Спорт как средство физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать характеристику спорту как компоненту специализированного направления
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику деятельности.
1. Рассмотреть особенности основных направлений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическое воспитание как педагогическая……………………..…6
1.1 Проблемы физического воспитания ……...................................... 6
1.2 Особенности спортивной деятельности, её цели и функции….….. 8
1.3 Понятие о спортивной тренировке………………………………....10
Глава 2 Основные направления спорта ………………………………………. 13
2.1 Характеристика массового спорта …………………………..………. 13
2.2 Характеристика спорта высших достижений ………………………. 25
2.2.1 Понятие о спорте высших достижений ……………………… 25
2.2.2 Дифференциация спорта высших достижений ………….….. 25
2.2.3 Классификация видов спорта …………………………..…..26
Заключение ………………………………………………………………...…… 29
Список литературы …………………………………………………….………. 30

Файлы: 1 файл

Спорт как одно из средств НАСТЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Ведущим критерием в  анализе функций (целей и задач) ОРФК выступают потребности человека в воспроизводстве и восстановлении его жизненных сил. В этой связи ОРФК имеет специфический функциональный аспект, направленный на удовлетворение потребностей личности и общества в развитии и совершенствовании биологической (физической) природы человека, и общекультурный, обеспечивающий потребности в развитии социальных и духовных его качеств.

Своими специфическими функциями ОРФК опосредованно влияет на производительность труда, рациональное использование трудовых ресурсов, эффективное развитие производства и, естественно, на здоровье людей. Общекультурный ее аспект связан с политической, социальной, духовно-идеологической сферами общественной жизни. Но для обеспечения функций ОРФК необходимы определенные, только ей свойственные виды, формы и средства, с помощью которых обеспечивается достижение необходимого результата.

В структуре средств  ОРФК можно выделить общие и специфические. К первым относятся физические упражнения, оборудование, тренажеры, спортивные сооружения; ко вторым — природные и гигиенические факторы, гидро- и физиопроцедуры, психомышечная регуляция, массаж, закаливание и др.

Ведущее место в этой структуре средств занимают физические упражнения — специально организуемые и сознательно управляемые действия, направленные на формирование различных физических и двигательных качеств, физическое воспитание и оздоровление в целом [28].

 

 

 

 

 

 

2.4 Характеристика  спорта высших достижений

2.4.1 Понятие  о спорте высших достижений

 

Спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма  функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических  пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности[8].

Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные  системы упражнений, подготовки, при  правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ.

Таким образом, спорт  высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. “Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой[21].

 

 

 

 

2.4.2 Дифференциация  спорта высших достижений

 

Есть своя дифференциация и в спорте высших достижений. На  его  развитие  в  современный   период  существенно   влияет, кроме других факторов, переход определенной части так называемого любительского спорта на  профессиональные рельсы.  В  этой связи  подчас  высказывается  точка  зрения,  будто  спорт  высших достижений  целиком  превращается  в  профессионально-коммерческий, сформировавшийся ранее во вполне определенных социальных условиях как отрасль бизнеса. Было бы принципиальной ошибкой видеть лишь сходство и не видеть существенных различий между профессионально-коммерческим спортом и тем, что можно условно (до появления лучшего термина) назвать «профессионально-достиженческим» спортом. Первый функционирует не столько по законам неуклонного обновления высших спортивных достижений, сколько по законам «спортивного бизнеса» с доминированием коммерческих начал;   в  нем   не  столько  создают,  сколько  используют  спортивные достижения. Профессиональный спортсмен в рамках коммерческого спорта неизбежно попадает в условия, так или иначе ограничивающие развертывание тренировочного процесса с перманентно нарастающей эффективностью, без чего, понятно, невозможен неуклонный рост достижений (не случайно предпринятые в свое время на Западе попытки создать коммерческое «ревю рекордов» в видах спорта с объективно измеряемыми результатами вскоре же завершились крахом, хотя в числе приглашенных участников были недавние рекордсмены мира и олимпийские чемпионы по легкой атлетике, плаванию, конькобежному спорту)[22].

