Спорт как средство физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать характеристику спорту как компоненту специализированного направления
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику деятельности.
1. Рассмотреть особенности основных направлений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическое воспитание как педагогическая……………………..…6
1.1 Проблемы физического воспитания ……...................................... 6
1.2 Особенности спортивной деятельности, её цели и функции….….. 8
1.3 Понятие о спортивной тренировке………………………………....10
Глава 2 Основные направления спорта ………………………………………. 13
2.1 Характеристика массового спорта …………………………..………. 13
2.2 Характеристика спорта высших достижений ………………………. 25
2.2.1 Понятие о спорте высших достижений ……………………… 25
2.2.2 Дифференциация спорта высших достижений ………….….. 25
2.2.3 Классификация видов спорта …………………………..…..26
Заключение ………………………………………………………………...…… 29
Список литературы …………………………………………………….………. 30

Файлы: 1 файл

Спорт как одно из средств НАСТЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Основные направления спорта

2.1 Характеристика  массового спорта

 

Массовый спорт дает возможность  миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни[12].

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства[13].

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью  регулярных занятий и тренировок[6].

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще  в школьные годы, а в некоторых  видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже[23]

Взаимосвязь олимпийского и массового спорта

Проблема взаимоотношений олимпийского движения, профессионального и любительского  спорта, массового физического воспитания и спорта для детей, подростков и  молодежи год от года приобретает все большую остроту. Разумеется, на характер дискуссий по данной проблеме оказывают влияние самые разные факторы. Здесь и политические и экономические интересы, корпоративная и профессиональная заинтересованность участников обсуждения этой проблемы. Здесь и эмоциональные доводы людей, преданных воспитанным с детства благородным идеалам олимпизма, и резкие выпады "государственников", осуждающих властные структуры за равнодушие к спортивному престижу страны, за слабую материальную и финансовую поддержку физической культуры, забвение спортивных интересов детей и молодежи. Здесь много правды, но далеко не всей[14].

Наверное, следует признать вполне понятным и справедливым то, что  много внимания при ее обсуждении уделяется прежде всего этической стороне проблемы.

Так, академик И.В. Бестужев-Лада [6] полагает, что квазилюбительский, а фактически профессиональный спорт, характерный  для всего олимпийского и родственных  ему движений, включает в свою орбиту людей, формально имеющих какую-то профессию, где-то работающих или учащихся (псевдостудент, псевдослужащий и т.п.). На самом деле, полагает он, и фактический и формальный профессиональный спорт является "зрелищным" с одними и теми же законами купли-продажи спортсменов на потеху толпе[11].

"Ясно также, что наряду  с Большим спортом всегда был  и будет массовый спорт любителей  - не менее, если не более  важный для физической культуры  человечества. Его нельзя превращать  в "концентрационный лагерь" для отбора будущих профессиональных  спортсменов: слишком большими моральными потерями оборачивается такой подход. Оба спорта - большой и массовый - должны быть четко разделены по своим функциям, причем должна быть признана полная самоценность того и другого. В том и другом должны быть особые соревнования, особые разряды, особый чемпионат. Следует решительно пресекать жульнические попытки вторжения в массовый спорт профессионалов, чтобы пожать чемпионские лавры среди любителей. И следует четко отделить любительские занятия спортом в школе (игры, шейпинг, бодибилдинг и пр.) от отбора и подготовки будущих профессиональных спортсменов" [29].

Совсем другая картина наблюдается  в развитии двигательных способностей людей, регулярно занимающихся физическими  упражнениями в спортивно-тренировочных  режимах. Динамика достижений в таких видах спорта, как гимнастика, легкая атлетика, плавание, спортивные игры, зимние виды спорта, не только прослеживается в вековой истории олимпийского движения Нового времени, но и ощутима для каждого поколения людей. Рекорды, казавшиеся пределом человеческих возможностей еще нашим бабушкам и дедушкам, давно и многократно перекрыты.

