Современные системы занятий силовыми упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой - слабостью, подвижностью-инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей особенностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………….3
ГЛАВА 1.СИЛА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО………………………..….5
1.1.Силовые способности. Задачи развития силовых способностей………….5
1.2.Средства воспитания силовых способностей……………………………….7
1.3.Методы воспитания силовых способностей…………………………...…..12
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ СИЛОВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ……..15
2.1.Система развития максимальной силы путем увеличения
мышечной массы………………………………………………………………..15
2.2. Система развития максимальной силы путем совершенствования межмышечной координации…………………………………………………………….18
2.3. Система развития максимальной силы путем совершенствования внутримышечной координации…………………………………………….…………....20
2.4. Система развития скоростной силы………………………………………….24
2.5. Система развития взрывной силы……………………………………………26
2.6.Система развития силовой выносливости…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..34

Файлы: 1 файл

86-02 Современные системы занятий силовыми упражнениями.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

К недостаткам  в преодолении сопротивления эластичных свойств предметов можно отнести отрицательное влияние на межмышечную координацию. Например, в прыжках, метаниях, борьбе и подобных им двигательных действиях начало движения требует проявления большой силы, а его окончание — высокого уровня быстроты. Упражнения с преодолением сопротивления эластичных свойств предметов требуют противоположного проявления указанных качеств, что отрицательно влияет на координацию работы мышц и ритмическую структуру движения [7, с. 202].

Упражнения в преодолении сопротивления партнера или дополнительного сопротивления можно выполнять практически без дополнительного оборудования. Их положительной чертой является возможность развивать силу в условиях, которые максимально приближены к специализированной двигательной деятельности. Особая ценность упражнений с партнером состоит в том, что, выполняя их, спортсмены вынуждены проявлять значительные волевые усилия, соревноваться в умении применять силу для решения определенной двигательной задачи. К недостаткам следует отнести повышенный риск травмирования мышц и невозможность точного дозирования и учета тренировочной нагрузки.

Упражнения в самосопротивлении. Их сущность состоит в одновременном напряжении мышц-синергистов и мышц-антагонистов определенного сустава. Могут выполняться в статическом напряжении мышц, а также в напряженном медленном движении по всей его амплитуде, если одна группа мышц работает в преодолевающем, а противоположная — в уступающем режимах. Положительным качеством этих упражнений является возможность выполнять их без спортивных снарядов. Они способствуют увеличению мышечной массы, совершенствованию внутримышечной координации, довольно эффективны при иммобилизации травмированных частей тела. Они являются наименее травмоопасными упражнениями.

Их  основные недостатки — это невозможность  точного дозирования и учета нагрузок, а также ухудшение межмышечной координации.

Упражнения с комбинированными отягощениями. Позволяют варьировать тренировочные воздействия и этим повышают эмоциональность и эффективность тренировок. С их помощью можно значительно улучшить специальную силовую подготовленность в соответствующих производственных или спортивных двигательных действиях. Например, прыжки с оптимальным отягощением тела дополнительной массой оказывают содействие эффективному развитию взрывной силы в отталкивании от опоры.

Упражнения на силовых тренажерах. Известно, что если продолжительное время применяются одни и те же упражнения, то организм к ним адаптируется и тренированность возрастает неадекватно величине нагрузок, или даже совсем не возрастает. Для преодоления этого отрицательного явления необходимы новые нетрадиционные средства. Такими средствами и могут стать упражнения на силовых тренажерах. Тренажерами называются технические устройства, с помощью которых можно решать определенные педагогические задачи. Современные тренажеры позволяют выполнять упражнения с точно дозированным сопротивлением как для отдельных групп мышц, так и общего воздействия. С их помощью можно также выборочно влиять на развитие определенного силового качества. Возможность выборочно сосредоточиться на развитии силы определенных мышечных групп и определенного вида силовых качеств позволяет значительно повысить эффективность силовой подготовки. Применение в физической подготовке тренажерных комплексов с привлекательным дизайном оказывает содействие также повышению эмоционального фона занятий и, как следствие, их эффективности [7, с. 203]. Наиболее эффективна силовая тренировка на изокинетических тренажерах. На этих тренажерах мышцы преодолевают околопредельное сопротивление, несмотря на изменение углов сгибания в суставах, соотношения рычагов и моментов вращения. Скорость движения можно изменять в широком диапазоне и на каждой скорости, мышцы преодолевают оптимальное сопротивление во всем диапазоне движения, чего невозможно добиться с помощью других средств. Применение изокинетических тренажеров способствует значительному повышению тренировочного эффекта. Известно, что наибольшее развитие максимальной силы наблюдается при преодолении максимального и близкого к нему сопротивления. С другой стороны, доказано, что наиболее эффективно возрастают силовые качества, если в одном подходе человек способен преодолеть сопротивление 6—8 раз. Поскольку наибольший тренировочный эффект наблюдается в последних 2—3 повторениях, то первые 3—5 выполняются как бы напрасно. Изокинетические тренажеры устраняют это противоречие потому, что позволяют в каждом повторении достигать максимального проявления силы при заданной скорости движения.

Изометрические упражнения. Их сущность состоит в напряжении мышц, которое не сопровождается внешним движением. Например, человек изо всех сил старается выпрямить полусогнутые ноги, упираясь плечами в неподвижно закрепленную перекладину. Возможен также вариант в течение определенного времени удерживать непредельное напряжение мышц. В связи с отсутствием механической работы (перемещение массы на определенное расстояние) в изометрических напряжениях можно достичь адекватного тренировочного эффекта при меньших, чем в динамических упражнениях, затратах энергии. Это, в свою очередь, позволяет уплотнить тренировочный процесс, то есть использовать неистраченную энергию на решение других педагогических задач или выполнить большее количество силовых упражнений как в одном занятии, так и в системе смежных занятий. При максимальных изометрических напряжениях хорошо совершенствуется внутримышечная координация, которая эффективно влияет на развитие максимальной силы, а при условии резкого напряжения и взрывной силы [7, с. 204].

