Современная финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы России. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие сущности и определение основных звеньев финансовой системы в современной рыночной экономике;
характеристика особенностей финансовой системы в современной России.

Файлы: 1 файл

1 Современная финансовая система.docx

— 58.97 Кб (Скачать)

 

 

Глава 2. Особенности финансовой системы в современной России

Финансовая система России является составной частью национальной экономики и механизмом ее воспроизводства. Функционирование финансовой системы выражает: внутренние процессы, происходящие в самой финансовой системе; процессы воздействия финансовой системы на воспроизводство, развитие национальной экономики, в первую очередь, ее реального сектора (финансовая политика); обратное воздействие экономических процессов в реальном секторе экономики на финансовую систему, особенно на бюджетную систему, систему коммерческих банков и фондовый рынок.

Российский рынок, как  и множество развивающихся рынков, тяготеет к «связанной» финансовой системе со всеми присущими ей чертами: слабое развитие контрактной системы, правовой базы, отсутствие прозрачности деятельности, а следовательно, неполнота информации. При этом к классической «связанной» системе, представленной множеством компаний Японии и Германии, добавляются проблемы развивающихся рынков: несогласованность по срокам активов и пассивов промышленных предприятий (когда долгосрочные активы покрываются краткосрочными обязательствами), доминирование обязательств в иностранной валюте, наличие теневой экономики и криминализация отдельных сфер деятельности. Привязка к банкам объясняется не только структурой собственности и слабым развитием фондового рынка, но и поиском путей ухода от высокого налогообложения, таможенных и экспортных пошлин, стремлением перейти от бартерных расчетов к денежным.

В российской экономике имеется и характерный для «связанной» финансовой системы элемент перекрестного владения. Частично это можно объяснить выбором пути приватизации (акции компании получали поставщики и покупатели продукции), частично – попыткой замещения слабой контрактной системы, которая требует вертикальной интеграции и единого финансового центра. Вокруг крупных банков сформировались финансовые группы с переплетенным директоратом, т.е. руководители одной компании входят в совет директоров компаний, входящих в группу.

Переход от административной системы управления во всех странах  Восточной Европы породил проблемы, связанные с социальной сферой. Рыночные оценки неприемлемы для градообразующих предприятий или предприятий с большой социальной нагрузкой. В таких случаях следует учитывать множественность целей и искать особые способы функционирования. Часто эти проблемы находят решение в «связанной» финансовой системе, где временные трудности или постоянные объективные финансовые проблемы могут быть переложены на других участников. Зато при принятии инвестиционных и финансовых решений превалируют не рыночные подходы максимизации оценки капитала, а факторы сохранения «связанных» отношений. При слабом развитии контрактов и конкуренции на товарном рынке только отношения в цепочке «поставщик – потребитель – свой банк» могут обеспечить выживаемость компании и сохранить защищенность ее руководства.

Структура финансовой системы  Российской Федерации, сложившаяся  в результате рыночных преобразований 1990-х годов, включает следующие сферы финансовых отношений1:

• финансы государственные  и местные (централизованные финансы);

• финансы хозяйствующих  субъектов (децентрализованные финансы);

• финансы домохозяйств.

Звенья государственных  и муниципальных финансов:

• федеральный бюджет;

• бюджеты субъектов РФ (региональные);

• бюджеты муниципальных  образований (местные).

• государственные внебюджетные целевые фонды;

• государственный кредит;

• страховой фонд государства;

• фондовый рынок.

Звенья финансов хозяйствующих  субъектов следующие:

• финансы коммерческих организаций;

• финансы некоммерческих организаций;

• финансы индивидуальных предпринимателей.

Финансовая система – это не только совокупность сфер и

звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств, но и система финансовых учреждений, т.е. институциональная финансовая система. Совокупность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппарат управления финансовой системой. Структура аппарата управления финансовой системой в Российской Федерации будет рассмотрена ниже.

Рассмотрим сферу финансовых отношений «государственные и местные финансы»: понятие, сущность, звенья, проследим их взаимосвязь.

Государственные и местные  финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, прежде всего национального дохода (частично и национального богатства), в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Следовательно, государственные и местные финансы формируются с использованием методов распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот, др.). Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназначенные для государственного регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления и для решения других экономических, политических и социальных задач. Роль государственных и местных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также в реальном обеспечении потребностей рас-ширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных гарантий гражданам России в рамках Конституции РФ.

По экономическому содержанию государственные и местные финансы  Российской Федерации неоднородны и включают следующие звенья: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных образований; государственные внебюджетные целевые фонды; государственный кредит; страховой фонд государства; фондовый рынок.

Наиболее важную роль в  финансовой системе Российской Федерации играет федеральный бюджет – фонд денежных средств Правительства РФ2. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части федерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики; в расходной – направления, сферы, в которых расходуются деньги и их количественные параметры.

В современной российской научной и учебной литературе часто понятие «федеральный бюджет» отожествляют с понятием «государственный бюджет», что, по нашему мнению, не правомерно. В СССР был единый государственный бюджет, имеющий силу закона, и входящие в него бюджеты были его частью. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику понятие «государственный бюджет» утратило свое значение как единого централизованного бюджета государства, имеющего силу закона. Все бюджеты современной бюджетной системы Российской Федерации функционируют автономно: бюджеты муниципальных образований своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов РФ, а бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Каждый уровень власти наделен определенными бюджетными полномочиями, бюджеты всех уровней самостоятельны и проводимая в стране бюджетная реформа направлена прежде всего на повышение самостоятельности бюджетов и эффективности (результативности) использования бюджетных средств.

Следовательно, понятие «государственный бюджет» в современных условиях функционирования бюджетов в России тождественно понятию «консолидированный бюджет Российской Федерации». Основное отличие консолидированного бюджета как экономической категории от государственного бюджета состоит в том, что входящие в него бюджеты функционируют автономно и каждый бюджет утверждается законом. Консолидированный бюджет РФ как статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования в целом по Российской Федерации, не утверждается федеральным законом. Его показатели широко используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий (например, бюджетные расходы на медицинское обслуживание, на образование в расчете на одного жителя и другие среднедушевые бюджетные расходы). Понятие «консолидированный бюджет» впер-вые включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти субъектов РФ.

В современной России роль региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на территории региона возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования  – основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения, других муниципальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВЦФ) организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами власти. Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ.

В начале 1990-х годов были созданы государственные внебюджетные фонды экономические и социальные. К настоящему времени статус внебюджетных сохранили только государственные вне-бюджетные социальные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Они формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, рождения детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных социальных фондов (по доходам и расходам) довольно внушительный: за последние годы они превышают 60% объема федерального бюджета.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и государственные внебюджетные социальные фонды в совокупности образуют бюджетную систему Российской Федерации.

Государственный кредит является специфическим звеном финансовой системы, отражающим кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возврат-ной основе временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также для предоставления государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

Дополнительные финансовые ресурсы через государственные  заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. В этом случае государство функционирует как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

В то же время государство  само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может функционировать как кредитор.

В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может становиться гарантом.

Таким образом, государственный кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений функционирует как заемщик, кредитор и гарант.

Российская Федерация  использует государственный кредит чаще как займы для финансирования дефицита федерального бюджета (все 1990-е  годы наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов РФ, которые до настоящего времени испытывают дефицит денежных ресурсов.

Страховой фонд государства  – это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Страховой фонд является составной  частью системы резервных фондов и создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридическими и физическими лицами путем самострахования. В рыночной экономике роль страхования резко возрастает, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска.

Информация о работе Современная финансовая система