Невольно напрашивается вывод, что спортивная культура преобразования физического потенциала человека действительно  преуспела в решении этой проблемы, и, пожалуй, где-то даже слишком, а культура физическая, ценности которой рассчитаны на массовое потребление человечеством, все это время так или иначе топчется на месте. То же происходит и с физическим воспитанием[3].

Мало кто станет сейчас отрицать, что повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения - важнейшая задача современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые, педагоги, учителя, руководители самых разных рангов во многих странах мира [17-20, 22, 23] и, конечно, в нашей стране [1-3, 6, 7, 9, 10, 12-14, 16]. Однако до сих пор это не удалось осуществить в широких масштабах нигде, а отдельные достижения учителей-энтузиастов оставались достоянием небольшого числа их воспитанников ввиду невозможности массового воспроизведения незаурядной и самобытной педагогической практики гениального воспитателя. Не принесли желанной революции в физическом воспитании и крупномасштабные проекты его реформирования в США, Англии, Германии и других странах [5, 11, 17].

Можно предполагать, что основной причиной вышеуказанных неудач инноваций и реформ в сфере физического воспитания явилась общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения, более настойчиво заявляющей о себе не только в сугубо технологическом смысле, но и в свете современной общемировой этической и правовой парадигме приоритета личности, интересов и потребностей ее свободного своеобычного и своеобразного развития. Поэтому любые квазисистемы тоталитарного, жестко спрограммированного физического воспитания, как и других сфер воспитания подрастающего поколения, могут принести лишь временный, чаще всего только видимый эффект хорошей организации, но никогда не выдержат проверки временем из-за их полного несоответствия его духу[2].

Не находят позитивных продолжений  и технократические в своей основе проекты повышения эффективности физического воспитания за счет увеличения количества часов, которые школьники используют для своей физической активности. Это и ежедневный "час здоровья" и как бы "самостоятельные" занятия во внеучебное время, и физкультурно-массовая работа по месту жительства. Мало шансов у подавляющего большинства школьников, даже у тех немногих, кто ощущает потребность в физической активности, проявить себя и получить возможность заниматься в детской спортивной школе, поскольку эти учреждения в основном заинтересованы в поиске спортивных талантов, причем только в том виде спорта, который культивируется в ее отделениях. Далеко не каждому ребенку и подростку доступны и платные услуги различных шейпинг-клубов, аэрофитнес-классов, студий бодибилдинга и т.п.

В этой связи оказываются настоятельно необходимыми поиск и экспериментальная  апробация таких форм физического  воспитания в школе, которые позволили  бы преодолеть сложившуюся тупиковую  ситуацию на основе использования позитивного  опыта и огромного технологического потенциала спорта высших достижений[13].

Опыт развития детско-юношеского спорта убедительно свидетельствует о  высоком уровне стабильности отношения  детей и подростков к систематическим  занятиям физическими упражнениями. Огромную позитивную роль в воспитании личности играют корпоративные традиции команды, клуба, любой разновидности спортивного коллектива.

Около 95% школьников хотели бы систематически заниматься спортом [8], однако это желание детей и  подростков искусственно сдерживается навязанным мнениями управленцев от спорта, не оправданными ничем, кроме ложно понятых государственных интересов и политических или идеологических амбиций, отделением общеобразовательной школы от школы спортивной [9]. Историческая несправедливость такого антигуманного отношения к детям, изначальное их разделение на "таланты" и "бездарности", явная физкультурно-спортивная дискриминация подавляющего большинства детского населения страны должна, наконец, уступить место принципу равных возможностей в физическом совершенствовании и активном оздоровлении каждого юного гражданина страны.

Конверсионные проникновения  элементов спортивной культуры в  культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков.

