Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель работы: дать характеристику спорту как компоненту специализированного направления
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику деятельности.
1. Рассмотреть особенности основных направлений.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическое воспитание как педагогическая……………………..…6
1.1 Проблемы физического воспитания ……...................................... 6
1.2 Особенности спортивной деятельности, её цели и функции….….. 8
1.3 Понятие о спортивной тренировке………………………………....10
Глава 2 Основные направления спорта ………………………………………. 13
2.1 Характеристика массового спорта …………………………..………. 13
2.2 Характеристика спорта высших достижений ………………………. 25
2.2.1 Понятие о спорте высших достижений ……………………… 25
2.2.2 Дифференциация спорта высших достижений ………….….. 25
2.2.3 Классификация видов спорта …………………………..…..26
Заключение ………………………………………………………………...…… 29
Список литературы …………………………………………………….………. 30
Ведущим критерием в
анализе функций (целей и задач)
ОРФК выступают потребности человека
в воспроизводстве и
Своими специфическими функциями ОРФК опосредованно влияет на производительность труда, рациональное использование трудовых ресурсов, эффективное развитие производства и, естественно, на здоровье людей. Общекультурный ее аспект связан с политической, социальной, духовно-идеологической сферами общественной жизни. Но для обеспечения функций ОРФК необходимы определенные, только ей свойственные виды, формы и средства, с помощью которых обеспечивается достижение необходимого результата.
В структуре средств ОРФК можно выделить общие и специфические. К первым относятся физические упражнения, оборудование, тренажеры, спортивные сооружения; ко вторым — природные и гигиенические факторы, гидро- и физиопроцедуры, психомышечная регуляция, массаж, закаливание и др.
Ведущее место в этой структуре средств занимают физические упражнения — специально организуемые и сознательно управляемые действия, направленные на формирование различных физических и двигательных качеств, физическое воспитание и оздоровление в целом [28].
2.4 Характеристика спорта высших достижений
2.4.1 Понятие о спорте высших достижений
Спорт высших достижений
является пока единственной областью
деятельности человека, где у выдающихся
рекордсменов все системы организма
функционируют в зоне абсолютных
физиологических и
Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ.
Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. “Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой[21].
2.4.2 Дифференциация спорта высших достижений
Есть своя дифференциация
и в спорте высших достижений. На
его развитие в современный
период существенно влияет,
кроме других факторов, переход определенной
части так называемого любительского
спорта на профессиональные рельсы.
В этой связи подчас высказывается точка
зрения, будто спорт высших достижений
целиком превращается в профессионально-коммерческий,
сформировавшийся ранее во вполне определенных
социальных условиях как отрасль бизнеса.
Было бы принципиальной ошибкой видеть
лишь сходство и не видеть существенных
различий между профессионально-коммерческим
спортом и тем, что можно условно (до появления
лучшего термина) назвать «профессионально-
2.4.3 Классификация видов спорта
Число международных и национальных видов спорта сейчас настолько велико, что с трудом поддается обзору, причем возникновение новых видов спорта идет с явным ускорением. В перспективе, по всей вероятности, сфера спорта будет пополняться все новыми видами. В принципе говоря, в нее может быть включен «материал» самых различных видов деятельности, при условии, конечно, что он оформляется как предмет спортивного состязания и используется по закономерностям спортивного совершенствования (речь здесь не идет, конечно, о состязаниях, унижающих человеческое достоинство и не способных хоть в чем-то возвысить личность, не говоря уже о вредных для нормального функционирования организма, вроде состязаний на количество поглощенных напитков или некоторых других из числа зарегистрированных в «Книге рекордов» Гиннесса).
При самом общем обзоре видов спорта, получивших к настоящему времени широкое международное распространение, среди них можно, не детализируя, выделить пять групп, существенно различающихся характером деятельности спортсмена, источником и способом достижения спортивного результата.
