Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:48, контрольная работа
Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие, факторы, влияющие на его Показатели.
Акселерация ..................................................................................................2
Гигиенические принципы режима дня, организации учебной работы
в школе………………………………………………………………………….7
Гигиенические требования к одежде, обуви………………………….19
Социально-гигиеническое значение вредных привычек,
основы психогигиены……………………………………………….…29
Библиографический список……………………………………….…..39
Анализ базисного и
примерных учебных планов, расписаний
уроков, а также режима дня учащихся
разных школ показывает, что общая
и школьная учебная недельная
нагрузка значительно выросла по
сравнению с 80-ми годами и, естественно,
отрицательные последствия в
ещё большей степени
Большая общая и школьная учебная нагрузка, недостаточные дневной отдых и ночной сон, низкая двигательная активность в процессе учебных занятий в школе и в течение всего дня приводят к переутомлению детей и подростков, срыву приспособительных процессов, к усугублению имеющихся, а также возникновению и интенсивному нарастанию отклонений в состоянии здоровья.
Изучение дневной и недельной динамики работоспособности позволяет утверждать, что в условиях действующего режима занятий и низкой двигательной активности общая учебная нагрузка в наших школах является чрезмерной для школьников. Она приводит к утомлению даже здоровых детей, но особенно сильно - прилежных и дисциплинированных учащихся. У части детей при такой продолжительности учебных занятий в школе и дома к концу дня и недели функциональное состояние ЦНС находится на грани перенапряжения. Это перенапряжение приводит к возникновению функциональных психоневрологических отклонений (расстройство сна, головные боли, вегетососудистая дистония), которые у учащихся, особенно старших классов, диагностируются сегодня частенько. Исследования (80-е годы) показали, что даже при меньших, чем сегодня, учебных нагрузках у большой части учащихся снижается деятельность второй сигнальной системы, уровень умственной работоспособности, ухудшается внимание, память, изменяется острота зрения, удлиняется время простых и сложных условнорефлекторных зрительно- и слухомоторных реакций, возрастает частота случаев последовательного торможения и срывов дифференцированных реакций, уменьшается пульсовое АД и увеличивается период восстановления гемодинамических показателей и др. При этом у части учащихся развивается негативное отношение к учёбе со всеми отсюда вытекающими последствиями для самих детей, школы и государства в целом.
Положительная мотивация учащихся к учебным занятиям — важнейший фактор эффективности обучения. Однако, чем выше учебная нагрузка, тем чаще диагностируются среди учащихся старших классов отклонения в состоянии здоровья. Усугубляют это информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. В группе учащихся с постоянным наличием мотивации учиться на "отлично" особенно часто наблюдается повышение раздражительности, ухудшение сна и другие изменения в поведении и здоровье.
Факультативные занятия
При составлении расписания
уроков необходимо учитывать
динамику работоспособности
Динамика работоспособности учащихся в течение недели имеет свои характерные особенности. Понедельник является днём, когда работоспособность школьников относительно невысокая, что связано с врабатываемостью после воскресного отдыха. Во вторник и в среду работоспособность у учащихся наибольшая, а в четверг она снижается и достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся среднего и старшего школьного возраста (за исключением 11-го класса) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъёмом в связи с предстоящим воскресным отдыхом.
Если условно принять оценку работоспособности за 100 баллов, то в течение недели работоспособность учащихся старших классов выразится следующими цифрами: понедельник - 98, вторник - 105, среда - 109, четверг - 96, пятница - 95,5, суббота - 94 (М.И. Шардаков). Примерно такая же диаграмма получится при оценке работоспособности в течение учебного дня .
Учитывая динамику
работоспособности учащихся, следует
распределять изучаемые
Для учащихся младшего школьного возраста наиболее трудными предметами являются математика и чтение.
В 5-7-х классах предметами
первой трудности являются
Для старшеклассников
наибольшую трудность
Учебная деятельность школьников включает три составных взаимосвязанных компонента: собственно умственную работу, полное статическое позное напряжение и динамическую физическую работу. Исследования гигиенистов, физиологов, клиницистов доказывают, что, начиная с первых дней систематического обучения и далее от младших классов к старшим, у школьников всё более и более в повседневной жизни начинает преобладать статический компонент, а двигательная активность снижается. Такое соотношение статической и динамической работы в режиме дня при существенной неупорядоченности других его элементов неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья учащихся. В этом плане в школе большую актуальность приобретает место в расписании и организация так называемых лёгких уроков (труда, физической культуры, пения, рисования, НВП), на которых преобладает физическая динамическая нагрузка. Они, кроме образовательной, выполняют и разгрузочную (переключение с умственной на физическую работу) функцию. Уроки по этим предметам благоприятно влияют на функциональное состояние организма и являются мощным фактором сохранения и умственной и физической работоспособности школьников в течение учебного дня и недели. Правильно поставленные в расписание (при составлении расписания они выставляются обычно первыми!), они способствуют снятию утомления и сохранению работоспособности на последующих уроках. Исследования показали, что наиболее целесообразно для уроков труда и физической культуры отводить четвёртые уроки, тогда переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у учащихся и повысит их работоспособность на 5-6-х уроках.
Особую тревогу вызывает
то, что в некоторых школах
лёгкие уроки, особенно
Общеизвестно, что нельзя
приступать к физической
Как правило, школьные завтраки подаются в основном после второго и третьего уроков, при этом перемена составляет всего 10 минут, редко 15-20 минут. О физическом объёме пищи можно судить по усреднённому меню школьных завтраков: хлеб, котлеты мясные, картофельное пюре, чай сладкий, яблоко (печенье). Притом баланс белков, жиров и углеводов и объём пищи, который имеется в школьном завтраке, продолжительность интервала между приёмом пищи и, например, уроком физкультуры должна быть, как минимум, один-два урока (60-120 минут).
Установлено что,
на уроках физкультуры после
школьного завтрака происходит
падение скорости и точности
работы примерно на 60-70%, примерно
такая же частота срывов
После таких уроков
физкультуры закономерно
Одним из путей
исключения отрицательного
При составлении расписания
следует учесть тип школы,
Руководствуясь главным
принципом - расписание в первую
очередь составляется для
Следует отметить, что
составление расписания в
Совершенно недопустимо использование некоторыми завучами расписания как инструмента деления коллектива на «своих» и «врагов», способа наказания одних, поощрения других, как средства сведения счётов с «врагами», или составление расписания полностью только по личным «заявкам» учителей.
При проведении урока
необходимо учитывать
• продолжительность урока (45 мин);
• учет активного внимания (дети могут сохранять активное внимание в возрасте 5-7 лет
- 15 мин; 8-10 лет-20 мин, 11-12 лет-25 мин; 12-15 лет-30 мин);
• характер объяснения (установлено, что чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление);
• разнообразие деятельности
с использованием наглядных
• организация
• правильная посадка.
С точки зрения школьной гигиены очень важна правильно продуманная структура урока. Наиболее распространена четырёхэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание. По мнению многих исследователей структура урока должна быть достаточно гибкой с учётом физиолого-гигиенических требований. Учитывая динамику работоспособности, во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период составляет 15-20 минут, в средних и старших классах 20-30 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т.к. развивается утомление. Не рекомендуется наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос, дополнительные задания, лучше это время посвятить изложению нового материала.