Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:39, реферат
Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требуют от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности.
Введение
1. Конкурентноспособность личности.
2. Роль здорового образа жизни в процессе становления личности и формирования конкурентноспособности специалиста.
3. Физическая культура и спорт – в системе обеспечения здоровья студентов вуза.
Заключение
Список использованной литературы
Подготовка будущих
Личностный рост – непременное условие достижения профессионализма. Современные профессиональные требования к выпускнику вуза определяют задачу формирования специалиста нового типа, который должен не только обладать определенными знаниями по выбранной профессии, но и обладать качествами умелого организатора.
Структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру должна включать:
- оптимальный двигательный
- рациональное питание;
- рациональный режим жизни;
- психофизиологическую регуляцию;
- психосексуальную и половую культуру;
- тренировку иммунитета и
- отсутствие вредных привычек.
Здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет индивидуальный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями. Здоровым считается человек, наилучшим образом приспособленный к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивает ему охрану и укрепление его здоровья, и здорового образа жизни. Необходимо особое внимание уделить оздоровлению морального климата общества и недостаточно высокому уровню знаний о здоровом образе жизни в молодежной среде. Утрата идеалов, социальная несправедливость и неравенство, боязнь будущего – вот что разрушает физическое и психическое здоровье человека. Мы должны с уважением относиться к собственному, личному здоровью и здоровью наших близких, всех, кто нас окружает, как-то связан с нами. Ведь общественное здоровье складывается из суммы индивидуальных показателей. Существуют два альтернативных подхода к формированию здорового образа жизни. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным, например, отказ от курения и употребления алкоголя. Другой подход выделяет личностную творческую активность человека, его инициативность и высокий уровень потребности в практическом осуществлении здорового образа жизни, как главные факторы, которые обеспечивают успешную реализацию здорового образа жизни в современном российском обществе.
В связи с этим представляется интересным выявление отношения будущих специалистов к здоровью как социальной ценности. Именно поэтому каждый специалист со студенческой скамьи должен осознать и сделать постулатом всей своей жизни следующее убеждение: здоровье человека – главная ценность жизни, его необходимо сохранять, сберегать и улучшать..
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Человек имеет право на здоровье, но права человека связаны с его ответственностью. Ответственность – это особое свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознание ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.
3. Физическая культура и спорт – в системе обеспечения здоровья студентов вуза
Мировой опыт свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики конкуренция за рабочее место возрастает. Соперничество, борьба за рабочее место требуют от работника не только профессиональных знаний и умений, но также здоровья и соответствующих личностных качеств (профессиональных, волевых, нравственных и т.д.). Конкурентоспособность нынешнего студента на рынке труда будет связана с тем, сумеет ли он выдержать все факторы конкурентной борьбы. К этому будущего специалиста необходимо готовить уже в стенах вуза. Ведущая роль в этом направлении отводится кафедрам физического воспитания, которые могут и должны в значительной степени способствовать повышению конкурентоспособности будущих специалистов. Для этого, прежде всего, необходимы сведения о реальном состоянии здоровья студентов.
Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присуши все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
В системе обеспечения
здоровья студентов выделяют два
элемента:
1) учебное время студента, 2) внеучебное
время студента. Учебное время регламентируется
расписанием занятий. Важное место в нем
занимают учебные нагрузки, гигиенические
условия проведения занятий, питания,
физкультурно-спортивные тренировки.
Внеучебное время "заполняется" студентами
самостоятельно дополнительными занятиями
по учебным предметам, занятиями в
физкультурно-спортивных секциях, выполнением
домашних заданий и т.д.. Именно понимание
студентом собственного здоровья как
личностно значимой ценности заставляет
его часть внеучебного времени посвящать
укреплению своего здоровья.
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.
Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить: оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма; совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций; многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей. К специальным образовательным задачам относят: формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование спортивных двигательных умений и навыков; приобретение базовых знаний научно-практического характера.
Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.
Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Передача обучаемым
специальных физкультурных
Повышение физкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве. В деле вовлечения широких слоев населения в физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно из первостепенных значений.
К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.
Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.
В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.
Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.
Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.
В процессе физической (спортивной) тренировки на занимающихся оказывается значительное воздействие по формированию нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и в семье. К таким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.
Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно- эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно- эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.
Составной частью процесса
физического и духовного
В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.
Информация о работе Здоровье и личные качества – факторы конкурентноспособности будущего специалиста