1-я группа — виды
спорта, представляющие собой
2-я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсмена по управлению внешними «самодвижущимися» средствами передвижения (мотоциклом, автомобилем, планером, самолетом, яхтой, буером и т. д.), за счет умелого использования которых и достигается спортивный результат.
3-я группа — технико-
4-я группа — стрелковые виды спорта (с использованием огнестрельного либо иного стрелкового оружия, в частности лука), в которых двигательная активность спортсмена жестко лимитирована условиями поражения цели.
5-я группа — абстрактно-
Хотя этот перечень не является исчерпывающим, из него уже видно, что в сферу спорта исторически вошли достаточно разнообразные виды деятельностных проявлений человеческих сил, способностей, умений. При этом ряд «древних» видов спорта (таких, например, двигательную основу которых составляют бег, прыжки, метания, приемы защиты и нападения в единоборствах) исторически возник на материале первоначальных форм трудовых и боевых действий. Трудовая практика и военное дело существенно влияют и на формирование современных видов спорта, особенно профессионально-прикладных и военно-прикладных. Вместе с тем формы спортивных движений и действий неизбежно видоизменяются, приобретают отличия от своей первоначальной основы, развиваясь в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования. Формирование новых видов спорта в последнее столетие все чаще происходит на материале, накопленном в сфере самого спорта (в частности, путем модификации ранее сложившихся его видов), и в то же время под влиянием взаимодействия смежных сфер культуры.
Так возникли в свое время спортивная акробатика, спортивно-художественная гимнастика, батутный спорт, спортивный фристайл, роликобежный спорт, конькобежный шорт-спринт и ряд других видов спорта. Характерно также, что появление все большего числа из них обусловлено техническим прогрессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности: парашютный спорт, спортивный дельтапланеризм, разновидности подводного спорта и т. д. Как уже отмечалось, абсолютное большинство существующих видов спорта — вся обширная первая группа и значительная часть второй группы — является основными средствами физического воспитания, используется как наиболее эффективные средства направленного воздействия на развитие физических качеств и тесно связанных с ними способностей индивида. Это обусловлено прежде всего специфическими социальными функциями спорта, главнейшая из которых — быть фактором физического совершенствования человека в условиях радикального изменения жизненной среды и тенденций снижения двигательной активности в ряде сфер жизнедеятельности (производственная и бытовая гиподинамия). Но это, конечно, не исключает дальнейшего развития видов спорта всех остальных групп, вносящих свой вклад в интеллектуальное воспитание, техническое образование и общий прогресс личности [10].
Заключение
Существуют два основных направления и соответствующих им раздела спортивного движения, которые условно чаще всего называют «массовый спорт» и «большой спорт», или «спорт высших достижений».
Разделы спортивного движения имеют свои внутренние подразделения, обусловленные особенностями спортивной практики в различных социальных сферах и в образе жизни различных контингентов спортсменов. В массовом спорте выделяют «общекондиционный» спорт (с чертами преимущественно физкультурно-кондиционной тренировки, обеспечивающей достижение и сохранение базовой физической подготовленности), профессионально-прикладной спорт (непосредственно прикладная подготовка к профессиональной деятельности), оздоровительно-рекреативный спорт (использование элементов спорта в качестве средства и метода здорового отдыха-развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного досуга).
Есть своя дифференциация и в спорте высших достижений. Здесь он подразделяется на любительский спорт и профессиональный спорт.
Также, анализируя вышеизложенное нами в курсовой работе, необходимо отметить, что очень важной и основополагающей частью спорта высших достижений является спортивная тренировка.
Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием).
В соответствии с градациями циклов тренировочного процесса надо различать три масштаба структуры сортивной тренировки:
1) микроструктуру — структуру микроциклов и составляющих их отдельных занятий;
2) мезоструктуру — структуру мезоциклов;
3) макроструктуру —
структуру больших
Список литературы
2
Информация о работе Спорт как средство физического воспитания