Здоровье и личные качества – факторы конкурентноспособности будущего специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:39, реферат

Краткое описание

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требуют от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности.

Оглавление

Введение
1. Конкурентноспособность личности.
2. Роль здорового образа жизни в процессе становления личности и формирования конкурентноспособности специалиста.
3. Физическая культура и спорт – в системе обеспечения здоровья студентов вуза.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат- Физическая культура.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Здоровье и личные качества – факторы 

конкурентноспособности  будущего специалиста

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил

_______________________                                                       _______________                                                                                                               

 

Выполнил

Студент Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

Cодержание

 

Введение

1. Конкурентноспособность личности.

2. Роль здорового образа жизни в процессе становления личности и формирования конкурентноспособности специалиста.

3. Физическая культура и спорт – в системе обеспечения здоровья студентов вуза.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требуют от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности.

Проблема конкурентоспособности  сейчас актуальна для каждого молодого жителя России, ведь по существу, это проблема его выживания. В особой мере это ощущают на себе студенты и выпускники техникумов и вузов.

Многие молодые люди под «конкурентоспособностью» понимают успешность, достижение жизненного успеха. Однако это не тождественные понятия. Успех – чаще всего личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения, он расслабляет. А вот желание быть конкурентоспособным требует четкого планирования и осуществления личностного развития. Забота о личной конкурентоспособности предполагает высокое внутреннее напряжение и способность мобилизовать если не все, то основные личностные ресурсы, а также постоянную борьбу с собой и другими за жизненное пространство, лидерство, свое место под солнцем.

Одним из главных факторов конкурентноспособности является здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать как производственные, так и жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

 

 

 

1. Конкурентноспособность  личности

 

Одной из важных задач  образовательной политики на современном  этапе становится формирование конкурентоспособности  личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система  способностей, свойств и качеств  личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Исследования, проведение учеными, показали, что конкурентоспособность личности, это не одно качество, а сложная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности:

1) высокий уровень  работоспособности;

2) стремление к качественному  конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение  к делу, труду;

5) стремление к профессиональному  самосовершенствованию;

6) способность к принятию  ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность  к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому  освоению нового дела;

9) способность к самообразованию,  самореализации, саморазвитию. (Андреев В. И. "Педагогика").

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги- исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и другие) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно".

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:

- систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

- профессиональную направленность личности;

- систему целеполагания;

- самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях". (Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности")

Педагоги-исследователи  предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности. Например, О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность  в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность  в себе:

1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

2. Адекватное поведение  в различных ситуациях человеческого  общения.

3. Поддержание и укрепление  здоровья и работоспособности.

4. Создание благоприятного  внешнего облика, собственного имиджа". (Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе").

Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность  рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Студента как человека определенного возраста и как  личность нужно характеризовать  с трех сторон:

1) с психологической,  которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности;

2) с социальной, в которой  воплощаются общественные отношения,  качества, порождаемые принадлежностью  студента к определенной социальной  группе;

3) с биологической,  которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. (Чупрова О.Ф. "Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности ").

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности  студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к  студенту как к человеку определенного  возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций  на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально -логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст от 18-23 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта, научных достижений.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Многие преподаватели российских вузов считают, что студенты за последнее десятилетие изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.

 

 

2. Роль здорового образа жизни в процессе становления личности и формирования конкурентноспособности специалиста.

Здоровье является одним  из главных факторов формирования конкурентноспособности специалиста – будущего выпускника вуза. Для того чтобы человек был здоровым, он должен вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности будущего специалиста, так как его работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой и спортом снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило, занятия физкультурой у студентов должны проходить в форме активного отдыха.

Учитывая, что в настоящее время сложилась крайне неблагоприятная ситуация с показателями здоровья населения России, улучшение состояния здоровья населения, в частности – молодых специалистов, это не только частная проблема определенной группы жителей, но и одно из коренных условий успешной реализации социально-экономического развития всей страны. Поэтому так важна популяризация и внедрение здорового образ жизни (ЗОЖ), особенно в среде учащейся молодежи и студенчества.

ЗОЖ – это деятельность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия  и возможности в интересах сохранения и укрепления здоровья. ЗОЖ формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье.

В современной стратегии образования  возрастает значимость здоровья учащихся, как одного из приоритетных направлений его гуманизации, являющимся основой физического, психического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития. Поэтому воспитание культуры здорового образа жизни личности студента, эффективно управляющей состоянием своего здоровья, является важной задачей педагогики. В философском понимании личность – это всегда духовная определенность, самостоятельность и неповторимость человека. Личность – это темперамент, воля, способности, интересы, чувства, высокие нравственные эмоции. Для личности характерно согласие с собой и людьми, целостность характера, умение приспосабливаться к социальной среде, внутренняя свобода, способность ценить искусство, кругозор, то есть личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

В процессе становления личности будущего специалиста- выпускника вуза здоровый образ жизни приобретает особое значение, поскольку выступает фактором его успешности, как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы будущий специалист еще в студенческие годы пришел к осознанию значимости здорового образа жизни. Важно добиться, чтобы каждый выпускник являлся не только специалистом в своей области знаний, но и человеком, который бы обладал разного рода умениями и навыками организации своего здорового образа жизни, восстановления организма после напряженного труда. Следовательно, формирование здорового образа жизни студента в процессе его профессионального становления является приоритетной задачей.

Профессиональное становление  личности – это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального  образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. «Профессиональное  становление субъекта выражается в  развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности.

Информация о работе Здоровье и личные качества – факторы конкурентноспособности будущего специалиста