Современные избирательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:41, реферат

Краткое описание

Основные компоненты понятия «избирательная система».
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Оглавление

Основные компоненты понятия «избирательная система».
2. Основные принципы избирательного права, основную функцию избирательной системы.
3. Разновидности избирательных систем мира: пропорциональные и мажоритарные.
4. Отметить особенности российской избирательной системы.
5. Сведения о президентских выборах 1991, 1996, 2000, 2004 гг., о выборах в I-IV Государственные думы, о выборах органов власти в Санкт-Петербурге и регионах местожительства студентов-заочников.
6. Избирательная процедура и избирательная компания.

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по политологии.docx

— 110.36 Кб (Скачать)

   Существует еще  одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система, применяемая в  Швейцарии и Люксембурге, позволяет  избирателю голосовать за определенное  число кандидатов, принадлежащих  к разным партийным спискам.  Иными словами, избиратель вправе  отдать предпочтение кандидатам  различных партий – смешанное  предпочтение. Тем самым создаются  благоприятные возможности для  образования предвыборных партийных  блоков.

   Для определения  результатов голосования устанавливается  квота, то есть минимум голосов,  необходимый для избрания одного  депутата. Для определения квоты  общее число поданных по данному  округу (стране) голосов делится  на число депутатских мест. Места  между партиями распределяются  делением полученных ими голосов  на квоту.

   В ряде стран  с пропорциональной системой  действует так называемый избирательный  порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам. В Венгрии и Болгарии – 4 процентам, в Турции – 10 процентам, в Дании – 2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

   Достоинства  и недостатки пропорциональной  системы

   О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключение составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

   Вместе с тем  продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

   Пропорциональная  система не дает возможности  избирателю оценить личные достоинства  кандидата, поскольку он выбирает  не человека, а партию, хотя в  какой-то мере это противоречие  снимает метод преференций. Кроме  того, может значительно возрастать  роль мелких партий, которые за  поддержку более крупных партий  требуют постов, привилегий, не соответствующих  их реальному месту в политической  системе. Это создает условия  для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и  т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

   Смешанные  избирательные системы

   Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

   На такой основе  проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

4. Отметить особенности  российской избирательной системы.

 Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное  право тесно связаны между  собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и  регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при  выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах  в исполнительные органы власти и  органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для  обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации  участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное  избирательное право - право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации  быть избранными в органы государственной  власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательное право  Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные  акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе  Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

 

Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.; другие федеральные  законы См., например: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «0б обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными «органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №9. Ст.5497,, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций  и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации  по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями  Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Избирательная система и  избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное  волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

Принципы проведения выборов в Российской Федерации

Граждане Российской Федерации  участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщим является такое  избирательное право, при котором  все взрослые граждане имеют право  участвовать в выборах. Гражданин  Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных  законом и проводимых законными  методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, устава" ми, законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации  может избирать и быть избранным  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или  преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут  устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным  законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года га выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской федерации и 21 год на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или  муниципальной службе, входить в  состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного  органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют  в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии  двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного  избирательного права - наличие у  каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем  в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равного  избирательного права - участие в  выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет  каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные  округа в соответствии с нормами  представительства), а избирательные  права |всех российских граждан в  равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации  являются прямыми. Прямое избирательное  право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное  право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что  все избираемые органы государственной  власти являются непосредственно представительными  органами народа. Тем самым создается  возможность постоянной тесной связи  этих органов с избирателями, постоянного  контроля населения за их работой.

Голосование на выборах в  Российской Федерации тайное. Это  означает, что исключается возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто  не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию  или неучастию в выборах, а  также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей  во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские  учреждения Российской Федерации обязаны  оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных  прав, установленных законом.

Избирательные права граждан  Российской Федерации имеют ряд  гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны  организации и проведения выборов.

Информация о работе Современные избирательные системы