Спорт как средство физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать характеристику спорту как компоненту специализированного направления
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику деятельности.
1. Рассмотреть особенности основных направлений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическое воспитание как педагогическая……………………..…6
1.1 Проблемы физического воспитания ……...................................... 6
1.2 Особенности спортивной деятельности, её цели и функции….….. 8
1.3 Понятие о спортивной тренировке………………………………....10
Глава 2 Основные направления спорта ………………………………………. 13
2.1 Характеристика массового спорта …………………………..………. 13
2.2 Характеристика спорта высших достижений ………………………. 25
2.2.1 Понятие о спорте высших достижений ……………………… 25
2.2.2 Дифференциация спорта высших достижений ………….….. 25
2.2.3 Классификация видов спорта …………………………..…..26
Заключение ………………………………………………………………...…… 29
Список литературы …………………………………………………….………. 30

Файлы: 1 файл

Спорт как одно из средств НАСТЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

 

 

1.2 Особенности  спортивной деятельности, её цели и функции

 

К общим относятся  функции, которые лишь частично принадлежат  профессиональному спорту и более  фундаментально реализуются другими  сферами человеческой деятельности, такие, как оздоровительная, воспитательная, образовательная, зрелищная, коммуникативная, рекламная и др.

Оздоровительная функция  состоит в укреплении здоровья и  повышении сопротивляемости организма  к неблагоприятным воздействиям окружающей среды за счет рационально  организованной двигательной активности. Занятия спортом способствуют обеспечению оптимального уровня развития двигательных качеств и жизненно важных органов и систем организма человека, а также совершенному владению двигательными умениями и навыками. В сравнении с другими видами деятельности, которые используются для укрепления здоровья, спорт ставит наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма, а следовательно, в наибольшей степени способствует их развитию. Однако чрезмерные нагрузки могут привести к совершенно противоположному эффекту - потере здоровья. Поэтому эта функция реализуется лишь при условии адекватности тренировочных и соревновательных воздействий биологическим возможностям организма конкретного спортсмена[1].

Воспитательная функция  состоит в формировании у человека морально-этических ценностей демократичного общества. Среди большого разнообразия ценностных характеристик современного общества, социологи отдают предпочтение следующим: индивидуальные достижения благодаря упорному труду; стремление к победе в условиях жесткой конкуренции; стремление к более высокому социальному статусу и материальной обеспеченности при равных возможностях и уважении правил. Наиболее ценной считается личность, достигшая статуса и материального положения благодаря собственным усилиям в соревновательных условиях. Для достижения успеха необходимы три основные качества личности: способность к трудной и настойчивой работе; постоянная направленность к победе к конкурентной борьбе; стремление к адекватному вознаграждению. Эти качества ярко проявляются в профессиональном спорте. Спортсмены-профессионалы своим примером демонстрируют возможности человека в достижении личного успеха и являются примером для подражания, особенно молодежи. Спорт способствует формированию личности и программы ее поведения. Реализуется это через необходимость настойчиво и осознанно тренироваться, соревноваться, придерживаться правил с целью достижения возможно большего успеха.

Профессиональный спорт  имеет воспитательное значение не только для тех, кто им непосредственно  занимается. Благодаря своей популярности и доступности восприятия спорт формирует начальные представления о жизни у большинства людей. Занятия спортом способствуют воспитанию честности, благородства, верности партнерам по команде, уважению правил и соперников, способности к сотрудничеству. Спорт существенно влияет на общественное сознание, привлечение людей к поддержанию этических норм поведения, обычаев и взглядов, которые занимают доминирующее положение в обществе[9].

Спорт играет важную роль в социализации личности. В обществе социализация личности рассматривается как социальный прогресс, направленный на воспитание и функционирование человека в обществе, повышение его социально-экономической эффективности в соответствии с общественными идеалами. Социализация через спорт предполагает адаптацию личности к сложной системе ценностей, норм и принципов, существующих в соответствующей среде. Другими словами, через спорт человек учится быть членом общества, воспринимать общепризнанные ценности, взаимоотношения и нормы поведения. Спорт выполняет важные социальные функции в отношении не только профессионалов, но и болельщиков[10].

Занятия спортом и  спортивная доблесть являются факторами, которые существенно влияют на достижение высокого социального статуса. Занятия  профессиональным спортом рассматриваются в обществе как эталон воспитания мужества; стремление к достижению цели, способ приобретения силы, жизненного опыта, самостоятельности и других социально важных качеств.

