Гигиена физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Оглавление

Физическое развитие, факторы, влияющие на его Показатели.
Акселерация ..................................................................................................2
Гигиенические принципы режима дня, организации учебной работы
в школе………………………………………………………………………….7
Гигиенические требования к одежде, обуви………………………….19

Социально-гигиеническое значение вредных привычек,
основы психогигиены……………………………………………….…29

Библиографический список……………………………………….…..39

Файлы: 1 файл

гигиена.контрольная.docx

— 58.95 Кб (Скачать)

Анализ базисного и  примерных учебных планов, расписаний уроков, а также режима дня учащихся разных школ показывает, что общая  и школьная учебная недельная  нагрузка значительно выросла по сравнению с 80-ми годами и, естественно, отрицательные последствия в  ещё большей степени усугубились.

  Большая общая и школьная учебная нагрузка, недостаточные дневной отдых и ночной сон, низкая двигательная активность в процессе учебных занятий в школе и в течение всего дня приводят к переутомлению детей и подростков, срыву приспособительных процессов, к усугублению имеющихся, а также возникновению и интенсивному нарастанию отклонений в состоянии здоровья.

  Изучение дневной и недельной динамики работоспособности позволяет утверждать, что в условиях действующего режима занятий и низкой двигательной активности общая учебная нагрузка в наших школах является чрезмерной для школьников. Она приводит к утомлению даже здоровых детей, но особенно сильно - прилежных и дисциплинированных учащихся. У части детей при такой продолжительности учебных занятий в школе и дома к концу дня и недели функциональное состояние ЦНС находится на грани перенапряжения. Это перенапряжение приводит к возникновению функциональных психоневрологических отклонений (расстройство сна, головные боли, вегетососудистая дистония), которые у учащихся, особенно старших классов, диагностируются сегодня частенько. Исследования (80-е годы) показали, что даже при меньших, чем сегодня, учебных нагрузках у большой части учащихся снижается деятельность второй сигнальной системы, уровень умственной работоспособности, ухудшается внимание, память, изменяется острота зрения, удлиняется время простых и сложных условнорефлекторных зрительно- и слухомоторных реакций, возрастает частота случаев последовательного торможения и срывов дифференцированных реакций, уменьшается пульсовое АД и увеличивается период восстановления гемодинамических показателей и др. При этом у части учащихся развивается негативное отношение к учёбе со всеми отсюда вытекающими последствиями для самих детей, школы и государства в целом.

  Положительная мотивация учащихся к учебным занятиям — важнейший фактор эффективности обучения. Однако, чем выше учебная нагрузка, тем чаще диагностируются среди учащихся старших классов отклонения в состоянии здоровья. Усугубляют это информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. В группе учащихся с постоянным наличием мотивации учиться на "отлично" особенно часто наблюдается повышение раздражительности, ухудшение сна и другие изменения в поведении и здоровье.

Факультативные занятия являются одним из компонентов учебного режима школы, увеличивающим общую нагрузку, поэтому их организация должна отвечать некоторым гигиеническим требованиям. Количество часов, установленное типовым планом, является физиологически обоснованным. Однако эти занятия не должны включаться в расписание. Их рекомендуется проводить в дни, когда учебная нагрузка относительно небольшая, и не сразу после уроков, а после перерыва, в течение которого школьники отдыхают и обедают. Они проводятся для группы учащихся (не менее 10 человек), желающих углубить свои знания по отдельным дисциплинам.

 При составлении расписания  уроков необходимо учитывать  динамику работоспособности школьников  в течение учебного дня .У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1-ми 2-м уроках, на 3-м и особенно на 4-м уроке она снижается. Работоспособность учащихся средних и старших классов характеризуется относительно невысоким уровнем на 1 -м уроке, в течение которого учащиеся врабатываются в учебный процесс. На 2-м и 3-м уроках работоспособность у большинства школьников наивысшая, а на 4-м уроке она снижается. На 5-м уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением её на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-х уроков подтверждена многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 10(11)-х классов отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Динамика работоспособности  учащихся в течение недели имеет  свои   характерные особенности. Понедельник является днём, когда работоспособность школьников относительно невысокая, что связано с врабатываемостью после воскресного отдыха. Во вторник и в среду работоспособность у учащихся наибольшая, а в четверг она снижается и достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся среднего и старшего школьного возраста (за исключением 11-го класса) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъёмом в связи с предстоящим воскресным отдыхом.

