полном объеме они не характерны.
Ценностный аспект
физической культуры представлен обширной
совокупностью материальных и духовных
ценностей, специально созданных для эффективного
физического совершенствования человека.
Материальные
ценности воплощены в физкультурно-спортивных
сооружениях (стадионы, бассейны, залы),
специальном оборудовании и инвентаре
(легкоатлетические и гимнастические
снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.)
Духовные ценности
физической культуры представлены исторически
отобранными и апробированными на практике
физическими упражнениями, сконцентрированными
в форме гимнастики, спорта, игры и туризма,
основанных на физической активности.
Кроме того, к духовным
ценностям физической культуры относятся
накопленные практикой и наукой специальные
физкультурные знания, отраженные в соответствующих
теориях физической культуры и спорта,
и содержащиеся в различных методических
пособиях, учебниках, монографиях, справочниках
достижений, правилах соревнований.
При этом важно
отметить, что все эти предметные материальные,
а также духовные ценности значимы не
сами по себе и не для всех, а лишь по мере
их вовлечения в сферу физкультурной деятельности
людей. Например, бассейн для человека,
который не желает в нем заниматься, вряд
ли представляет какую-то реальную ценность.
Люди же, приобщенные к физической культуре,
данные ценности осваивают, с пользой
применяют, а по возможности и развивают.
Недостаточное
количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной
степени обусловлено практически полным
отсутствием пропаганды здорового образа
жизни и ценностей физической культуры
и спорта в средствах массовой информации,
особенно на телевидении.
Серьезная проблема для сферы физической
культуры и спорта - отток за рубеж
квалифицированных специалистов, тренеров
и спортсменов. Это обусловлено,
с одной стороны, высоким уровнем
подготовленности наших специалистов,
тренеров и спортсменов, востребованностью
их на мировом уровне, а с другой - отсутствием
условий для полноценной работы в нашей
стране. Поэтому в условиях перехода России
к рыночной экономике, демократическому
обществу и принятия Россией общечеловеческих
ценностей и идеалов к системе физической
культуры и спорта предъявляются новые
требования.
Эта система в новых условиях
призвана обеспечить комплексное решение
проблем развития человека и должна
быть направлена на:
- сохранение и укрепление физического
и психического здоровья людей;
- воспитание подрастающего поколения,
способного противостоять негативным
явлениям (таким, как наркомания, пьянство,
табакокурение, асоциальное поведение
и т.д.);
- консолидацию общества, укрепление единства
и сплоченности нации;
- развитие народных и национальных систем
физического воспитания, позволяющих
полностью раскрыть национальные традиции
народов России, их самобытность;
- воспроизводство здорового населения;
- подготовку к производственной деятельности
и воинской службе;
- формирование у людей способности адаптироваться
к сложным ситуациям и противостоять повышенным
стрессовым нагрузкам;
- проведение досуговой деятельности
в многообразных формах, способных удовлетворить
интересы и потребности различных слоев
населения;
- удовлетворение потребности в массовых
спортивных зрелищах;
- создание мощной спортивной индустрии,
входящей в качестве составного элемента
в экономическую систему новой России;
- более эффективную социальную и физическую
реабилитацию инвалидов;
- сохранение лидирующих позиций российских
спортсменов в международном спортивном
движении и ускорение процессов интеграции
России в общемировую систему;
- создание новой идеологии освещения
в средствах массовой информации (особенно
на телевидении) вопросов физической культуры,
спорта и здорового образа жизни.
В целях реализации новых социальных
требований к системе физической
культуры и спорта необходимо осуществить
комплекс первоочередных мер по улучшению
физкультурно-спортивной работы и формированию
здорового образа жизни населения.
Одной из главных функций государства
является удовлетворение общих потребностей,
в том числе потребностей в
здоровом образе жизни и в занятиях
физкультурой и спортом. Сегодня
необходимо разработать единую стратегию
действий различных министерств
и ведомств, общественных организаций,
ученых и специалистов. Эта стратегия
должна быть направлена на создание максимально
благоприятных условий для оздоровления
людей в трудовых коллективах, в
образовательных учреждениях, по месту
жительства, в местах отдыха.
Заключение
В настоящее время в нашей
стране формируется активный интерес
к здоровому образу жизни. По сути
дела, можно говорить о том, что
в России возникает новый социальный
феномен, выражающийся в острой экономической
заинтересованности граждан в сохранении
здоровья как основы материального
благополучия.
Необходимо сохранить и восстановить
лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного
движения и продолжить поиск новых
высокоэффективных физкультурно-оздоровительных
и спортивных технологий, направленных
на максимальное вовлечение всех слоев
населения в активные занятия
физической культурой и спортом.
Общенациональное патриотическое
движение за оздоровление российских
граждан средствами физической культуры
и спорта должно быть подкреплено
на уровне региональной политики, инициативами
предпринимательских кругов, трудовых
коллективов, общественных организаций
и партий, учебных заведений.
Важнейшая задача совершенствования
системы управления физической культурой
и спортом - формирование оптимальной
отраслевой модели управления, в которой
будут четко распределены и согласованы
компетенция и полномочия, функции
и ответственность всех субъектов
физкультурно-спортивной деятельности
как на федеральном уровне, так
и на уровне субъектов Российской
Федерации и местных органов
власти.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология.
Учебник для высших учебных заведений,
2005.
2. Виноградов П.А. Основы физической культуры
и здорового образа жизни, 2009.
3. Дубровский В.И. Спортивная физиология,
2008.
4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология.
Питер, 2006.
5. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта
в развитии общества и социализации личности //
Физкультура и Спорт. №3. 2007.
6. Физическая культура: Учебник
для студентов вузов, 2009
7. Фролов С.А. Социология: Учебник для студентов,
2006.
8. Энциклопедия физической подготовки.
2009