Образовательная функция  состоит в передаче и получении  новых знаний, умений и навыков. Спортивная деятельность направлена на достижение высоких результатов и ей внутренне присущ творческий, эвристический характер. Путь к новым победам — это непрерывный поиск новых средств и методов подготовки. Это подтверждает существенное значение спорта как деятельности, которая углубляет знания относительно возможностей человека и расширяет их границы.

Зрелищная функция состоит  в удовлетворении потребностей общества в развлечениях. Спорт с давних времен пользуется большой популярностью как зрелище. Современные средства массовых коммуникаций, в частности телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ постоянно расширялась. Как показано выше, особенно это касается наиболее популярных видов профессионального спорта. В основе зрелищной привлекательности спорта лежат объективно присущие ему эстетические свойства. Не случайно спорт нашел отражение в разных видах искусства и сам приобрел ряд признаков искусства. Популярность спорта как зрелища объясняется также особенной эмоциональной доступностью, остротой переживаний, а также универсальностью «языка спорта», который доступен людям разных рас и вероисповеданий независимо от языка их общения[1].

Рекламная функция     состоит    в     популяризации разнообразных товаров, моды, услуг, образа жизни и др. Такие мощные корпорации, как «Кока-кола», «Дженерал моторс», «Кодак» и многие другие, используют спор как средство рекламы своих товаров. Одновременно профессиональный спорт может выполнять рекламно-пропагандистские функции и по отношению к себе самому. Так, успешные выступления команд способствуют популяризации спорта, привлечению занимающихся, болельщиков, проявлению внимания со стороны средств массовой информации.

Коммуникативная функция  состоит в сближении и объединении  людей. В процессе спортивной деятельности люди вступают в различные взаимоотношения: между членами одной команды и конкурирующими командами, между спортсменами и спортивными судьями, между спортсменами и представителями средств массовой информации, между спортсменами и болельщиками. Совокупность      этих      взаимоотношений является определяющим звеном формирующего влияния спорта на личность. Спорт способствует объединению людей в соответствующие организации на основе общности интересов и практической деятельности[12].

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие о спортивной тренировке

 

Понятие «спортивная  тренировка» во многом совпадает  с понятием   «подготовка   спортсмена»,   однако   не   полностью.   Второе понятие значительно шире как по содержанию, так и по объему. Подготовка спортсмена представляет собой процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным  достижениям.   В   качестве  комплексной   системы   подготовка спортсмена включает в себя: а)  спортивную тренировку; б)  спортивные состязания (в той мере, в какой они служат формой подготовки); в) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект.  Эти компоненты можно рассматривать,  в  свою очередь,  как относительно самостоятельные системы.  Их  взаимосвязь и особенности видны уже из следующих кратких характеристик.

Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). В содержание спортивной тренировки входят, хотя и не полностью, все основные стороны подготовки спортсмена: физическая, техническая, тактическая и специальная психическая. Эффект систематической тренировки воплощается в приобретении и повышении уровня тренированности спортсмена. Она составляет основу его подготовленности к спортивным достижениям.

Система соревнований включает в себя ряд официальных и неофициальных состязаний, являющихся специфическими формами спортивной деятельности. Они организуются в соответствии с принципами, нормами и правилами, принятыми в спорте, и различаются по масштабу, значимости и другим признакам. Особенно ответственные, целевые, соревнования (на абсолютное первенство, чемпионаты и т. п.) как бы разграничивают крупные этапы подготовки, ее планируют и строят применительно к задачам успешного выступления в них. Большинство других состязаний являются, по-существу, подготовительными. Они входят в систему подготовки, хотя конкретные задачи, которые в них решаются, могут быть достаточно разнообразными: проверка готовности, приобретение соревновательного опыта, отбор в сборную команду и т. п[27].

Факторы, дополняющие  тренировку и соревнования, и оптимизирующие их эффект, — это общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, средства и методы восстановления после спортивных нагрузок (массаж, сауна, гидропроцедуры и т.п.), дополнительные факторы повышения спортивной работоспособности (искусственная аэроионизация, оксигенация и др.), а также внетренировочные   формы   воспитания   и   самовоспитания   спортсмена.

Только сочетание всех этих компонентов, соединенных в  комплексную систему, может обеспечить оптимальный рост спортивных достижений и общий положительный эффект спортивной деятельности. Целостный эффект спортивной подготовки обозначают термином «подготовленность». В данном случае под этим подразумевают комплексное динамическое состояние спортсмена, которое является общим следствием его подготовки и характеризуется совокупностью таких показателей, как достигнутый уровень развития физических и психических качеств, необходимых для успеха в спорте (соответственно, физическая и психическая подготовленность), степень освоения спортивно-технического и тактического мастерства (спортивно-техническая и тактическая подготовленность). В процессе многолетней спортивной деятельности уровень подготовленности спортсмена закономерно изменяется. Основную роль в этом играет систематическая тренировка.

