Гигиена физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Оглавление

Физическое развитие, факторы, влияющие на его Показатели.
Акселерация ..................................................................................................2
Гигиенические принципы режима дня, организации учебной работы
в школе………………………………………………………………………….7
Гигиенические требования к одежде, обуви………………………….19

Социально-гигиеническое значение вредных привычек,
основы психогигиены……………………………………………….…29

Библиографический список……………………………………….…..39

Файлы: 1 файл

гигиена.контрольная.docx

— 58.95 Кб (Скачать)

Наилучшим материалом для изготовления детской обуви, в том числе  зимней, является натуральная кожа. Для летней обуви в качестве верха  рекомендуются также различные  текстильные материалы: рогожка, полудвунитка, прогулочная, джинсовая и т. п. Для  верха утепленной обуви пригодны сукно, драп, шерстяные и полушерстяные  материалы, фетр, войлок и др., из синтетических  материалов — фловерлак при условии применения натуральных утеплителей и подкладки. В условиях холодных зим с устойчивым снежным покровом широко применяется валяная обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами, но ограничивающая подвижность стопы. При возращении детей с улицы в помещение валяную обувь, как и другую утепленную, следует снимать.

В сырую погоду, особенно в осенне-весенний период, можно носить резиновую обувь, которая лучше всего защищает ноги от промокания. Надо следить за тем, чтобы дети в данной обуви  находились минимальное время и  обязательно надевали резиновые  сапоги на толстый шерстяной носок. В помещении резиновые сапоги необходимо снимать.

Недопустимо использование для  постоянной носки, особенно   в   помещении,   спортивной   обуви    (кеды, полукеды, кроссовки, спортивные резиновые тапочки и пр.). Это  обувь специального назначения, поэтому  не может быть рекомендована в  качестве сменной или домашней обуви.

В конструкции "детской обуви, за исключением обуви для детей  раннего возраста (пинетки), должен быть предусмотрен каблук разной высоты: для дошкольников, а также в  домашней (сменной) обуви — 5—10 мм; для  младших школьников'—не более 20 мм; для старшей группы школьников — 20—30 мм; для выходной обуви девочек — до 40 мм. Повседневное ношение обуви на высоком каблуке (выше 40 мм) девочками-подростками вредно и недопустимо: происходит уменьшение площади опоры стопы, смещается центр тяжести тела вперед, формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, изменяется его форма. При ходьбе на высоком каблуке нет достаточной устойчивости, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются, увеличивается нагрузка на передний отдел стопы, что приводит к уплощению свода стопы и деформации пальцев.

Требования к чулкам и носкам зависят от сезона. Как слой, непосредственно  соприкасающийся с кожей, они  должны изготавливаться из материалов, обладающих достаточной гигроскопичностью, воздухо- и паропроницаемостью. Лучшими с гигиенических позиций материалами для чулок и носок являются хлопчатобумажные и трикотажные полотна. Для девочек рекомендуется в прохладную погоду надевать колготы. Чулки и носки из капрона и других синтетических Материалов не должны широко рекомендоваться для повседневной   носки  детьми   всех   возрастных   групп.

Обувь, как и одежду, ежедневно  проветривают, просушивают и чистят щетками. В детских учреждениях  должны быть созданы условия для  высушивания, хранения обуви и ухода  за ней. Необходимо строго следить за тем, чтобы каждый ребенок носил  только свою обувь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Социально- гигиеническое значение вредных привычек, основы психогигиены 

Преодоление вредных привычек –  необходимое условие здорового  образа.

Преодоление исключает ситуацию медленного, но верного разрушения собственного физического, интеллектуального и  духовного здоровья по средствам  курения, злоупотребления алкоголем, пристрастия к наркотикам, неправильного  питания, гиподинамии и других нездоровых привычек.

Здоровый образ жизни несовместим  с вредными привычками, и эта несовместимость  принципиальная, ибо употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических  веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового  образа жизни (оптимальная организация  досуга, физическая активность, рациональное питание и т.д.). вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказываются на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.

Даже эпизодическое потребление  в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки несут в себе большую  угрозу, связанную с формированием  в дальнейшем пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом отношении употребление различных веществ, вызывающих привыкание, поскольку наркомания и токсикомания развиваются у молодых людей катастрофически быстро.

 Проблема преодоления вредных  привычек особенно актуальна,  так как вплоть до последнего  времени отмечалась тенденция  к увеличению частоты употребления  алкоголя и табакокурения среди молодежи.

