Гигиена физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Оглавление

Физическое развитие, факторы, влияющие на его Показатели.
Акселерация ..................................................................................................2
Гигиенические принципы режима дня, организации учебной работы
в школе………………………………………………………………………….7
Гигиенические требования к одежде, обуви………………………….19

Социально-гигиеническое значение вредных привычек,
основы психогигиены……………………………………………….…29

Библиографический список……………………………………….…..39

Файлы: 1 файл

гигиена.контрольная.docx

— 58.95 Кб (Скачать)

Содержание:

Стр.                        

  1. Физическое развитие, факторы, влияющие на его Показатели.

Акселерация ..................................................................................................2

  1. Гигиенические принципы режима дня, организации учебной работы

в школе………………………………………………………………………….7

  1. Гигиенические требования к одежде, обуви………………………….19

 

  1. Социально-гигиеническое  значение вредных привычек,

основы психогигиены……………………………………………….…29

 

Библиографический список……………………………………….…..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Физическое развитие и факторы влияющие на его показатели.Акселерация

Жизнь человека - это непрерывный  процесс развития, в котором последовательно  проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и  взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением  размеров клеток, массы как отдельных  органов и тканей, так и всего  организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов  и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

 Физическое развитие организма  подчиняется биологическим законам  и отражает общие закономерности  роста и развития. Подчиняясь  биологическим закономерностям,  физическое развитие зависит  от большого количества факторов  и отражает не только наследственную  предрасположенность, но и влияние  на организм всех средовых  факторов.

Физическое развитие остается одним  из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно  оценить его, будет способствовать воспитанию здоро-вого поколения.

 Особенности физического развития  программируются на генетическом  уровне, поэтому дети похожи на  родителей. Наследственная программа  передается из поколения в  поколение, и у одних людей  не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на  физическое развитие оказывают  влияние множество внешних и  внутренних факторов, это материально-бытовые  условия, национальные и региональные  особенности уклада и стиля  жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или  отсутствие болезней.

 В настоящее время во многих  странах мира широко вводится  культ здоровья. Он всячески морально  и материально поощряется государственными  структурами, ответственными за  сохранение и восстановление  здоровья, а это в свою очередь  способствует формированию потребности  в здоровом теле. Данная идея  не нова, еще в древнем мире  имел место культ здорового  тела. Примером тому служит Древняя  Греция и ее художественное  наследие, которое дошло до наших  дней.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

 Непрерывно протекающие процессы  обмена веществ и энергии в  организме человека, определяют  особенности его развития. Темпы  изменений массы, роста, окружностей  тела в различные периоды жизни  не одинаковы. Об этом может  судить каждый из Вас, если  вспомнит свое развитие в дошкольном  и школьном возрасте. Отличительные  особенности имеются у юношей  и девушек, людей в зрелом  возрасте и пожилом. 

 Рост, масса, последовательность  в увеличении различных частей  тела, его пропорции запрограммированы  наследственными механизмами и  при оптимальных условиях жизнедеятельности  идут в определенной последовательности. Однако, некоторые факторы могут  не только нарушить последовательность  развития, но и вызвать необратимые  изменения.К ним относят:

1.Внешние 

неблагоприятное внутриутробное развитие;

социальные  условия;

нерациональное  питание;

малоподвижный образ жизни;

вредные привычки;

режим труда и отдыха;

экологичесий фактор;

2.Внутренние:

  наследственность;

наличие заболеваний;

Физическое развитие - это процесс  количественного и качественного  изменения всех показателей организма  человека в процессе его жизнедеятельности.

Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов  исследования заложены в прошлом  веке, когда были ;исаны закономерности изменчивости антропометрических показателей.

 Исследуя антропометрические  показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности  различных частей тела), можно  наглядно и просто оценить  физическое развитие.

Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений:

- определяя длину тела;

- массу тела;

- обхват грудной клетки.

Акселерация - это ускоренное биологическое развитие всех органов и систем, всех показателей физического развития.

 Подобные изменения начали  регистрироваться еще 100-150 лет  назад. С тех пор, как в  практику медицинских обследований  были введены антропометрические  измерения, стали замечать, что  от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается и половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от латинского слова ассеlеrаtiо - ускорение). Подрастающее поколение как бы соревнуется между собой, кто быстрее совершит свой путь от рождения до статуса взрослого человека.

Процесс акселерации коснулся всех стран мира, в том числе и  России. Археологические исследования, которые были проведены на месте  знаменитой Полтавской битвы, показали, что рост солдата времен Петра I был  ниже современного взрослого человека, в среднем, на 20см.

 Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882 по 1970 г увеличилась  на 19-20 см. В западной Европе, в  целом, увеличение роста взрослого  человека на 1 см каждое десятилетие  отмечалось на протяжении 100 лет. 

 Такое ускоренное развитие  коснулось и внутриутробного  периода, что подтверждается неуклонным  нарастанием средних показателей  длины и массы тела новорожденных. 

 Ускорился также и срок  биологического созревания. Об этом  свидетельствуют более ранние, чем  несколько десятилетий назад,  сроки прорезывания постоянных  зубов, прекращение роста, а  также половое созревание.

