Современные избирательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:41, реферат

Краткое описание

Основные компоненты понятия «избирательная система».
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Оглавление

Основные компоненты понятия «избирательная система».
2. Основные принципы избирательного права, основную функцию избирательной системы.
3. Разновидности избирательных систем мира: пропорциональные и мажоритарные.
4. Отметить особенности российской избирательной системы.
5. Сведения о президентских выборах 1991, 1996, 2000, 2004 гг., о выборах в I-IV Государственные думы, о выборах органов власти в Санкт-Петербурге и регионах местожительства студентов-заочников.
6. Избирательная процедура и избирательная компания.

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по политологии.docx

— 110.36 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

"Санкт-Петербургский  государственый

университет сервиса  и экономики"

(ФГБОУ ВПО "СПбГУСЕ")

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Политология»

Тема № 19 «Современные избирательные системы»

 

 

Выполнила студентка:

Гринёва Юлия Андреевна

Группы: 0605

Специальность: 0801090605

«Бухгалтерский учет анализ и аудит»        

                                     Проверил(а)

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г

 

Современные избирательные  системы

Содержание:

1. Основные компоненты понятия «избирательная система».

2. Основные принципы избирательного права, основную функцию избирательной системы.

3. Разновидности избирательных систем мира: пропорциональные и мажоритарные.

4. Отметить особенности российской избирательной системы.

5. Сведения о президентских выборах 1991, 1996, 2000, 2004 гг., о выборах в I-IV Государственные думы, о выборах органов власти в Санкт-Петербурге и регионах местожительства студентов-заочников.

6. Избирательная процедура и избирательная компания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные компоненты  понятия «избирательная система».

В российской научной литературе существует два подхода к пониманию  понятия "избирательная система" — широкий и узкий.

Избирательная система в  широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов  в органы государства и местного самоуправления, определения результатов  голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное  право (в широком смысле).

Избирательная система в  узком смысле — порядок определения  результатов голосования.

Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно  узкий смысл, также как и дореволюционные  отечественные авторы не выделяли избирательной  системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано  с нормативным введением в  оборот понятия избирательная система  в Конституции СССР 1936 г., когда  в Основном законе появилась глава  с аналогичным названием, нормы  которой касались регулирования  избирательных прав, порядка организации  и проведения выборов и т.д.

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование  за конкретного кандидата или  за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.

2. Основные принципы  избирательного права, основную  функцию избирательной системы.

принципы

   Избирательное право  включает в себя принципы и  условия участия в формировании  избирательных органов, организацию  и процедуру самих выборов,  а также порядок отзыва выборных лиц.

   Принципы избирательного  права — основные начала, которые  определяют характер и направление  правового регулирования всего  комплекса общественных отношений,  складывающихся в процессе выборов.  Эти принципы обычно определяются  конституцией и избирательным  законодательством страны. Так, в  РФ в 1997 г. принят Федеральный  Закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который определяет основные принципы избирательного права в России.

    К основным  принципам демократического избирательного права относят:

• принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и  пассивное (в качестве кандидата) участие  в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением  различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к  выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В  России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.

• принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах  на равных основаниях. Каждый депутат  представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы  избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства  от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный  принцип предусматривает равенство  финансовых и иных возможностей кандидатов;

• принцип тайного голосования  касается процедуры выборов (голосование  может проводиться только тайно);

• принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в России существует законодательно с 1993 г.);

• принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков (для сравнения, в дореволюционной  России выборы были многоступенчатыми  и предполагали наличие выборщиков нескольких уровней, которые затем уже сами выбирали кандидатов);

• принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;

 

• принцип свободы выборов  предполагает добровольность участия  в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов  предполагает недопущение отмены и  переноса выборов, если это не предусмотрено  правовыми нормами.

функции

Влияние выборов на жизнь  современ­ного общества разнообразно и прояв­ляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:

— артикуляция, агрегация  и представительство разнообразных  интересов населения.

— контроль за институтами власти.

— интеграция разнообразных  мнений и формирование общей политической воли.

— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация  конкретных институтов власти: парламента, прави­тельства, президента и т.п.

— расширение коммуникаций, отношений представительства между  институтами власти и гражданами.

— канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования.

— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

— политическая социализация населения, развитие его полити­ческого сознания и политического участия.

— рекрутирование политической элиты.

— генерирование обновления общества посредством конкурент­ной  борьбы альтернативных политических программ.

— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том слу­чае, если сами они организованы демократически. Выборы изна­чально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назна­чение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах влас­ти, а также сформировать эффективное правительство.

3. Разновидности  избирательных систем мира: пропорциональные  и мажоритарные.

  В мире существует  большое количество избирательных  систем, однако их разнообразие  может быть сведено к следующим  трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

   Мажоритарная  система абсолютного большинства

   В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorite – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Такая практика сложилась, например, во Франции, где ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.

   В Беларуси также  используется система абсолютного  большинства. В отличие от Франции,  во второй тур, если первый  был безрезультатным, выходят  два кандидата, набравшие наибольшее  число голосов. Избранным считается  тот, кто получил большее число  голосов при условии, что число  голосов, поданных за кандидата,  больше числа голосов, поданных  против него. Чтобы выборы считались  действительными, в них должно  принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей  данного округа.

   Как правило, выборы  по мажоритарной системе абсолютного  большинства способствуют формированию  относительно стабильных партийных  блоков, исключая влияние малочисленных,  раздробленных партий. В результате  образуется система крупных и,  что весьма важно, взаимозависимых  политических партий. К примеру,  во Франции, где эта система  применяется с небольшим перерывом более 30 лет, насчитывается более восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.

   Одним из вариантов  мажоритарной системы абсолютного  большинства является проведение  выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает  бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет  места по своему усмотрению. Если  никто из кандидатов не наберет  абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося  на последнем месте, передаются  более удачливым, а сам он  исключается из избирательного  списка. И так продолжается до  тех пор, пока кто-то из кандидатов  не наберет необходимого большинства  голосов. Такая система хороша  тем, что не требуется второй тур выборов.

   Достоинства  и недостатки мажоритарных систем

   Главным достоинством  мажоритарного представительства  является учет мнения большинства  избирателей определенного округа  при формировании органов государственной  власти. Выборы по мажоритарной  системе предопределяют господство  нескольких крупных партий, которые  могут сформировать стабильные  правительства, что способствует  стабильности политической системы  общества в целом.

   Из достоинств  мажоритарной системы вытекают  ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы  является то, что она не полностью  выражает политическую волю населения.  Может теряться, не учитываться  практически 49 процентов голосов  избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей  партии. Тем самым нарушается  принцип всеобщности избирательного  права, поскольку голоса, поданные  за кандидатов, потерпевших поражение,  пропадают. Избиратели, голосовавшие  за них, лишаются возможности  провести своих представителей  в выборные органы. Так, элементарный  расчет показывает, что в Беларуси  для избрания кандидату достаточно  получить лишь 26 процентов голосов  избирателей, ибо если на избирательные  участки придут немногим более  50 процентов избирателей и немногим  более половины из них проголосуют  за кандидата, то в результате  он получит голоса всего лишь  четверти избирателей. Интересы  остальных 74 процентов в выборном  органе представлены не будут.

   Мажоритарная система  не дает адекватного соотношения  между поддержкой, которую получает  партия в стране, и числом ее  представителей в парламенте. Небольшая  партия, имеющая большинство в  нескольких избирательных округах,  получит несколько мест, а крупная  партия, рассредоточенная по всей  стране, не получит ни одного  места, хотя за нее проголосовало  больше избирателей. Вполне типична  ситуация, когда партии набирают  примерно равное число голосов  избирателей, но получают различное  количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система  не ставит вопрос о том, насколько  полно политический состав избранных  органов власти соответствует  политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

   Пропорциональная  система

   Главное отличие  пропорциональной системы от  мажоритарной состоит в том,  что она строится не на принципе  большинства, а на принципе  пропорциональности между полученными  голосами и завоеванными мандатами.  Депутатские мандаты распределяются  не между индивидуальными кандидатами,  а между партиями в соответствии  с числом поданных за них  голосов. При этом от избирательного  округа избирается не один, а  несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные  списки, фактически за ту или  иную программу. Конечно, партии  стараются включать в свои  списки людей наиболее известных,  авторитетных, но сам принцип  от этого не меняется.

   Партийные списки  могут быть различных видов.  Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

   В ряде стран  применяется иной вариант –  система открытых списков. Избиратели  голосуют за список, но в нем  могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию)  определенному кандидату или  кандидатам. Открытый список позволяет  избирателям изменить порядок  списка кандидатов, составленный  партийной элитой. Преференциальный  метод используется в Бельгии,  Италии. В Нидерландах, Дании,  Австрии применяется система  полужестких списков, при которой  первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

Информация о работе Современные избирательные системы