 

 

2.4.3 Классификация  видов спорта

 

Число международных  и национальных видов спорта сейчас настолько велико, что с трудом поддается обзору, причем возникновение новых видов спорта идет с явным ускорением. В перспективе, по всей вероятности, сфера спорта будет пополняться все новыми видами. В принципе говоря, в нее может быть включен «материал» самых различных видов деятельности, при условии, конечно, что он оформляется как предмет спортивного состязания и используется по закономерностям спортивного совершенствования (речь здесь не идет, конечно, о состязаниях, унижающих человеческое достоинство и  не способных хоть в чем-то возвысить личность,  не говоря уже о вредных для нормального функционирования организма, вроде состязаний на количество поглощенных напитков или некоторых других из числа зарегистрированных в «Книге рекордов» Гиннесса).

При самом общем обзоре видов спорта, получивших к настоящему времени широкое международное распространение, среди них можно, не детализируя, выделить пять групп, существенно различающихся характером деятельности спортсмена, источником и способом достижения спортивного результата.

1-я группа — виды  спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность, достижения в которой в решающей мере производны от физических и непосредственно связанных с ними способностей спортсмена. Сюда относится большинство основных видов спорта, имеющих, естественно, внутригрупповые отличия.

2-я группа — виды  спорта, операционную основу которых  составляют действия спортсмена по управлению внешними «самодвижущимися» средствами передвижения (мотоциклом, автомобилем, планером, самолетом, яхтой, буером и т. д.), за счет умелого использования которых и достигается спортивный результат.

3-я группа — технико-конструкторские  виды спорта, в состязаниях по которым сопоставляются не столько сами непосредственно соревновательные действия спортсменов, сколько результаты — предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т. д.).

4-я группа — стрелковые  виды спорта (с использованием  огнестрельного либо иного стрелкового оружия, в частности лука), в которых двигательная активность спортсмена жестко лимитирована условиями поражения цели.

5-я группа — абстрактно-игровые  виды спорта, исход состязаний  в которых в решающей мере  определяется не двигательной  активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (разновидности шахматного и шашечного спорта и т. п.).

Хотя этот перечень не является исчерпывающим, из него уже  видно, что в сферу спорта исторически  вошли достаточно разнообразные виды деятельностных проявлений человеческих сил, способностей, умений. При этом ряд «древних» видов спорта (таких, например, двигательную основу которых составляют бег, прыжки, метания, приемы защиты и нападения в единоборствах) исторически возник на материале первоначальных форм трудовых и боевых действий. Трудовая практика и военное дело существенно влияют и на формирование современных видов спорта, особенно профессионально-прикладных и военно-прикладных. Вместе с тем формы спортивных движений и действий неизбежно видоизменяются, приобретают отличия от своей первоначальной основы, развиваясь в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования. Формирование новых видов спорта в последнее столетие все чаще происходит на материале, накопленном в сфере самого спорта (в частности, путем модификации ранее сложившихся его видов), и в то же время под влиянием взаимодействия смежных сфер культуры.

Так  возникли   в   свое  время  спортивная   акробатика,   спортивно-художественная гимнастика, батутный спорт, спортивный фристайл, роликобежный спорт, конькобежный шорт-спринт и ряд других видов спорта. Характерно также, что появление все большего числа из них обусловлено техническим прогрессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности: парашютный спорт, спортивный  дельтапланеризм,  разновидности  подводного  спорта  и  т.  д. Как уже  отмечалось,  абсолютное  большинство существующих видов спорта — вся обширная первая группа и значительная часть второй группы — является основными средствами физического воспитания, используется как наиболее эффективные средства направленного воздействия на развитие физических качеств и тесно связанных с ними способностей индивида. Это обусловлено прежде   всего   специфическими   социальными   функциями   спорта, главнейшая из которых — быть фактором физического совершенствования человека в условиях радикального изменения жизненной среды и тенденций снижения двигательной активности в ряде сфер жизнедеятельности   (производственная  и  бытовая  гиподинамия).  Но  это,  конечно,  не  исключает дальнейшего  развития видов спорта всех остальных групп, вносящих свой вклад в интеллектуальное воспитание, техническое образование и общий прогресс личности [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существуют  два основных направления и   соответствующих   им   раздела   спортивного  движения,   которые условно чаще всего называют «массовый спорт» и «большой спорт», или «спорт высших достижений».

