Менеджер-личные качества, знания и умения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 04:50, курсовая работа

Краткое описание

Профессия менеджера как таковая появилась сравнительно недавно, в силу того, что сама наука о менеджменте появилась лишь в начале XX века. До этого времени была только должность руководителя, который в своей работе чаще всего опирался лишь на свою точку зрения, а его основным качеством при принятии важных решений становилась его интуиция. Однако решения таких руководителей далеко не всегда оказывались полезными для самой организации и её работников. Другими словами стал очевидным тот факт, что успешная и эффективная деятельность любой организации напрямую зависит от продуманного и умелого руководства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Профессия - менеджер.
1.1.Кто такие менеджеры и чем они занимаются……………………3
1.2.Общие факторы управленческой деятельности…………………6
1.3.Роли менеджера……………………………………………............7
Глава 2. Каким должен быть современный менеджер?
2.1.Личные качества успешного менеджера…………………………9
2.2.Необходимые знания и умения современного менеджера………14
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджер- личные качества, знания и умения.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Балтийский Государственный  Технический Университет «Военмех»

                                            им. Д.Ф. Устинова

                                                    Кафедра Р1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Курсовая работа

                     По курсу основного менеджмента

                                            на тему:

           Менеджер: личные качества, знания и умения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Выполнил: студентка группы Р-171

                                                               Мокроусова М.В.

                                                              Проверил: Иванова Т.Д. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Санкт-Петербург

                                                                2008                          

                                            
 
 

                                           
 
 

                                       Содержание.  

Введение………………………………………………………………………2 

Глава 1. Профессия - менеджер. 

           1.1.Кто такие менеджеры и чем  они занимаются……………………3

           1.2.Общие факторы управленческой  деятельности…………………6

           1.3.Роли менеджера……………………………………………............7 

Глава 2. Каким должен быть современный менеджер? 

          2.1.Личные качества успешного  менеджера…………………………9

      2.2.Необходимые  знания и умения современного  менеджера………14 

Заключение……………………………………………………………………24 

Список литературы……………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Введение. 
 

     Профессия менеджера как таковая появилась  сравнительно недавно, в силу того, что сама наука о менеджменте появилась лишь в начале XX века. До этого времени была только должность руководителя, который в своей работе чаще всего опирался лишь на свою точку зрения, а его основным качеством при принятии важных решений становилась его интуиция. Однако решения таких руководителей далеко не всегда оказывались полезными для самой организации и её работников. Другими словами стал очевидным тот факт, что успешная и эффективная деятельность любой организации  напрямую зависит от продуманного и умелого руководства.

     В наше время этот факт  находит  себе подтверждение ежедневно. Однако не стоит забывать о том, что сам менеджер является неотъемлемой частью организации, и чтобы его работа приносила максимум пользы её нужно правильно организовать. Несмотря на появившуюся науку и профессию современные руководители не редко совершают промахи, которые негативно отражаются на работе всей организации в целом. Чтобы такое случалось как можно реже, менеджеру необходимо организовать свою работу максимально продуктивно, не повредив при этом своему здоровью, моральному и физическому.

     В данной  работе подробно рассмотрена  деятельность современного менеджера с целью выявления качеств, знаний и умений, которыми он должен обладать для того, чтобы организовать процесс работы своих сотрудников максимально эффективно. Однако необходимо также понимать, что профессия менеджера довольно сложна и специфична, потому что «материал», с которым менеджеру предстоит работать - это люди, такие же как он сам, со своими проблемами и своей точкой зрения на любую проблему или рабочую ситуацию. Менеджеру необходимо знать и понимать общие

 правила и  при этом учитывать огромное  множество разных переменных, отличающих ситуации в сфере менеджмента.   

     Глава 1. Профессия – менеджер. 
 

            1.1. Кто такие менеджеры и чем они занимаются. 

       

     Итак, все организации имеют ряд  общих характеристик, в том числе  потребность в менеджменте. Менеджер – это управленец, профессионально занимающийся своей деятельностью, который каждодневно управляет функциями фирмы, для того чтобы сохранить её основные пропорции. Этот человек также наделён полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Основной целью менеджера является обеспечение конкурентоспособности фирмы. В организации он занимает положение человека, которого наняли на работу, чтобы он выполнял своеобразную и непростую, методичную работу. Мнение о том, что менеджеры, они же управленцы, обязательно должны являться владельцами той или иной компании – ошибочно.

     Под менеджментом понимают систему профессиональных знаний, умений и навыков руководителей различного уровня, используемых ими в практической деятельности для решения стратегических, тактических и оперативных задач управления организацией. [1] 

      Менеджмент  как аппарат управления организациями предполагает

структурное оформление определенной сферы практической

деятельности. Любая  целенаправленная деятельность возникает

и осуществляется определенными сообществами людей, сознательно

координирующими свою деятельность для достижения

определенных  целей. Такое сообщество индивидуумов в менеджменте

принято называть организацией. Понятие менеджмента  как

аппарата управления применительно к организациям имеет институциональное значение и включает: 

• систему управления, обладающую иерархической структурой

   и состоящую из специализированных органов управления; 

• институт менеджеров — руководителей различных уровней,

  являющихся субъектами управления, наделенных определенными

  полномочиями в принятии и реализации управленческих

  решений и обладающих определенной ответственностью

  за результаты функционирования организации. 
 

