Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель работы: дать характеристику спорту как компоненту специализированного направления
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику деятельности.
1. Рассмотреть особенности основных направлений.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическое воспитание как педагогическая……………………..…6
1.1 Проблемы физического воспитания ……...................................... 6
1.2 Особенности спортивной деятельности, её цели и функции….….. 8
1.3 Понятие о спортивной тренировке………………………………....10
Глава 2 Основные направления спорта ………………………………………. 13
2.1 Характеристика массового спорта …………………………..………. 13
2.2 Характеристика спорта высших достижений ………………………. 25
2.2.1 Понятие о спорте высших достижений ……………………… 25
2.2.2 Дифференциация спорта высших достижений ………….….. 25
2.2.3 Классификация видов спорта …………………………..…..26
Заключение ………………………………………………………………...…… 29
Список литературы …………………………………………………….………. 30
Таким образом, вопрос о том, реальна ли задача ускоренного решения проблемы оздоровления нации, по крайней мере в том, что касается использования для этой цели интеллектуального, мотивационного и технологического потенциала физической и спортивной культур, имеет только один и только положительный ответ: да, воспитание нового поколения, овладевших ценностями физической культуры и активно использующих их как важнейшие, если не ключевые элементы здорового стиля жизни, вполне возможно осуществить в достаточно короткий (7-10 лет) срок.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 2880-3840 ккал (в зависимости от возраста, пола и массы тела). Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 1200-1900 ккал; остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т.д. В экономически развитых странах, за последние 100 лет, удельный вес мышечной работы сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма при этом составил около 500-750 ккал в сутки. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (2000-3000 ккал в неделю)[8].
В настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии (гипокинетическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой). В основе этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», – писал академик В.В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса центральной нервной системы, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу, создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата[3].
Энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Важное значение имеет повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии[5].
В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту – угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки – урежение частоты сердечных сокращений в покое, как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой его потребности в кислороде. Увеличение продолжительности фазы расслабления (диастолы) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.
При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре, у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных, соответственно в 2 раза меньше и потребность в кислороде. Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность сердца в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при максимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки.
Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния (УФС) показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их.
С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности), наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска – содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела[4].
Следует особо сказать
о влиянии занятий
Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением массы тела, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза).
Не является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физкультурой на организм человека[4].
Оздоровительно-рекреативная физическая культура (ОРФК) как общеоздоровительное направление ОФК имеет свою предметно-целевую функциональную направленность в определенной сфере жизнедеятельности человека — сфере свободного времени. На этимологическом уровне понятие «рекреация» (от лат. recreatid) означает восстановление, воссоздание, обновление, отдых, элементы развлечения, игры, занимательности.
В материалистической теории
деятельности свободное время
ОРФК как вид физкультурной деятельности — это не столько физический, двигательный способ существования живого существа, сколько способ всестороннего развития и совершенствования человека, личности. Поэтому прежде всего в ее основе лежит сознательное, научно организованное неоднократное применение движений и действий, соответствующих задачам определенного вида физического развития и совершенствования.
Являясь составной частью ОФК, ОРФК сама является системой со свойственными ей строением и функциями. Методологической основой анализа структуры ОРФК является положение теории деятельности о том, что любой вид человеческой деятельности состоит из практической и теоретической (идеальной) ее форм (К. Маркс, Ф. Энгельс). В практических ее формах происходит вещественное преобразование природной и социальной реальности, в теоретических — создаются идеальные (на уровне мышления, эмоций, сознания) образы действий на основе осознания потребностей и желаемого результата. Исходя из данного положения и реального состояния ОРФК как социально-педагогического явления, в ее системе выделяют две относительно самостоятельные, но взаимосвязаннее и взаимопроникающие подсистемы: практическая и духовная (идеально-теоретическая).
Практическая подсистема ОРФК имеет только ей свойственную внутреннюю (интра-) и внешнюю (интер-) структуру. Внутренняя структура ОРФК включает в себя следующие компоненты: субъект, предмет, средства, собственно активность субъекта и результат. В общепринятом значении субъект деятельности — это отдельный человек, группа Людей, социальная общность, нация и общество в целом, а предмет деятельности — псе то, на что направлена деятельность субъекта: природная или социальная реальность, сам человек в единстве и различии его физических и духовных сторон.
Специфическим свойством ОРФК является взаимодействие двух ее основных субъектом: педагога или специалиста по ОФК и человека, индивида, непосредственно включенного в занятия физическими упражнениями. Педагогам в области ОРФК присущи такие особенности и свойства, как уровень общих и специальных знаний, коммуникативные способности, направленный практический опыт в одном из видов физических упражнений, спорта, в комплексном их применении, организаторские и педагогические способности, уровень общей культуры и мировоззрения и т.д. Отдельному человеку, группе людей как субъекту ОРФК свойственны биологические, психические, социально-демографические характеристики. Их взаимосвязь выражается в том, что каждый отдельный человек имеет свойственный ему уровень физического развития и физической подготовленности, состояния здоровья, генетически заданных физических и двигательных способностей и прижизненно развитых двигательных умений и навыков, характерный тип и подвижность нервных процессов и психических свойств, которые специфическим образом проявляются при выборе форм, видов физкультурно-рекреативной активности и степени ее выражения.
Социально-демографическая характеристика (пол, возраст, уровень образования, профессиональная принадлежность, социальное положение) обусловливает уровень сознания индивида, его мировоззрения, мотивов занятий физическими упражнениями, которые в свою очередь корректируются биологическими, интеллектуальными и психическими возможностями данного субъекта. Оба субъекта ОРФК тесно взаимосвязаны, поскольку имеют одну предметную направленность своей деятельности.
Информация о работе Спорт как средство физического воспитания