Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:12, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы России. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие сущности и определение основных звеньев финансовой системы в современной рыночной экономике;
характеристика особенностей финансовой системы в современной России.
Фондовый рынок – рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением. Российское законодательство рассматривает понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» как идентичные. Организованный фондовый рынок – это фондовая биржа.
Основная функция фондовой
биржи заключается в том, чтобы
давать возможность публичным
Фондовая биржа выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.
Таким образом, фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.
Централизация финансовых ресурсов. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.
Централизация финансовых ресурсов дает государству возможность:
• проводить единую финансовую политику;
• обеспечивать развитие производственной и социальной инфраструктур;
• перераспределять средства в интересах регулирования экономики для повышения ее общей эффективности;
• добиваться выравнивания степени удовлетворения социальных потребностей граждан в пределах установленных социальных стандартов.
Главным источником государственных доходов является национальный доход. Но в периоды чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий, радикальных экономических реформ, глобальных и локальных экономических и финансовых кризисов и др.) источником формирования доходов государства служит ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.
Государственные расходы
возникают в связи с
Финансы хозяйствующих субъектов – это составная часть и основа единой финансовой системы страны. Функционируют финансы хозяйствующих субъектов в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ все организации делятся на коммерческие и некоммерческие.
Финансы коммерческой организации представляют собой денежные отношения коммерческой организации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими коммерческими и некоммерческими организациями (контрагентами), связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы коммерческих организаций служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях развитой рыночной экономики сконцентрирована в коммерческих организациях, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит устойчивость и стабильность финансовой системы страны в целом.
Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую независимость коммерческой организации, служат собственные средства (капитал и резервы): уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные финансовые ресурсы. Источником пополнения финансовых ресурсов являются также поступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.
Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия – это денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли государственного (муниципального) унитарного предприятия.
Специфика организации финансов
и имущества унитарных
Унитарное предприятие по сравнению с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другими коммерческими организациями ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих.
Финансы некоммерческой организации – это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение и распределение прибыли. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь в той степени, в какой это служит достижению целей, ради которых они созданы, и адекватную этим целям полученную прибыль они не могут распределять между участниками (учредителями). Для привлечения финансовых ресурсов в этих организациях широко используется такой способ, как самообложение – добровольная сдача средств на общественные нужды.
Индивидуальные
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система Российской
Федерации является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев – национальном доходе. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы организаций, прежде всего коммерческих, поскольку они непосредственно участвуют в создании и первичном распределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Именно с помощью распределительной функции финансов организаций формируются первичные (основные) доходы в обществе, которые затем перераспределяются с помощью распределительной функции государственных финансов во все сферы и звенья финансовой системы, и образуются вторичные доходы.
Единство финансовой системы Российской Федерации базируется также на том, что государство часть бюджетных ресурсов (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ) направляет на развитие материального производства приоритетных отраслей и сфер экономики, т.е. на частичное финансовое обеспечение расширенного воспроизводства на микроуровне. Например, федеральный бюджет пополняется за счет доходов от отраслей нефтегазового (или топливно-энергетического) комплекса, а часть этих доходов направляется на развитие сельского хозяйства, новых высокотехнологичных отраслей экономики, социальной сферы.
Заключение
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу – рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.
В заключении хотела бы сказать, что финансовый кризис в России повлек за собой потерю Россией инвестиционной привлекательности и отбросил наш фондовый рынок на несколько лет назад. Международные рейтинговые агентства стали присваивать России самые низкие рейтинги ликвидности и надежности вложений.
И, несмотря на это, можно надеяться, что Правительство и впредь будет осуществлять взвешенную индикативную финансовую политику, в том числе в отношении фондовых рынков.
Список использованной литературы
1 Подъяблонская Л.М. Финансы / Учебник. – М.: Юнити. – 407 с.
2 Нестеров В.В. Желтов Н.С. – Финансовая система и экономика, М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 111