Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель работы: дать характеристику спорту как компоненту специализированного направления
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику деятельности.
1. Рассмотреть особенности основных направлений.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическое воспитание как педагогическая……………………..…6
1.1 Проблемы физического воспитания ……...................................... 6
1.2 Особенности спортивной деятельности, её цели и функции….….. 8
1.3 Понятие о спортивной тренировке………………………………....10
Глава 2 Основные направления спорта ………………………………………. 13
2.1 Характеристика массового спорта …………………………..………. 13
2.2 Характеристика спорта высших достижений ………………………. 25
2.2.1 Понятие о спорте высших достижений ……………………… 25
2.2.2 Дифференциация спорта высших достижений ………….….. 25
2.2.3 Классификация видов спорта …………………………..…..26
Заключение ………………………………………………………………...…… 29
Список литературы …………………………………………………….………. 30
1.2 Особенности спортивной деятельности, её цели и функции
К общим относятся функции, которые лишь частично принадлежат профессиональному спорту и более фундаментально реализуются другими сферами человеческой деятельности, такие, как оздоровительная, воспитательная, образовательная, зрелищная, коммуникативная, рекламная и др.
Оздоровительная функция состоит в укреплении здоровья и повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды за счет рационально организованной двигательной активности. Занятия спортом способствуют обеспечению оптимального уровня развития двигательных качеств и жизненно важных органов и систем организма человека, а также совершенному владению двигательными умениями и навыками. В сравнении с другими видами деятельности, которые используются для укрепления здоровья, спорт ставит наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма, а следовательно, в наибольшей степени способствует их развитию. Однако чрезмерные нагрузки могут привести к совершенно противоположному эффекту - потере здоровья. Поэтому эта функция реализуется лишь при условии адекватности тренировочных и соревновательных воздействий биологическим возможностям организма конкретного спортсмена[1].
Воспитательная функция состоит в формировании у человека морально-этических ценностей демократичного общества. Среди большого разнообразия ценностных характеристик современного общества, социологи отдают предпочтение следующим: индивидуальные достижения благодаря упорному труду; стремление к победе в условиях жесткой конкуренции; стремление к более высокому социальному статусу и материальной обеспеченности при равных возможностях и уважении правил. Наиболее ценной считается личность, достигшая статуса и материального положения благодаря собственным усилиям в соревновательных условиях. Для достижения успеха необходимы три основные качества личности: способность к трудной и настойчивой работе; постоянная направленность к победе к конкурентной борьбе; стремление к адекватному вознаграждению. Эти качества ярко проявляются в профессиональном спорте. Спортсмены-профессионалы своим примером демонстрируют возможности человека в достижении личного успеха и являются примером для подражания, особенно молодежи. Спорт способствует формированию личности и программы ее поведения. Реализуется это через необходимость настойчиво и осознанно тренироваться, соревноваться, придерживаться правил с целью достижения возможно большего успеха.
Профессиональный спорт имеет воспитательное значение не только для тех, кто им непосредственно занимается. Благодаря своей популярности и доступности восприятия спорт формирует начальные представления о жизни у большинства людей. Занятия спортом способствуют воспитанию честности, благородства, верности партнерам по команде, уважению правил и соперников, способности к сотрудничеству. Спорт существенно влияет на общественное сознание, привлечение людей к поддержанию этических норм поведения, обычаев и взглядов, которые занимают доминирующее положение в обществе[9].
Спорт играет важную роль в социализации личности. В обществе социализация личности рассматривается как социальный прогресс, направленный на воспитание и функционирование человека в обществе, повышение его социально-экономической эффективности в соответствии с общественными идеалами. Социализация через спорт предполагает адаптацию личности к сложной системе ценностей, норм и принципов, существующих в соответствующей среде. Другими словами, через спорт человек учится быть членом общества, воспринимать общепризнанные ценности, взаимоотношения и нормы поведения. Спорт выполняет важные социальные функции в отношении не только профессионалов, но и болельщиков[10].
Занятия спортом и спортивная доблесть являются факторами, которые существенно влияют на достижение высокого социального статуса. Занятия профессиональным спортом рассматриваются в обществе как эталон воспитания мужества; стремление к достижению цели, способ приобретения силы, жизненного опыта, самостоятельности и других социально важных качеств.
Образовательная функция состоит в передаче и получении новых знаний, умений и навыков. Спортивная деятельность направлена на достижение высоких результатов и ей внутренне присущ творческий, эвристический характер. Путь к новым победам — это непрерывный поиск новых средств и методов подготовки. Это подтверждает существенное значение спорта как деятельности, которая углубляет знания относительно возможностей человека и расширяет их границы.
Зрелищная функция состоит в удовлетворении потребностей общества в развлечениях. Спорт с давних времен пользуется большой популярностью как зрелище. Современные средства массовых коммуникаций, в частности телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ постоянно расширялась. Как показано выше, особенно это касается наиболее популярных видов профессионального спорта. В основе зрелищной привлекательности спорта лежат объективно присущие ему эстетические свойства. Не случайно спорт нашел отражение в разных видах искусства и сам приобрел ряд признаков искусства. Популярность спорта как зрелища объясняется также особенной эмоциональной доступностью, остротой переживаний, а также универсальностью «языка спорта», который доступен людям разных рас и вероисповеданий независимо от языка их общения[1].