Наиболее изученным периодом является всплеск акселерации в 60-е - 70 - е  годы XX века. Прежде всего это связано с тем, что прошло уже доста-точное время после Великой Отечественной войны, была устранена разруха, наблюдался промышленный рост и значительный научно - технический прогресс. В связи с этим можно выделить несколько причин акселерации.

 В то же время имеются  сведения о более часто встречающимся несоответствии развития отдельных систем организма. Это касается соотношения скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой, нервной и других систем.

 Ученые прогнозируют и в  дальнейшем нарастание процессов  акселерации в африканских странах,  но в большинстве стран мира  за последние десятилетия темпы  роста и развития резко снизились.  Акселерация наступала неравномерно, но в период с 1950 по 1960 годы  она имела максимальные темпы. 

Причины акселерации:

- миграция населения; 

- смешанные браки; 

- сменившиеся биологические ритмы  жизни; 

- изменение особенностей питания  (если сравнить потребление мяса  в различные периоды, то можно  увидеть следующее: в 1812 году  на душу населения потреблялось 14 кг в год, в 1933 году - 33 кг, в  1980 году - 50-60 кг);

- гипервитаминозы (избыточное поступление  в организм витаминов и ускорение  биохимических процессов);

- сменившийся температурный режим  в жилых помещениях (центральное  отопление поддерживает постоянную  температуру воздуха в помещении);

- урбанизация - достижения цивилизации,  такие как, электрический свет, телевидение, радио и другое - являются раздражителями для  нервной системы, поддерживая  возбуждение в ней, и стимулируют  рост и развитие;

- наследственные механизмы.

 

 

2.Гигиенические принципы режима дня, организации учебной работы в школе

Одним из основных условий  организации учебного процесса является правильный распорядок школьных занятий, правильное чередование труда и отдыха, разумная последовательность различных видов деятельности.

  Соблюдение гигиенически обоснованного школьного режима способствует сохранению здоровья, предупреждает раннее и чрезмерное утомление и переутомление учащихся, облегчает труд учителя и делает его более эффективным. Постоянное соблюдение режима дня дисциплинирует школьников, делает их более прилежными и старательными.

 Правильно организованный  режим в школе создаёт благоприятные  условия для повышения качества  учебно-воспитательного процесса, усиления  сознательной дисциплины и интереса  учащихся к занятиям, способствует  нормальному физическому развитию  и укреплению здоровья школьников. Поэтому будущие педагоги должны знать требования, предъявляемые к школьному режиму, и владеть методами организации такого режима в школе, который не вызвал бы у учащихся раннего и сильного утомления.

  Неправильно составленный школьный режим содействует развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффект каждого урока и ведёт к тому, что дети вынуждены разбираться в новом материале самостоятельно дома. А это, в свою очередь, нарушает домашний режим, уменьшает длительность сна и прогулок, нарушает другие составные части режима дня, что не может не отразиться на состоянии здоровья.

 Физиологической основой  режима дня является выработка  условных рефлексов. Каждая предыдущая  деятельность становится условным  раздражителем - сигналом последующей  деятельности. Например: окончание  перемены является сигналом для начала умственной деятельности на уроке. Условным раздражителем является и само время. Привычка начинать уроки всегда в одно и то же время облегчает процесс врабатываемости, способствует сохранению работоспособности на протяжении всего учебного дня. Основными элементами школьного режима являются:

1. Продолжительность учебного  года и перерывы (каникулы) в течение календарного года.

2. Правильная организация приёма  детей в школу. 

3. Распорядок занятий в течение  учебного дня и учебной недели.

4. Продолжительность урока и  правильное его построение в  гигиеническом отношении. 

5. Организация перемен между  уроками. 

6. Обеспечение в помещениях  школы образцовой чистоты, внешнего  порядка и соблюдения всех  требований школьной гигиены. 

7. Правильная организация внеклассной  и внешкольной работы с учащимися. 

8. Правильная организация и  проведение экзаменов. 

 Важнейшим элементом школьного  режима является распорядок занятий  в течение учебного дня и  недели, т.е. расписание уроков.

 Составляя расписание  уроков в школе с гигиенических  позиций, в первую очередь необходимо  учесть соответствие продолжительности  учебного дня и учебной недели  возрастным возможностям детей  и подростков. Величина учебной  нагрузки должна быть такой,  чтобы были обеспечены нормальная  деятельность коры головного  мозга учащихся, высокая работоспособность,  профилактика раннего утомления  и переутомления и охрана здоровья  учащихся.

 В физиолого-гигиенических  исследованиях учебную нагрузку  принято измерять тем временем, которое учащиеся проводят за  своими рабочими местами в  школе и дома во время приготовления  домашних заданий. Время работы  как интегральный показатель  нагрузки, конечно, не совершенен, так как он не отражает её  качественной специфики и не характеризует трудности усваиваемого материала. Вместе с тем время работы объективно отражает её длительность и поддаётся точной количественной регистрации.

  Другим интегральным показателем нагрузки является здоровье учащихся, которое выступает в качестве главного лимитирующего фактора, определяющего их возможности. Врачи всё больше приходят к выводу, что в основе многих заболеваний школьников лежит низкая реактивность организма, отсутствие резервов здоровья. Сегодня и в младших, и, особенно, в старших классах организм школьника работает с большой нагрузкой.

Информация о работе Гигиена физической культуры и спорта