Если условно принять  оценку работоспособности за 100 баллов, то в течение недели работоспособность  учащихся старших классов выразится  следующими цифрами: понедельник - 98, вторник - 105, среда - 109, четверг - 96, пятница - 95,5, суббота - 94 (М.И. Шардаков). Примерно такая же диаграмма получится при оценке работоспособности в течение учебного дня .

 Учитывая динамику  работоспособности учащихся, следует  распределять изучаемые предметы  в течение дня и недели в  зависимости от их трудности.  Деление предметов по степени  трудности очень относительно, оно зависит от индивидуальных способностей и наклонностей учащихся, от умения педагога организовать урок, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Единого мнения о трудности предметов нет как среди педагогов, так и среди гигиенистов, и даже самих учащихся.

Для учащихся младшего школьного  возраста наиболее трудными предметами являются математика и чтение.

 В 5-7-х классах предметами  первой трудности являются математика, русский язык и иностранный  язык.

 Для старшеклассников  наибольшую трудность представляют  математика, физика, а затем обществоведение  и иностранный язык. Определённую трудность представляют предметы, которые вводятся впервые: природоведение во 2-м классе, история в 5-м классе, физика в 7-м и химия в 8-м классах.

Учебная деятельность школьников включает три составных взаимосвязанных  компонента: собственно умственную работу, полное статическое позное напряжение и динамическую физическую работу. Исследования гигиенистов, физиологов, клиницистов доказывают, что, начиная с первых дней систематического обучения и далее от младших классов к старшим, у школьников всё более и более в повседневной жизни начинает преобладать статический компонент, а двигательная активность снижается. Такое соотношение статической и динамической работы в режиме дня при существенной неупорядоченности других его элементов неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья учащихся. В этом плане в школе большую актуальность приобретает место в расписании и организация так называемых лёгких уроков (труда, физической культуры, пения, рисования, НВП), на которых преобладает физическая динамическая нагрузка. Они, кроме образовательной, выполняют и разгрузочную (переключение с умственной на физическую работу) функцию. Уроки по этим предметам благоприятно влияют на функциональное состояние организма и являются мощным фактором сохранения и умственной и физической работоспособности школьников в течение учебного дня и недели. Правильно поставленные в расписание (при составлении расписания они выставляются обычно первыми!), они способствуют снятию утомления и сохранению работоспособности на последующих уроках. Исследования показали, что наиболее целесообразно для уроков труда и физической культуры отводить четвёртые уроки, тогда переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у учащихся и повысит их работоспособность на 5-6-х уроках.

 Особую тревогу вызывает  то, что в некоторых школах  лёгкие уроки, особенно физкультура  и труд, стоят в расписании  до и после школьного завтрака.

 Общеизвестно, что нельзя  приступать к физической работе  сразу после приёма пищи. Наполненный  желудок, подпирая диафрагму,  мешает работе органов грудной  клетки, а физические упражнения, как известно, вызывают большое  напряжение сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, мышечная работа нарушает нормальное пищеварение, так как за счёт моторно-висцеральных рефлексов уменьшается секреция пищеварительных же¬лёз и увеличивается отток крови от внутренних органов к мышцам. При этом страдает как нервная, так и гуморальная фазы секреции желудочных и поджелудочных желёз и печени.

 Как правило, школьные  завтраки подаются в основном после второго и третьего уроков, при этом перемена составляет всего 10 минут, редко 15-20 минут. О физическом объёме пищи можно судить по усреднённому меню школьных завтраков: хлеб, котлеты мясные, картофельное пюре, чай сладкий, яблоко (печенье). Притом баланс белков, жиров и углеводов и объём пищи, который имеется в школьном завтраке, продолжительность интервала между приёмом пищи и, например, уроком физкультуры должна быть, как минимум, один-два урока (60-120 минут).