Если предметом спортивной специализации является вид спорта, требующий значительных проявлений физических способностей, спортивная тренировка играет весьма существенную роль в деле физического воспитания. В этом отношении она представляет собой не что иное, как процесс физического воспитания, специализированный  применительно  к  спортивной  деятельности.

С педагогической точки  зрения принципиально важно, что  спортивные достижения, на которые внешне ориентирована спортивная тренировка, в конечном счете не самоцель: они имеют значение лишь постольку, поскольку на пути к ним и через них достигаются такие существенные для общества ценности, как высокоразвитые жизненно важные физические и психические способности, крепкое здоровье, повышенная общая дееспособность и т. д. Тренировка советских спортсменов входит органической составляющей частью в общую систему воспитания, воплощающую идеалы всестороннего гармонического развития человека. В этом, прежде всего, и состоит общественно-педагогическая суть спортивной тренировки в советской школе спорта [9].

Как указывалось в вводной части курса, по сравнению с другими средствами и методами физического воспитания спорт позволяет обеспечить наиболее высокую степень развития физических и связанных с ними способностей, в наибольшей мере усовершенствовать определенные двигательные навыки и умения. Спортивная тренировка в силу этого может служить особенно эффективной формой построения процесса физического воспитания. Однако из-за повышенных, нередко предельных, требований к функциональным возможностям организма, острых воздействий на сферу психики, относительно узкой специализации и других особенностей спорта рамки его целесообразного использования ограничены определенным возрастом, состоянием здоровья и уровнем предварительной подготовленности человека.

Спорт в полном смысле этого слова не используется на первоначальных этапах физического воспитания (в начальном периоде возрастного развития). Спортивной специализации в принципе всегда должна предшествовать общая всесторонняя подготовка, которая создает необходимые предпосылки для плодотворных занятий спортом. Пока не созданы такие предпосылки, спорт может быть представлен лишь в своих элементарных и преобразованных компонентах  (виды спортивных упражнений, адаптированные применительно к начальной подготовке, простейшие формы соревновательного метода и т. п.).

Начало собственно-спортивной подготовки зависит как от этапа  возрастного развития, так и от созданных предпосылок и особенностей вида спорта. Есть виды спорта (например, фигурное катание на коньках, гимнастика, плавание), специализация в которых оправдана уже в дошкольном возрасте. Однако и в этих случаях начальная спортивная тренировка должна принципиально отличаться от последующих узкоспециализированных занятий и строиться на основе широкой общей физической подготовки. Одной из главных проблем начальной спортивной подготовки является выбор (или уточнение выбора) предмета специализации, который был бы адекватен индивидуальным задаткам спортсмена [16].

Период наиболее интенсивных  занятий спортом в жизни человека   обычно   совпадает   с   завершением   возрастного   созревания организма и так называемым возрастом высших достижений, когда функциональные и адаптационные возможности достигают наиболее высокого уровня. Общая продолжительность этого периода довольно   существенно   различается   в   зависимости   от   индивидуальных особенностей,   специфики   избранного   для   специализации   вида спорта и построения многолетней тренировки. Завершение данного периода  в принципе обусловлено началом  возрастной инволюции организма   (неизбежное убывание его возможностей по мере старения). Этот рубеж можно в той или иной мере отодвинуть, но так или иначе он наступает, после чего спортивные занятия постепенно приобретают характер общекондиционной тренировки или спортивно-оздоровительной рекреации.

Спортивная тренировка, таким образом, занимает неодинаковое место  на  различных возрастных этапах  физического  воспитания. Есть свои особенности и в том, как она представлена в тех  или иных организационных звеньях  системы физического воспитания. В рамках обязательного курса физического воспитания  (в школе и других учебных заведениях) она, как известно, регламентирована по содержанию и затратам времени общим официальным учебным планом, единой учебной программой и единообразным расписанием занятий,   что  лимитирует   степень   индивидуализированного   спортивного   совершенствования.   По-иному  обстоит  дело   в   условиях добровольного самодеятельного спортивного движения,  где  преимущественно   и   развертывается   спортивная   деятельность.   Здесь предоставляются неограниченные возможности для выбора предмета специализации,   соответствующего   индивидуальным    склонностям спортсмена; затраты времени на спортивные занятия регулируются в широких пределах за счет личного бюджета свободного времени [25].

Информация о работе Спорт как средство физического воспитания