Рекламная функция состоит в популяризации разнообразных товаров, моды, услуг, образа жизни и др. Такие мощные корпорации, как «Кока-кола», «Дженерал моторс», «Кодак» и многие другие, используют спор как средство рекламы своих товаров. Одновременно профессиональный спорт может выполнять рекламно-пропагандистские функции и по отношению к себе самому. Так, успешные выступления команд способствуют популяризации спорта, привлечению занимающихся, болельщиков, проявлению внимания со стороны средств массовой информации.
Коммуникативная функция
состоит в сближении и
1.3 Понятие о спортивной тренировке
Понятие «спортивная тренировка» во многом совпадает с понятием «подготовка спортсмена», однако не полностью. Второе понятие значительно шире как по содержанию, так и по объему. Подготовка спортсмена представляет собой процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания (в той мере, в какой они служат формой подготовки); в) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект. Эти компоненты можно рассматривать, в свою очередь, как относительно самостоятельные системы. Их взаимосвязь и особенности видны уже из следующих кратких характеристик.
Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). В содержание спортивной тренировки входят, хотя и не полностью, все основные стороны подготовки спортсмена: физическая, техническая, тактическая и специальная психическая. Эффект систематической тренировки воплощается в приобретении и повышении уровня тренированности спортсмена. Она составляет основу его подготовленности к спортивным достижениям.
Система соревнований включает
в себя ряд официальных и
Факторы, дополняющие тренировку и соревнования, и оптимизирующие их эффект, — это общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, средства и методы восстановления после спортивных нагрузок (массаж, сауна, гидропроцедуры и т.п.), дополнительные факторы повышения спортивной работоспособности (искусственная аэроионизация, оксигенация и др.), а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.
Только сочетание всех этих компонентов, соединенных в комплексную систему, может обеспечить оптимальный рост спортивных достижений и общий положительный эффект спортивной деятельности. Целостный эффект спортивной подготовки обозначают термином «подготовленность». В данном случае под этим подразумевают комплексное динамическое состояние спортсмена, которое является общим следствием его подготовки и характеризуется совокупностью таких показателей, как достигнутый уровень развития физических и психических качеств, необходимых для успеха в спорте (соответственно, физическая и психическая подготовленность), степень освоения спортивно-технического и тактического мастерства (спортивно-техническая и тактическая подготовленность). В процессе многолетней спортивной деятельности уровень подготовленности спортсмена закономерно изменяется. Основную роль в этом играет систематическая тренировка.
Если предметом спортивной специализации является вид спорта, требующий значительных проявлений физических способностей, спортивная тренировка играет весьма существенную роль в деле физического воспитания. В этом отношении она представляет собой не что иное, как процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности.
С педагогической точки зрения принципиально важно, что спортивные достижения, на которые внешне ориентирована спортивная тренировка, в конечном счете не самоцель: они имеют значение лишь постольку, поскольку на пути к ним и через них достигаются такие существенные для общества ценности, как высокоразвитые жизненно важные физические и психические способности, крепкое здоровье, повышенная общая дееспособность и т. д. Тренировка советских спортсменов входит органической составляющей частью в общую систему воспитания, воплощающую идеалы всестороннего гармонического развития человека. В этом, прежде всего, и состоит общественно-педагогическая суть спортивной тренировки в советской школе спорта [9].
Как указывалось в вводной части курса, по сравнению с другими средствами и методами физического воспитания спорт позволяет обеспечить наиболее высокую степень развития физических и связанных с ними способностей, в наибольшей мере усовершенствовать определенные двигательные навыки и умения. Спортивная тренировка в силу этого может служить особенно эффективной формой построения процесса физического воспитания. Однако из-за повышенных, нередко предельных, требований к функциональным возможностям организма, острых воздействий на сферу психики, относительно узкой специализации и других особенностей спорта рамки его целесообразного использования ограничены определенным возрастом, состоянием здоровья и уровнем предварительной подготовленности человека.
Спорт в полном смысле этого слова не используется на первоначальных этапах физического воспитания (в начальном периоде возрастного развития). Спортивной специализации в принципе всегда должна предшествовать общая всесторонняя подготовка, которая создает необходимые предпосылки для плодотворных занятий спортом. Пока не созданы такие предпосылки, спорт может быть представлен лишь в своих элементарных и преобразованных компонентах (виды спортивных упражнений, адаптированные применительно к начальной подготовке, простейшие формы соревновательного метода и т. п.).
Начало собственно-спортивной
подготовки зависит как от этапа
возрастного развития, так и от
созданных предпосылок и
Период наиболее интенсивных
занятий спортом в жизни челове
Спортивная тренировка, таким образом, занимает неодинаковое место на различных возрастных этапах физического воспитания. Есть свои особенности и в том, как она представлена в тех или иных организационных звеньях системы физического воспитания. В рамках обязательного курса физического воспитания (в школе и других учебных заведениях) она, как известно, регламентирована по содержанию и затратам времени общим официальным учебным планом, единой учебной программой и единообразным расписанием занятий, что лимитирует степень индивидуализированного спортивного совершенствования. По-иному обстоит дело в условиях добровольного самодеятельного спортивного движения, где преимущественно и развертывается спортивная деятельность. Здесь предоставляются неограниченные возможности для выбора предмета специализации, соответствующего индивидуальным склонностям спортсмена; затраты времени на спортивные занятия регулируются в широких пределах за счет личного бюджета свободного времени [25].
Информация о работе Спорт как средство физического воспитания