Огромную опасность таит курение  табака. Здесь существует неблагоприятная  тенденция: число курящей молодежи очень велико, молодые люди начинают курить со все более раннего возраста, так, средний возрасть начинающих курить в США – 12 лет, есть города, где каждый пятый ребенок в возрасте 12 лет.

 По данным исследователей, курить  около 40% населения земного шара, при этом в экономически развитых  странах отмечается заметное  снижение частоты курения в  старших возрастных группах.

 Следует отметить, что производство  табачных изделий в Росси постепенно  увеличивается. Так, смертность  курящих в среднем на 70% выше, чем  некурящих, а выкуривающих не  менее 20 сигарет в день в  2 раза выше.

 Считается, что активное курение  отнимает 8 – 10 лет жизни.

 Курение не только явно отражается на здоровье (вызывает рак легких, значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, мертворождаемость к больным экономическим потерям (в Германии в течение года теряется 20 млн. рабочих дней из-за болезней, связанных с курением).

 Известно, что привычка к  курению формируется относительно  рано: до 17- летнего возраста начинают  курить 34,5% мужчин и 21% женщин. В  целом последние годы отмечалась  тенденция более широкого распространения  курения среди подростков и  среди женщин. Раннее начало курения  особенно опасно, поскольку в  этом случае отравляется никотином  еще не окрепший организм, резко  выражены физические последствия  курения, быстрее формируется  зависимость от табака.

 Причины формирования пристрастия  к табакокурению в молодом возрасте многообразны, но наиболее часты такие, как любопытство, пример взрослых друзей, влияние телевидения, кино и т.д. аутоидентификация с помощью курения с эталонными лицами или микрогруппами. Имеют значение психологические проблемы, конфликты, наличие карманных денег.

Стоит отметить, что большинство  курильщиков в той или иной мере информированы о катастрофических последствиях курения, но пока еще мало кто из них осознает опасность  так называемого пассивного курения  – принудительного вдыхания некурящим, присутствующим при курении, табачного  дыма. Данные научных исследований убедительно свидетельствуют о  том, что пассивное курение способствует возникновению у некурящих заболеваний, свойственных курильщикам.

Для того чтобы успешно преодолевать вредные привычки, заниматься профилактикой  возникновения, необходимо представлять основные механизмы их формирования, далее неминуемо приводящие к  патологическим пристрастиям и болезням. Целесообразно рассмотреть пути формирования вредной привычки и  последующего развития болезни на примере  табакокурения.

 Курение в начальной его  фазе далеко не приятно, начинающий курильщик должен преодолеть неприятные ощущения и заставить, себя продолжать. Что же побуждает его к этому?

Прежде всего, это подражание. Можно  выделить несколько его видов. Во- первых, это умышленное подражание членами какой-либо компании, в которую подросток хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер.

 Здесь может проявляться  свойственный незрелому уму максимализм  – если подражать, то уж  во всем и неспособность разбираться  в качествах другого человека  – отделить хорошее от плохого и т.д. В-третьих, подражание может быть неосознанным. Так, сами курят родители, курение настолько входит в обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей уже не существует вопроса – курить или не курить, вопрос лишь в том, когда начать?

Следующая группа мотивов связана  со стремлением к взрослости.

Подросток или юноша (девушка) стремится  продемонстрировать перед окружающими  свою взрослость, независимость, самостоятельность.

Курение становиться также и  одним из способов самоутверждения  для тех, кто не выработал в  себе внутренних основ самоутверждения  и вынужден прибегать к таким  вот внешним знакам. Желание показать себя более взрослым перед сверстниками. Стремление быстрее усвоить «модные» манеры и повысить свой престиж.

Еще один мотив – стремление все  в жизни испробовать. Главным  оказывается стремление не отстать  от других, не упустить «свое». С этим смыкается и банальное любопытство: подростку, юноше просто интересно  – что курящие находят в табаке? Этот мотив довольно распространен. Согласно наблюдениям В.Я. Киселева, чувство интереса привело в ряды курящих 1990 старшеклассников.

 Согласно данным статистики, представительницы женского пола  начинают курить обычно позже,  чем представители мужского? Соответственно  в среднем в 15 – 22 года и  в 12 – 19 лет. Здесь сказывается  влияние различных факторов

 – ослабление контроля родителей,  особенности компании, для девушек,  кроме того – курит или не  курит ее знакомый юноша или  мужчина.