 Установлено что,  на уроках физкультуры после  школьного завтрака происходит  падение скорости и точности  работы примерно на 60-70%, примерно  такая же частота срывов дифференцировочных реакций при выполнении упражнений. При опросе учащихся по самочувствию чаще звучат такие жалобы: неприятная тяжесть ("комок") в желудке, тошнота, острая боль в области живота, позывы, потливость, боли в сердце и т.д.

 После таких уроков  физкультуры закономерно происходит  увеличение обращений учащихся  в медпункт. В большинстве случаев  при этом у детей отмечаются  такие симптомы, как боли в  области желудка, кишечные колики, тошнота, головные боли, утомляемость, повышение АД и т.д. 

 Одним из путей  исключения отрицательного действия  на здоровье учащихся притом  же расписании целесообразно  было бы проведение теоретических  уроков физкультуры. При этом, кроме всего, они повысили бы привлекательность и авторитет этого предмета среди учащихся и подняли бы качественно выше образовательный уровень детей по физической культуре.

 При составлении расписания  следует учесть тип школы, сменность,  профильность класса, школы и её материально-технические условия (наличие учебных помещений и др.). У всех классов должны быть равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивном зале, учебных мастерских и т.д.; должны быть равные условия использования на занятиях ТСО, в том числе учебного кино, телевидения и ЭВМ.

 Руководствуясь главным  принципом - расписание в первую  очередь составляется для детей,  нельзя забывать и учительскую  сторону. При работе над расписанием  необходимо заботиться о том,  чтобы обеспечить высокий уровень  эффективности труда учителя,  недопущения снижения его работоспособности  в течение учебного дня, недели, при этом учитывая, конечно, их учебные и общественные нагрузки. Следует предусмотреть необходимые условия для работы классного руководителя, совместителей, для обучающихся в учебных заведениях на ОЗО или на курсах повышения квалификации и т.д.

 Следует отметить, что  составление расписания в реальных  условиях школы связано со  многими трудностями. Очень часто  по объективным и субъективным причинам в школе невозможно составить нормальное более или менее отвечающее принципам расписание. Например, так, чтобы во всех классах уроки по трудным предметам (математика, физика и др.) проводились только в те дни и часы, когда работоспособность учащихся наивысшая (во вторник, среду и на 2-3-м уроках) особенно в городских школах практически невозможно. Причиной бывает нехватка учебных помещений, занятость(выше ставки нагрузки) педагогов и др. Однако к совершенному расписанию все равно следует стремиться, и при этом среди разнообразных условий в первую очередь надо учитывать гигиенические моменты, обеспечивающие максимальные удобства для учащихся.

 Совершенно недопустимо  использование некоторыми завучами расписания как инструмента деления коллектива на «своих» и «врагов», способа наказания одних, поощрения других, как средства сведения счётов с «врагами», или составление расписания полностью только по личным «заявкам» учителей.

 При проведении урока  необходимо учитывать следующие  требования:

 • продолжительность урока  (45 мин);

 • учет активного внимания (дети могут сохранять активное внимание в возрасте 5-7 лет

 - 15 мин; 8-10 лет-20 мин, 11-12 лет-25 мин; 12-15 лет-30 мин);

 • характер объяснения (установлено,  что чем однообразнее, монотоннее  урок, тем быстрее развивается  утомление);

 • разнообразие деятельности  с использованием наглядных пособий  и технических средств обучения. Преподавание (особенно в начальной  школе) должно в большей мере  строиться на чувственном восприятии, на использовании первой сигнальной  системы, преобладающей у детей  над второй сигнальной системой;

 • организация физкультминуток.  Проведение физкультминуток необходимо  на каждом уроке в начальных классах, и на 5-6-м уроках в средних и старших классах. Упражнения должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклоны туловища, вращение головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп), упражнения для мелких мышц кисти, упражнение для профилактики переутомлении глаз;

 • правильная посадка. 

  С точки зрения школьной гигиены очень важна правильно продуманная структура урока. Наиболее распространена четырёхэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание. По мнению многих исследователей структура урока должна быть достаточно гибкой с учётом физиолого-гигиенических требований. Учитывая динамику работоспособности, во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период составляет 15-20 минут, в средних и старших классах 20-30 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т.к. развивается утомление. Не рекомендуется наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос, дополнительные задания, лучше это время посвятить изложению нового материала.

Информация о работе Гигиена физической культуры и спорта