Современная финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы России. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие сущности и определение основных звеньев финансовой системы в современной рыночной экономике;
характеристика особенностей финансовой системы в современной России.

Файлы: 1 файл

1 Современная финансовая система.docx

— 58.97 Кб (Скачать)

Фондовый рынок – рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением. Российское законодательство рассматривает понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» как идентичные. Организованный фондовый рынок – это фондовая биржа.

Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы  давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам  власти привлекать капитал путем  продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае фондовая биржа выполняет функцию первичного рынка.

Фондовая биржа выполняет  также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.

Таким образом, фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Централизация финансовых ресурсов. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Централизация финансовых ресурсов дает государству возможность:

• проводить единую финансовую политику;

• обеспечивать развитие производственной и социальной инфраструктур;

• перераспределять средства в интересах регулирования экономики для повышения ее общей эффективности;

• добиваться выравнивания степени удовлетворения социальных потребностей граждан в пределах установленных социальных стандартов.

Главным источником государственных  доходов является национальный доход. Но в периоды чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий, радикальных экономических реформ, глобальных и локальных экономических и финансовых кризисов и др.) источником формирования доходов государства служит ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.

Государственные расходы  возникают в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Поскольку на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности изменяются, изменяются структура и объем государственных расходов.

Финансы хозяйствующих субъектов  – это составная часть и основа единой финансовой системы страны. Функционируют финансы хозяйствующих субъектов в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ все организации делятся  на коммерческие и некоммерческие.

Финансы коммерческой организации представляют собой денежные отношения коммерческой организации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими коммерческими и некоммерческими организациями (контрагентами), связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

Финансы коммерческих организаций служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях развитой рыночной экономики сконцентрирована в коммерческих организациях, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит устойчивость и стабильность финансовой системы страны в целом.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую независимость коммерческой организации, служат собственные средства (капитал и резервы): уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные финансовые ресурсы. Источником пополнения финансовых ресурсов являются также поступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.

Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия – это денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются федеральные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Продукция и доходы, полученные унитарным предприятием от использования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муниципалитетов) и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Источниками формирования имущества унитарного предприятия (наряду с общими источниками) являются: имущество, переданное предприятию по решению федеральных (местных) органов исполнительной власти по управлению государственным (муниципальным) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета.

Унитарное предприятие по сравнению с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другими коммерческими организациями ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих.

Финансы некоммерческой организации  – это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение и распределение прибыли. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь в той степени, в какой это служит достижению целей, ради которых они созданы, и адекватную этим целям полученную прибыль они не могут распределять между участниками (учредителями). Для привлечения финансовых ресурсов в этих организациях широко используется такой способ, как самообложение – добровольная сдача средств на общественные нужды.

Индивидуальные предприниматели  как хозяйствующие субъекты в  России появились недавно, с началом  рыночных преобразований в экономике. Финансы индивидуальных предпринимателей включены в финансовую систему Российской Федерации как отдельное звено такой важной сферы организации финансовых отношений, как финансы хозяйствующих субъектов. Индивидуальными предпринимателями могут быть фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной и мелкооптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предоставления других видов услуг (брокерских, аудиторских), частнопрактикующие юристы, врачи, имеющие личную лицензию и т.п. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в их хозяйственный оборот вовлекаются их личные доходы и накопления, а поэтому предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение предпринимательской деятельности, но и на личное потребление. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей формируются в основном за счет личных накоплений и предпринимательского дохода, реже – за счет кредитов банка, используются на расширение деятельности, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные цели, как личные (семейные) сбережения и на личное потребление.

Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования  и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система Российской

Федерации является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев  – национальном доходе. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы организаций, прежде всего коммерческих, поскольку они непосредственно участвуют в создании и первичном распределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Именно с помощью распределительной функции финансов организаций формируются первичные (основные) доходы в обществе, которые затем перераспределяются с помощью распределительной функции государственных финансов во все сферы и звенья финансовой системы, и образуются вторичные доходы.

Единство финансовой системы Российской Федерации базируется также на том, что государство часть бюджетных ресурсов (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ) направляет на развитие материального производства приоритетных отраслей и сфер экономики, т.е. на частичное финансовое обеспечение расширенного воспроизводства на микроуровне. Например, федеральный бюджет пополняется за счет доходов от отраслей нефтегазового (или топливно-энергетического) комплекса, а часть этих доходов направляется на развитие сельского хозяйства, новых высокотехнологичных отраслей экономики, социальной сферы.

 

 

Заключение

Финансовая система это  совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Финансовая система  обладает всеми свойствами сложных  систем: большое число разнородных  элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу  – рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

В заключении хотела бы сказать, что финансовый кризис в России повлек за собой потерю Россией инвестиционной привлекательности и отбросил наш фондовый рынок на несколько лет назад. Международные рейтинговые агентства стали присваивать России самые низкие рейтинги ликвидности и надежности вложений.

И, несмотря на это, можно  надеяться, что Правительство и  впредь будет осуществлять взвешенную индикативную финансовую политику, в том числе в отношении фондовых рынков.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ашмарина Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право. – №6. – 2011.
  2. Нестеров В.В. Желтов Н.С. – Финансовая система и экономика, М.: Финансы и статистика, 2009. – 315 с.
  3. Придачук М.П. Влияние финансового кризиса на трансформацию финансовой системы // Финансы и кредит. – №19. – 2009. – С. 15-16
  4. Русанова О.М. Различные подходы к построению финансовой системы РФ // Финансы и кредит. – 2008. – № 48. – С.24-32
  5. Самсонов Н.Ф. Финансы. – М.: ЮРАЙТ, 2010. – 288 с.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Романовский М.В. и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 543 с.

 

 

 

1 Подъяблонская Л.М. Финансы / Учебник. – М.: Юнити. – 407 с.

2 Нестеров В.В. Желтов Н.С. – Финансовая система и экономика, М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 111

 


Информация о работе Современная финансовая система