 Следует отметить, что  некоторые курильщики считают  курение для себя безвредным, а в некотором отношении и  полезным. Курение заглушает чувство  голода. Порой курение рекомендуют  в качестве стимулятора умственной  деятельности. Здесь необходимо  твердое знание вреда курения  на процессы мышления, на умственную  и физическую работоспособность. Среди перечисляемых А.Г. Стойко мотивов начала курения есть следующие: «из-за плохого настроения», «с тоски», «с горя», «чтобы поднять трудоспособность» .

 

 Следует отметить  особую роль широкой социальной  профилактики возникновения вредных  привычек. Наиболее значим здесь  комплекс идейно- воспитательных воздействий в отношении лиц молодого возраста. Четкая позитивная ценностная ориентация современного молодого человека уже стала по себе является преградой на пути не только склонности к употреблению алкоголя, но и любых других препаратов, способных вызывать зависимость и приводить к формированию курений, наркоманией и токсикоманий. Иерархическое упорядочение потребностей молодого человека, доминирование высших потребностей образование внутреннего стиля культуры и нравственных ценностей – вот надежный путь формирования образа жизни, важнейшей составной частью которого является здоровый образ жизни.

 Путь к идеалам  культуры открыт в нашем обществе  для всех, а это одновременно  и путь возвышения человеческих  потребностей, путь освобождения  человека от власти первичных  эгоцентрических мотиваций, среди  которых вредные привычки легко  завоевывают себе место.

Имевшие место недостатки в воспитании молодежи ослабили роль нравственных регуляторов жизнедеятельности. Часть молодежи утратила высшие социальные ориентиры и, не усвоив духовных ценностей, оказались в плену вещизма, стремления к бездумному комфорту и удовольствиям. Подобный социально-пассивный, потребительский  стиль жизни предполагает обильное употребление алкоголя, других опьяняющих веществ и является антиподом  здорового образа жизни.

 Таким образом, важнейшее  направление работы по преодолению  вредных привычек – усиление  внимания к формированию личности  человека, возвышению его потребностей, усвоению ценностей культуры  общества, т.е. обеспечение духовного  здоровья молодого человека.

 Положение, при котором  молодой человек, не справляясь  с трудностями адаптации, прибегает  к помощи алкоголя или других  психотропных агентов, во многом  связано с тем, что диапазон  психической адаптации, степень  владения методами психической  само регуляции сегодняшнего молодого человека формируется во многом стихийно и мало отличается от соответствующих характеристик человека прошлых лет. Если рассматривать проблему шире, то предупреждение психических нарушений как проявлений дезадаптации крайне актуально. Невротические нарушения, например, обнаруживаются у 10 – 20% населения.

 Между тем современная  психигигиена, психология, психотерапия и педагогика накопили интереснейшие данные, позволяющие совершенствовать процесс формирования психики человека, брать под определенный контроль развитие психических функций. Психогигиенические мероприятия должны начинаться с семьи, родителей, так как на них ложится ответственность за нервно-психическое здоровье ребенка с момента его появления на свет.

 Необходимо совершенствовать  психодиагностику и в процессе  учебы выявлять молодых людей  с ситуационно обусловнеными психогенными нарушениями, со стертыми психическими аномалиями и начальными признаками психических заболеваний, с неблагополучной наследственностью, с резидуально- органической церебральной патологией, с отклоняющимся поведением, обусловленным ущербным воспитанием, неблагополучным микросоциальным окружением. Эти группы молодежи – основные «поставщики» лиц, склонных к психической дезадаптации, неспособных достичь успеха в основной (учебной или трудовой) деятельности и само утверждающихся в других сферах, потенциально склонных к алкоголизации, употреблению психотропных и наркотических веществ. Однако тактика педагогов, психологов и медиков должна быть активной и наступательной. Необходимо искать новые пути достижения оптимального уровня нерво-психических функций, развития способностей психической само регуляции. В настоящее время уже существуют методики, направленные на развитие устойчивости внимания, умения переключать внимание, совершенствование точности и скорости реакций, стимулирование фантазии и воображения, а также различные упражнения для тренировки памяти, развития волевых качеств и др. заслуживают самого широкого распространения методы аутогенной тренировки и социально- психологического тренинга. Учитывая, что значительную часть своей жизни молодой человек вовлечен в учебный процесс, курсы психогигиены целесообразно вести в образовательных учреждениях всех уровней. Каждый выпускник должен свободно владеть основными психогигиеническими навыками.

Информация о работе Гигиена физической культуры и спорта