Положительное влияние изометрических упражнений: возможность поддерживать необходимую величину напряжения относительно продолжительное время; тренировочный сеанс требует немного времени; относительно простое оборудование; возможность влиять практически на все мышечные группы; высокая эффективность в условиях ограниченной возможности движений с большой амплитудой [9, с. 88].

Недостатки  этих упражнений:

  1. Необходимость продолжительной задержки дыхания и натуживания при максимальных усилиях, которое отрицательно влияет на работу сердечно-сосудистой системы и может стать причиной нарушений ее деятельности. В связи с этим изометрические упражнения, особенно с субмаксимальным   и   максимальным   напряжениями,   нецелесообразно   применять   в 
    занятиях с детьми, подростками и лицам пожилого возраста, а также с лицами, имеющими нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
  2. Наибольший прирост силы мышц наблюдается лишь в тех положениях звеньев тела, в которых выполнялись изометрические напряжения. В 
    случае необходимости развития силовых возможностей по всей амплитуде 
    движения, необходимо выполнять упражнения в разных точках его траектории с интервалами в 20—30°, а это значительно увеличивает затраты времени на силовую подготовку в сравнении с решением этой же задачи с помощью динамических упражнений.
  3. Меньшая эффективность по сравнению с динамическими упражнениями. Сила возрастает медленнее, особенно у хорошо тренированных людей.
  4. Ограниченный перенос статической силы на динамическую в связи 
    с тем, что нервно-мышечная регуляция усилий существенно отличается [7, с. 205].

Таким образом, можно сделать вывод, что  при выборе средств силовой подготовки следует исходить из педагогической задачи и функциональных свойств той или другой группы упражнений. Следует также учитывать, что продолжительное применение одних и тех же упражнений не способствует эффективному развитию силовых возможностей. Поэтому периодическое применение даже менее эффективных средств, но новых, будет оказывать содействие эффективному развитию силы. Таким образом, средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением).

 

1.3.Методы воспитания силовых способностей

 

Методы воспитания силы можно условно объединить в  четыре группы.

Первая группа. Методы повторного упражнения с использованием непредельных отягощений:

1. В упражнениях,  выполняемых в среднем и вариативном  темпе, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата и увеличение мышечной массы.

2. В упражнениях,  выполняемых в максимально быстром темпе, направленных на повышение скоростно-силовых способностей.

3. В упражнениях,  направленных в основном на  увеличение мышечной массы. 

4. В упражнениях,  основной задачей которых является  воспитание силовой выносливости [11, с. 54].

Вторая группа. Методы повторного упражнения с использованием предельных и околопредельных усилий:

1. В упражнениях,  выполняемых в преодолевающем  и уступающем режимах работы, направленных на повышение максимальной силы мышц.

2. Использование средних и больших усилий до отказа в упражнениях, направленных на увеличение мышечной массы.

3. Ударный метод,  направленный на увеличение взрывной  силы.

4. Изокинетический  метод (с постоянной скоростью). Использование нагрузки до отказа  по круговой рабочей амплитуде движения, задаваемой с помощью соответствующих тренажеров, направленной на повышение специфических силовых способностей.

Третья группа. Методы повторного упражнения с использованием статических положений тела:

1. Метод изометрических  усилий (повышение силы в статическом режиме).

2. Стато-динамический  метод. 

3. Метод воспитания  силы с помощью тренажерных  устройств. Четвертая группа. Неспецифические методы воспитания силовых способностей:

1. Метод электростимуляции  мышц, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата.

2. Воспитание  собственно-силовых способностей  при пассивном растяжении мышц.

При совершенствовании  скоростно-силовых качеств целесообразно 60% упражнений выполнять в преодолевающем режиме,30% - в уступающем режиме и 10%- в статическом (изометрическом) режиме [18, с. 87].

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного  веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений. Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100.

Метод непредельных усилий состоит из двух методов. В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма [15, с. 65].

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости  от задач, решаемых при воспитании силовых  способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80— 90% от максимума продолжительностью 4—6 сек 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.

Изометрические  упражнения следует включать в занятия  как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.  

Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2—6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями).

Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное  воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2—3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление [16, с. 122].

Игровой метод  предусматривает воспитание силовых  способностей преимущественно в  игровой деятельности, где игровые  ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп.

Таким образом, основными методами для воспитания силовых способностей являются: метод максимальных усилий,  метод непредельных усилий, метод динамических усилий,  «ударный» метод, метод статических (изометрических) усилий,  статодинамический метод, метод круговой тренировки,  игровой метод.

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ СИЛОВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

2.1.Система развития максимальной силы путем увеличения

мышечной массы

 

Это направление в методике силовой  подготовки. Его суть в организации тренировочного процесса, способствующего интенсивному расщеплению белков в мышцах, несущих основную нагрузку. Продукты расщепления белков стимулируют их синтез в период восстановления с последующей суперкомпенсацией миозина и соответствующим возрастанием мышечной массы. Развивать силу путем преобладающего возрастания мышечной массы наиболее целесообразно в работе с детьми и подростками и физически слабо подготовленными взрослыми людьми. Это будет оказывать содействие не только развитию собственно силы, а и общему укреплению опорно-двигательного аппарата, повышению функциональных возможностей вегетативных систем.

Информация о работе Современные системы занятий силовыми упражнениями