     Каждый  из рассмотренных аспектов имеет  свою область применения,

создавая целостную  систему менеджмента организации выбранной стратегии развития, и обеспечивается системами оперативного менеджмента на предприятии.

     Основная  цель управления персоналом заключается  в использовании с наибольшей эффективностью кадрового потенциала предприятия. Основополагающим элементом системы управления кадрами являются принципы работы с персоналом предприятия.

        Основными принципами управления персоналом являются следующие:

     - подбор кадров по личным и  деловым качествам;

     - преемственность персонала на основе сочетания в рабочих и управленческих коллективах опытных и молодых работников;

     - четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника;

     - обеспечение условий для постоянного повышения деловой и профессиональной квалификации;

     - сочетание доверия к кадрам  с проверкой исполнения;

     - демократизация работы с кадрами:

     а) рассматривание личности каждого работника, выделение его интересов и потребностей;

     б) изучение коллективного мнения работников предприятия;

     в) вовлечение рядовых сотрудников через их участие в кружках качества;

     г) информирование работников о результатах  и перспективах деятельности предприятия;

    - системность  работы с кадрами означает, что  управление персоналом:

     а) должно охватывать не отдельные категории работающих, а весь      персонал;

      б) решать не текущие одномоментные  задачи, возникающие в деятельности работника, а постоянно заботиться о нем;

     в) использовать разные приемы, методы, средства работы с персоналом;

  Таковы основные принципы в работе современных управленцев, другими словами – менеджеров. Однако несмотря на столь чёткое разделение менеджерских обязанностей, общие аспекты управленческой деятельности намного менее очевидны, чем различия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.2. Общие факторы управленческой  деятельности. 

      Есть  отличный способ доказать, как трудно найти общее в работе менеджеров. Определим, чем состоит повседневная деятельность разных менеджеров. Большинство  людей, в том числе и сами практикующие менеджеры, считают, что рутинная работа начальника цеха не слишком отличается от работы его подчиненных. Это мнение подкрепляется тем, что в рабочем процессе эти люди постоянно взаимодействуют и получают почти одинаковую зарплату. Однако исследования показали, что управленческая деятельность по природе весьма сильно отличается от неуправленческой. На самом деле труд начальника цеха имеет намного больше общего с работой президента компании, чем с трудом его подчиненных. В связи с этим Минцберг, обобщив итоги более ранних исследований и приведя фундаментальное исследование природы труда пяти менеджеров высшего звена, в своей книге «Природа управленческого труда» написал:

   Практически любой труд в обществе требует специализации и концентрации. Слесари, овладев техникой изготовления той или иной детали, могут неделями выполнять эту операцию; у инженеров на разработку конструкции моста уходят месяцы; продавцы зачастую всю жизнь продают один и тот же ассортимент товаров. Но менеджер рассчитывать на это никак не может. Для его рабочей деятельности характерны кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Гест, по утверждению которого его бригадиры ежедневно выполняют в среднем по 583 различные управленческие операции, замечает: «Любопытно, что характеристики работы бригадира – разнообразие, прерывистость и непостоянство – диаметрально противоположны характеристикам труда механика-почасовика, работа которого рационализирована, постоянно повторяется, не прерывается и, как правило, выполняется в постоянном, устойчивом ритме движущегося конвейера». [2]  

         1.3. Роли менеджера. 

     Ещё одна общая область любого управленческого  труда – роли менеджеров. По определению  Минцберга, роль – это набор определенных поведенческих шаблонов, действующих  в конкретном учреждении или на конкретной должности. [3]

     Как актеры имеют в пьесе роли, заставляющие их поступать тем или иным образом, менеджеры занимают определенную позицию главы конкретного организационного подразделения, что и определяет их рабочее поведение. Человек может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. В итоге актеры, менеджеры и другие люди играют предопределенные роли, но как личности могут интерпретировать их по-разному.

     Выделяют 10 ролей, которые в разное время  и в разной степени играют все  менеджеры: 

         - Номинальный( символический) глава; 

         - Лидер; 

         - Связующее звено; 

         - Наблюдатель; 

         - Распространитель( самой разнообразной  информации); 

         - Представитель; 

         - Предприниматель; 

         - Ответственный за отсутствие  сбоев в работе; 

         - Распределитель ресурсов; 

         - Участник переговоров; 

     Роли  не могут быть независимыми одна от другой. Они взаимозависимы и направлены на достижение общего результата. Межличностные ролевые установки определяются полномочиями и статусом руководителя в организации и касаются его взаимо действий с окружающими. Они могут сделать менеджера фокусом сосредоточения информации, что позволит ему и одновременно вынудит его выполнять информационные ролевые установки и стать центром обработки информации. Исполнение межличностных и информационных ролей позволяет менеджеру играть роль, связанную с принятием решений: распределять ресурсы, улаживать конфликты, искать новые возможности, вести переговоры. В совокупности эти десять ролей определяют обьем и суть труда менеджера в любой организации.

     Например, менеджер отдела магазина регулярно  взаимодействует с продавцами. Они получают от него инструкцию о запросах и нуждах клиента, решают рабочие проблемы и просто общаются. А он получает от них важную информацию о работе своего подразделения, которую часто нельзя получить из формальных источников, например из отчетов о реализации. Это помогает ему принимать обоснованные решения. Далее, встречаясь с менеджером всего магазина. Менеджер отдела передает ему наиболее важные сведения, которые становятся базой для управленческих решений на более высоких уровнях. 
 
 

Информация о работе Менеджер-личные качества, знания и умения