Современная финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы России. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие сущности и определение основных звеньев финансовой системы в современной рыночной экономике;
характеристика особенностей финансовой системы в современной России.

Файлы: 1 файл

1 Современная финансовая система.docx

— 58.97 Кб (Скачать)

Введение

Актуальностью темы является то, что надежная финансовая система  является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики  в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции.

Объектом исследования в  данной курсовой работе является финансовая система, так как финансы выражают экономические отношения. Однако эти  отношения проявляются по-разному  и имеют свои специфики в каждом звене финансовой системы. Каждое звено  финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, и имеет свои, присущие ему функции.

Предметом исследования является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств  в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры  современной финансовой системы России. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • раскрытие сущности и определение основных звеньев финансовой системы в современной рыночной экономике;
  • характеристика особенностей финансовой системы в современной России.

При написании работы были использованы следующие источники  информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Современная финансовая система

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

В процессе воспроизводства  на разных уровнях, начиная с предприятия  и кончая национальной экономикой в  целом, образуются и используются фонды  денежных средств. При этом не имеет  значение, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся, на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и  использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма.

Анализ закономерностей  развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий, как отмечалось ранее, выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие  общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. По своей сути финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется в первую очередь по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какое значение они имеют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как свидетельствует практика современной рыночной экономики, главная причина такой тенденции – изменение содержания функций государства в обществе.

Если причина создания государства – стремление человека к разделению труда, то становится понятно, что основная задача государства та, ради чего оно изначально формировалось: оно должно обеспечить максимально эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, которая будет обеспечивать удобное и эффективное разделение труда с маленькой долей затрат на реализацию товарообмена. Часть затрат на осуществление товарообмена именуется издержками обращения. В издержки обращения входят все непроизводственные доходы, которые возникают с момента производства товара до того, как он был потреблен.

Наиболее известная и  эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, является система товарообмена при помощи денег, то есть финансовая система.

Финансовая система это не только лишь деньги сами по себе. Она включает в себя весь комплекс отношений, связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), сюда также можно отнести и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.

Система разделения труда  может быть как денежной, так и любой другой. Если мы сможем придумать метод, с помощью которого разделение труда будет осуществляться более эффективно, чем при помощи денег, то, вероятно, мы можем заменить ей денежную систему. Так например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Разумеется, что в таком режиме нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль.

Таким образом, механизм разделения труда, который используется в государстве зависит от частной ситуации, в которой находится государство.

Различные методы реализации финансовой системы по-разному стимулируют совершенствование технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого промежутка времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «иссякнет», мы должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок.

Если мы придумаем какую-либо другую систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может служить лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.

В любой системе важен  каждый фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы влияем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, ослабить стабилизацию системы и достигнуть разрушения всей системы.

Современная финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.

Различные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Центральное место в финансовой системе принадлежит государственному бюджету – самому крупному денежному фонду, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает влияние на различные процессы в экономике.

В виду своего особенного положения государственный бюджет взаимодействует с остальными звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости содействие. Такая помощь оказывается путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит  из двух частей, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга: доходной и расходной. Доходная часть отражает то, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои населения отчисляют на содержание государства большую часть своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждом государстве структура бюджета имеет свои специфические особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, глобальностью задач, решаемых государством на данной стадии развития, ролью государства в области экономики, стабильностью международных отношений и другими различными факторами.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют  местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

Составными элементами местных финансов служат местные бюджеты. Структура местного бюджета такая же, как и у центрального. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых  поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первая группа во всех странах представляет собой налоги, используемые исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходной части местных  бюджетов недостаточно для финансирования деятельности местных органов власти. Так как их деятельность связана не только с решением местных задач, но и содействием в выполнении общегосударственных программ, из государственного бюджета правительством им выделяется финансовая помощь – субсидии и субвенции. И субсидия, и субвенция являются государственной дотацией местному бюджету.

Несмотря на юридическую  самостоятельность бюджета, тем  не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

Специальные правительственные  фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Правительственные фонды  отличаются друг от друга в зависимости  от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После  разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования  государственные специальные фонды  подразделяют на следующие:

  • научно-исследовательские;
  • экономические;
  • социальные фонды;
  • фонды личного и имущественного страхования;
  • военные фонды;
  • инвестиционные фонды.

Основная часть специальных  фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования)  образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

Информация о работе Современная финансовая система