Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 00:41, реферат
Основные компоненты понятия «избирательная система».
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.
Основные компоненты понятия «избирательная система».
2. Основные принципы избирательного права, основную функцию избирательной системы.
3. Разновидности избирательных систем мира: пропорциональные и мажоритарные.
4. Отметить особенности российской избирательной системы.
5. Сведения о президентских выборах 1991, 1996, 2000, 2004 гг., о выборах в I-IV Государственные думы, о выборах органов власти в Санкт-Петербурге и регионах местожительства студентов-заочников.
6. Избирательная процедура и избирательная компания.
7 Памфилова Э.А.
8 Говорухин С.С,
9 Скуратов Ю.И.
10 Подберёзкин А.И.
11 Джабраилов У.А.
Против всех
Итоги третьих президентских выборов 2000 года – 27.03.2000
Президентские выборы 2004 года
Президентские выборы 2004 года
– это некий итого
Число зарегистрированных избирателей 108.064.281
Число принявших участие
в выборах
Число голосов, поданных за кандидата
1 Путин В.В.
2 Харитонов Н.М.
3 Глазьев С.Ю.
4 Хакамада И.М.
5 Малышкин О.А.
6 Миронов С.М.
Против всех
Итоги четвёртых президентских выборов 2004 года - 14.03.2004
6. Избирательная процедура и избирательная кампания.
Этапы и участники избирательной кампании.
Результаты выборов в
органы политической власти в значительной
мере определяются уровнем политических
сил партий, блоков, организаций, отдельных
кандидатов, отражающих интересы определенных
социальных групп. Но не в меньшей
степени результаты зависят и
от того как функционирует
• в какой мере она способна эффективно трансформировать социальные потребности избирателей в деятельность органов государственной власти;
• насколько эта система надежна, т.е. в какой степени ее функционирование не зависит от действий отдельных наделенных властными полномочиями лиц и институтов;
• насколько эта система
экономична: соответствуют ли материальные
и организационные затраты
Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые основные этапы, границы которых определены типичными политическими событиями (см. схему 1)
После объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов, этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией
Затем следует период предвыборной
борьбы, который заканчивается
Схема 1.Основные этапы избирательной кампани
Политическое событие – избирательная кампания, проводимая на любом уровне государственного устройства (общенациональном, региональном, местном) как в органы законодательной, так и исполнительной власти, имеет типичный состав участников этого события (см. схему 2).
Схема 2. Участники избирательной кампании
Центральные действующие лица в избирательной кампании:
– кандидаты в органы власти, которые могут выдвигаться различными социально-политическими силами в соответствии с избирательным законодательством. В Российской Федерации право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, и в других избирательных мероприятиях; общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка.
Кандидаты в органы власти
прямо или через помощников создают
свою команду. Как правило, в ее состав
входят следующие участники
– доверенные лица, основная
функция которых состоит в
том, чтобы расширить
– группа поддержки кандидата,
задача которой состоит в том,
чтобы создать необходимый
– агитаторы – особая группа членов команды, собравшим определенное количество подписей в поддержку которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;
– члены команды, осуществляющие связь со средствами массовой информации. Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма этих членов команды.
В команду кандидатов можно с определенной долей условности включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидатам в надежде реализации через них своих интересов. В нее также могут входить |представители партий, движений и частные лица -добровольцы, поддерживающие кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти является группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в получении необходимой для кандидата объективной информации. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды, как правило, при всех благоприятных условиях претензии кандидата на победу нереальны. Решающим участником выборов являются избиратели – люди, проживающие на территории избирательного округа и обладающие правом голоса. От их выбора зависит результат кампании.
И, наконец, проведение выборов
обеспечивается государственными структурами
– избирательными комиссиями, органами
власти, судами, роль которых заключается
в создании организационно-правовой
инфраструктуры избирательной кампании:
соблюдение законности и организация
регистрации кандидатов, “нарезка”
избирательных округов и
Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить предпринимаемый им и его командой ряд конкретных шагов, составляющих процедуру избирательной кампании (см. схему 3).
Схема 3. Процедура избирательной кампании кандидата
Литература:
1. Авакян С. Выборы-95 в Государственную Думу России. М., 1995.
2. Зотова З.М. Выборы в России: взгляд политолога. М., 1996.
3. Избирательные кампании:
подготовка, организация, проведение.
Методическое пособие.
4. Россия: партии, выборы, власть. Под ред. Краснова В.Н. М., 1996. 552 с.
5. Размещение депутатов Государственной Думы в зале заседаний. / Россия: партии, выборы, власть. Под ред. Краснова В.Н. М., 1995.
6. Васютин Ю.С., Годунов
A.B. Региональные технологии