Социальное значение физической культуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Социальное значение физической культуры…………………..……..5
Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……..………………………………………………………………...9
Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения……………..12
Дети, подростки и молодежь…...…………………………………….14
Допризывная молодежь и военнослужащие………………………...19
Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем………………………..21
3.4 Лица старшего возраста………………………………………………22
Заключение…………………………………………….………………………..23
Список использованных источников……………………………….……….24

Файлы: 1 файл

Социально значение физической культуры в России (2).doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Однако результаты контрольных  проверок Минобороны России показывают, что в целом физическая подготовка личного состава Вооруженных  сил не соответствует предъявляемым  требованиям, что во многом обусловлено  низким состоянием здоровья молодежи призывного возраста (этот же фактор определяет физическое состояние личного состава органов безопасности и правопорядка). Только в 2000 г. число юношей, освобожденных от призыва в армию в связи с психическими расстройствами, составило 130 тыс., что на 7 тыс. больше, чем в 1999 г., и на 40 тыс. больше, чем в 1998 г. При ограниченности призывного ресурса, только в 2000 г. от службы в Вооруженных силах по причине наркомании освобождено 17,7 тыс. человек (в 1996 г. -5,5 тыс. человек).

Исходя из этого, актуальна разработка качественно новой системы мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной молодежи, организацию соревнований по военно-прикладным видам спорта и профессиональную подготовку. В нее должны быть включены всероссийские и окружные смотры-конкурсы по физическому развитию и подготовленности допризывной молодежи, федерально-окружные фестивали допризывной молодежи, оборонно-спортивные игры «Зарница». Должна быть восстановлена работа спортивных, спортивно-технических и спортивно-оборонных клубов и секций, лагерей для молодежи в летнее время, оснащенных необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, специалистами и научно-методическим обеспечением.

Снова важной становится роль Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в развитии технических, военно-прикладных и авиационных видов спорта, в том числе через соответствующие Всероссийские спортивные федерации, в вовлечении граждан в процесс научно-технического творчества, в формировании у молодежи стремления к техническим знаниям и здоровому образу жизни.

В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть:

  1. увеличение объемов физкультурно-спортивной активности в образовательных учреждениях;
  2. проведение летних сборов допризывной молодежи в военно-спортивных лагерях;
  3. разработку специализированных нормативов физической подготовленности («Защитник отечества»);
  4. разработку и проведение системы комплексных общенациональных и региональных соревнований для допризывной молодежи.

Для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих необходимо:

  1. увеличить объем часов на общефизическую, профессионально-прикладную физическую и спортивную подготовку;
  2. разработать современные нормативные требования, учебно-тренировочные программы и методики физической подготовки;
  3. создать эффективную систему спортивных соревнований, способствующих вовлечению в активные занятия спортом максимального числа военнослужащих;
  4. при переходе на контрактную армию разработать свои спортивные нормативы для военнослужащих разных родов Вооруженных сил;
  5. рассмотреть вопрос о присвоении очередного воинского звания при условии выполнения военнослужащими соответствующих нормативов физической подготовки.

3.3 Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем.

Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9). Основные направления в этой работе:

  1. создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
  2. открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
  3. разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
  4. подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
  5. разработка и издание специализированных методик и программ;
  6. подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм.

Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм.

3.4 Лица старшего возраста.

Для людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев  населения современной России, занятия  физической культурой и спортом  являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия, социальной реадаптации в общество. К сожалению, государство недостаточно учитывает это обстоятельство и не требует от социальных структур активной работы с пожилыми людьми, в том числе в физкультурно-спортивной сфере. Не получил распространения положительный опыт развития в ряде регионов сети врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.

Особое внимание надо обратить на создание условий для  малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий физической культурой и спортом. Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны действующей власти всех уровней, в первую очередь местных органов исполнительной власти и муниципальных образований. Такая помощь в приоритетном порядке должна оказываться многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения.

 

 

 

Заключение

 

В данной работе мною было рассмотрено значение спорта в современной многообразной жизни, показана роль физической культуры как учебной дисциплины высшего образования, что немаловажно в наше сложное время. Но необходимо учитывать, что заключенные в спорте возможности для реализации гуманистических культурных ценностей не реализуются автоматически, тем более в полном объеме. В зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под воздействием различных факторов меняются содержание, характер, направленность, значимость спорта, на первый план выходят его гуманистические ценности или преобладающими становятся антигуманные явления, культурный потенциал используется в большей или меньшей степени и т.д.

Поэтому для правильной оценки современного спорта нужно четко  различать его гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются (декларируются), и те, на которые люди действительно ориентируются в своем реальном поведении.

Наконец, важно учитывать  не отдельные факты, касающиеся воздействия  спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, все их многообразие.

Также подробно было рассмотрено  развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, их социальное значение.

 

Список использованных источников

 

1. Гостев Р.Г. Основные  направления развития физической  культуры и спорта в вузах России в начале ХХI века. Физическая культура молодежи в ХХI веке.

2. Григорьев В.И. Социокультурная  интеграция содержания неспециального  физкультурного образования студентов  вузов.

3. Григорьева В.Н. Состояние  здоровья студенток как социальная проблема. На пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи ХХI века.

4. Рожков П.А. Статья «Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы». - М.: Советский спорт, 2002, с.12-16.

5. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по проблемам повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». 30 января 2002 года.

6. http:// www.infosport.ru




Информация о работе Социальное значение физической культуры в России