Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:01, реферат
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Социальное значение физической культуры…………………..……..5
Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……..………………………………………………………………...9
Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения……………..12
Дети, подростки и молодежь…...…………………………………….14
Допризывная молодежь и военнослужащие………………………...19
Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем………………………..21
3.4 Лица старшего возраста………………………………………………22
Заключение…………………………………………….………………………..23
Список использованных источников……………………………….……….24
Глава III. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения
На протяжении последних десятилетий
вместо коренной модернизации системы
повышения человеческого
В этой связи назрела острая необходимость безотлагательного принятия на правительственном уровне разработанной Госкомспортом России совместно с Минобразованием России и Минздравом России государственной «Концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 года», которая в сочетании с уже принятыми концепциями «Охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», «Государственной политики в области здорового питания до 2005 года» и «Демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» может стать основой для формирования общероссийской модели здорового образа жизни людей.
В стране должна быть создана эффективная система мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на формирование здорового образа жизни граждан.
Проблему формирования здорового образа жизни надо рассматривать комплексно, решать программными методами на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями структурной научно-технической политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны.
В сложных экономических условиях также целесообразен перенос центра тяжести усилий на программы первичной профилактики и поведенчески ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и стремления людей к здоровому образу жизни.
Необходимо сохранить и
Необходимо стимулировать поиск и внедрение новых эффективных форм спортивного досуга, каковыми являются: фитнесс-центры, клубы аэробики и шейпинга, конноспортивного выезда, а также клубы по иным оздоровительным направлениям.
Особое внимание должно быть привлечено к анализу и решению проблем развития физкультурно-спортивного движения среди различных категорий российских граждан.
3.1 Дети, подростки и молодежь.
Приоритет во всей работе,
связанной с развитием
Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.
Вместе с тем фундамент
здоровья и положительного отношения
к физической культуре закладывается
в детские годы. Ухудшающееся здоровье
молодого поколения диктует
Важно исправить допущенные перекосы и включить физическую культуру и спорт в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент. Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.
В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной. Для этого на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации необходимо разработать и реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных учреждений, региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы). После экономической депрессии 30-х гг. XX века США именно созданием подобных зон коренным образом изменили мотивационные приоритеты американских граждан.
В России такая программа формирования зон отдыха может приобрести статус Президентской.
К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.
Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. В этой связи важно совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления реализовать в 2002 г. комплекс неотложных мер по развитию детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и дворцов спорта для детей и юношества с учетом социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р.
Необходимо также ускорить принятие разработанной Госкомспортом России и Минобразованием России федеральной целевой программы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2006 годы)». Это даст еще один мощный импульс развитию разветвленной сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства, позволит вовлекать в движение миллионы детей ежегодно, что положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении наркотических средств.
Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг. Необходимо создать в стране к ныне действующим 7000 клубам дополнительно, как минимум, 1000 клубов, оснастить их спортивным оборудованием и инвентарем, педагогическими кадрами и учебными программами.
Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.
По экспертным оценкам,
физическая культура и спорт дают
возможность уменьшить
В условиях чрезвычайной демографической ситуации, роста экономических потерь от заболеваемости и травматизма, интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся - это не только предпосылки для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.
Для решения этих проблем необходимо:
проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;
Развитие физической культуры и спорта для трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе.
3.2 Допризывная молодежь и военнослужащие.
В условиях реформирования
Вооруженных сил и
Информация о работе Социальное значение физической культуры в России