Разделы спортивного  движения имеют свои внутренние подразделения, обусловленные особенностями спортивной практики в различных социальных сферах и в образе жизни различных контингентов спортсменов. В  массовом спорте выделяют  «общекондиционный» спорт (с чертами преимущественно физкультурно-кондиционной тренировки, обеспечивающей достижение и сохранение базовой физической подготовленности), профессионально-прикладной спорт (непосредственно прикладная подготовка к профессиональной деятельности), оздоровительно-рекреативный спорт (использование элементов спорта в качестве средства и метода здорового отдыха-развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного досуга).

Есть своя дифференциация и в спорте высших достижений. Здесь  он подразделяется на любительский спорт  и профессиональный спорт.

Также, анализируя вышеизложенное нами в курсовой работе, необходимо отметить, что очень важной и основополагающей частью спорта высших достижений является спортивная тренировка.

Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием).

В соответствии с градациями циклов тренировочного процесса надо различать три масштаба  структуры сортивной тренировки:

1)   микроструктуру  — структуру микроциклов  и   составляющих  их отдельных   занятий; 

2)    мезоструктуру  — структуру   мезоциклов;

3) макроструктуру —  структуру больших тренировочных  циклов типа полугодичных, годичных  и многолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Александров С. Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры // Теория и практика физической культуры — 1990 — №11. С. 51—54.
  2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1986 — 196 с.
  3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978 — 224 с.
  4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.
  5. Бальсевич В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников. // Сов. педагогика, 1983, № 8, с. 9-12.
  6. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема. // Вопросы философии, 1981, № 8, с. 78-89.
  7. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи. //Теория и практика физической культуры, 1995, № 4, с. 54-58.
  8. Введение в теорию физической культуры. Учеб. пособие для институтов физкультуры / Под ред. Л. П. Матвеева — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 128 с
  9. Верхошанский Ю. В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки//Теория и практика физической культуры, 1998, № 2. — С. 21—26, 39—42
  10. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985 — 176 с.
  11. Верхошанский Ю. В. Теоретике — методические подходы к реализации идеи управления тренировочным процессом// Теория и практика физической культуры, 1981 — №4 — С.8.
  12. Войнар Ю, Бойченко С. Методология программирования спортивной тренировки — Мн.: АФВиС РБ, 2000 — 202 с.
  13. Войнар Ю., Бойченко С. Д., Барташ В. А. Теория спорта — методология программирования. Мн.: Харвест, 2001—312 с.
  14. Волков Л. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант —   Киев: Вежа, 1997 —   126 с.
  15. Выдрин В. М. Физическая культура и ее теория//Теория и практика физической культуры — 1986 — №5 — С. 24—27.
  16. Кулинкович Е.К. Профессионализация и коммерциализация современного спорта. // Спорт: Экономика, право, управление. – 2004. - №2. – с. 25-26.
  17. Матвеев Л. П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1982. — N7. — С. 5—Матвеев Л. П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию//Теория и практика физической культуры, 1990, №2. — С. 16—24.
  18. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977 —   271 с.
  19. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры/ Учеб. для студ. институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  20. Менхин Ю. В. Принцип сопряженности в тренировке гимнастов // Теория и практика физической культуры. — 1985 — № 9 --  С. 5—7.
  21. Переверзин И.И., Суслов Ф.П. О структуре современного спорта высших достижений о соц.- правовом статусе спортсменов. // Теория и практика физической культуры. – 2002.
  22. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт: Учебник в 2 кн.: Олимпийская литература, 1994. – 496с.
  23. Профессиональный спорт / Под общей ред. В.Н. Платонова, С.И. Гуськова. Киев, 2000. – 391с.
  24. Скороходов Н.М., Синельникова О.А. Концепция любительского и профессионального спорта в международном олимпийском движении. // Теория и практика физ. культуры. – 1996. с.22-23.
  25. Солнышкин Д.В. О концепциях профессионального спорта. // Теория и практика физической культуры. – 2001. - №11. – с.22-23.
  26. Теория основ спорта и высших спортивных достижений (методическая разработка) / Сост.: Т.М. Бабич, А.М. Ивлева, П.Е. Приходько; ПГТУ. – Мариуполь, 2006. – 45с.
  27. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пединститутов \ Под ред.Б. А. Ашмарина.—М., 1990.
  28. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед.—М., 2000.— 480 c.
  29. http://lib.sportedu.ru

 

 


 


2


Информация о работе Спорт как средство физического воспитания