Результатом такого преобразования в методике физического воспитания дошкольников и младших школьников, согласно данным наших экспериментальных  исследований, оказываются темпы приростов показаний их физической подготовленности, соразмерные, а зачастую и превышающие таковые при спортивной подготовке. Таким образом, пространство для поиска и выявления спортивных талантов олимпийского уровня расширяется во много раз главным образом за счет совершенно новых и чрезвычайно благоприятных условий для их раскрытия в разнообразных видах модельной спортивной деятельности[27].

Вместе с тем уровень  базовой подготовленности "новых" рекрутов спорта высших достижений в  этой ситуации оказывается существенно более высоким, что не может не сказаться на содержании этапов многолетней спортивной подготовки. Это обстоятельство позволяет прогнозировать преобразования в методике спортивной подготовки в направлении усиления ее опоры на закономерности естественного развития физического потенциала человека, что может способствовать устранению из систем спортивной подготовки этически неоправданных приемов, противоречащих логике сбалансированного спортивного совершенствования.

Изменение векторов взаимодействия спорта высших достижений и физического воспитания оказывается, таким образом, важнейшим фактором интеграции спортивной и физической культуры, развивающейся в русле прогрессивных тенденций мировой культуры, настоятельной необходимости ее гуманизации в интересах гармонического совершенствования человека.

Опираясь на эту логику, естественно предположить, что основой  создания новой прогрессивной технологии физического воспитания может служить  адаптирование известных высоких  технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей, подростков и молодежи[13].

В методологическом смысле такой подход означает необходимость  выявления прежде всего таких  принципиальных особенностей спортивной подготовки, которые, во-первых, предопределяют ее никем не отрицаемую успешность и, во-вторых, могут быть реально используемы в практике физического воспитания.

Помимо этого необходимо выявить те особенности спортивной подготовки, которые хотя и вносят вклад в рост спортивной результативности, но уже в таких ее зонах, которые не представляют никакого интереса для целей физического воспитания, ограниченных установками на достижение занимающимися оптимального, а не максимально возможного уровня физической подготовленности, равно как и спортивной или физкультурной результативности[19].

Особо следует отметить необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют  личностную спортивную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых  высоких достижений спортивной культуры вообще. Сюда можно отнести и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирование собранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умения побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех[5].

Важным фактором успешности конверсии спортивных технологий в  физическое воспитание является освоение методов организации учебно-тренировочного процесса и многолетней физической подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле особое значение имеют методы физкультурно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной тренировки. Важно также предусмотреть механизмы переориентации школьника на другой, более подходящий для него, вид спортивной или физкультурной подготовки. Категорическим требованием при "спортивных заимствованиях" в физическом воспитании является реализация индивидуального и типологического подходов к физическому воспитанию ребенка, создание условий для свободного выбора им вида для занятий, организация такого режима тренировок, который не вызывал бы чрезмерного переутомления, отрицательных эмоций, скуки, а, напротив, постоянно стимулировал желание заниматься, прежде всего благодаря постоянному и ясно видимому успеху в преобразовании физического потенциала учащегося, в том числе и его чисто внешних эстетических характеристик[23].

Такая реализация принципов  индивидуального и типологического  подходов требует постоянного соотнесения  объемов, характера и интенсивности  нагрузок с особенностями биологических  возрастных периодов, и прежде всего  учета их сенситивности для стимуляции развития того или иного физического качества и моторной способности, укрепления и повышения уровня функционального и морфологического статуса занимающегося[12].

Состояние здоровья детей  и подростков - безусловно важнейший  показатель жизнеспособности народа любой страны. Ведь поколения ее населения сменяют друг друга в достаточно короткий срок даже в масштабах жизни одного человека. В этом смысле даже одно упущенное для совершенствования процессов оздоровления детей и подростков пятилетие или максимум десятилетие уже оборачивается практически безнадежно потерянным в валеологическом смысле поколением. Поэтому кажущаяся долгосрочность решения проблемы формирования здорового молодого поколения, а следовательно, и потенциально здоровой нации на самом деле весьма относительна и при внимательном рассмотрении ссылка на нее оказывается несостоятельной.

Информация о работе Спорт как средство физического воспитания