Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:01, реферат
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Социальное значение физической культуры…………………..……..5
Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта……..………………………………………………………………...9
Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения……………..12
Дети, подростки и молодежь…...…………………………………….14
Допризывная молодежь и военнослужащие………………………...19
Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем………………………..21
3.4 Лица старшего возраста………………………………………………22
Заключение…………………………………………….………………………..23
Список использованных источников……………………………….……….24
Введение…………………………………………………………
3.4 Лица старшего возраста………………………………………………22
Заключение…………………………………………….……
Список использованных источников……………………………….……….24
Введение
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов. Ее социокультурная структура является самоорганизующейся в рамках целого образуемого обществом и средой функционирования, возникает и развивается в зависимости от целого комплекса компонентов условий жизнедеятельности. Эти условия, как показывает практика, могут быть не только стабилизирующими и развивающими, но и разрушающими основы физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Во второй статье Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" физическая культура определяется как одна из важнейших составляющих социальной инфраструктуры - "составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности". Таким образом, она перестает быть лишь сферой обслуживания других отраслей хозяйства и определяет новые формы общественной жизни, обеспечивая становление общности людей, адекватных своей истории и культуре, реализует функцию развития способностей человека, оказывая существенное влияние на качество человеческого капитала, и обуславливает рост общественной производительности труда. Возрастание роли физической культуры в экономическом секторе обусловлено ее организационными особенностями как сферы занятости и образовательной отрасли, имеющей свою инфраструктуру. С экономической точки зрения эффект от развития сферы физической культуры обусловлен повышением спроса на производство спортивных товаров (оборудования) и физкультурно – спортивных услуг. Ее экономическая привлекательность обусловлена сравнительно небольшими стартовыми инвестициями, высоким уровнем рентабельности и минимальным сроком окупаемости затрат.
Глава I. Социальное значение физической культуры
Социальное значение физической культуры заключается в воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном использовании свободного времени, обеспечении занятости населения. В связи с этим она имеет социокультурную специфику, включающую корпоративный логотип, практически неизменный на протяжении многих лет устойчивый позитивный имидж служения общественным интересам. Идеология ее государственного регулирования находит отражение в устранении противоречий и декларативных норм в законодательстве федерального и регионального уровней. Ее совершенствование предусматривает внесение поправок в новую версию Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ", направленных на:
1) Государственный заказ, определяющий полномочия и конкурсные условия в реализации государственных кредитных программ, предоставлении льготных и безвозмездных субсидий на развитие инфраструктуры физической культуры;
2) Совершенствование правовых основ развития физической культуры, обеспечивающих условия для развития предпринимательства, спонсорства и спортивного фандрейзинга;
3) Консультирование по определению прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры;
4) Координацию работы и разграничение полномочий государственных, общественных и коммерческих органов управления, обеспечивающие конституционные гарантии доступности физической культуры для учащейся молодежи.
Следствием отсутствия научно обоснованных критериев и норм размещения государственного заказа на физическую культуру на фоне неустойчивого функционирования экономики, налоговой политики, регулирующих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, стало нерациональное использование имеющихся ресурсов и стимулов, аберрация функциональной составляющей ее статуса, в целом предопределивших ее кризисное состояние. На практике это привело к снижению качества учебного процесса, свертыванию в ряде вузов спортивной работы, разрушению имеющейся инфраструктуры и сокращению преподавательского состава. Несмотря на принятые в последние годы юридические акты, Государственную программу РФ "Здоровье нации", утвержденную решением правительства № 13-127 от 7.12.1999 г.; Концепцию охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.; приказ Минобразования РФ "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227; комплексную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в С.-Петербурге на 2003 - 2006 гг.", острота проблемы требует оперативного проведения разнообразных по масштабам и сложности социально-экономических, правовых и организационных реформ, внедрения эффективных программ и проектов ее антикризисного развития.
Очевидно, что совершенствование
правовой базы, связанное с упорядочением
отраслевых нормативных актов, является
основой социально-экономическо
1) адаптивную, обеспечивающую
оперативность приспособления
2) интегративную, связанную с повышением креативности учебно-воспитательного процесса путем усиления взаимосвязи социально-экономического, когнитивного и человекотворческого процессов;
3) ценностно-ориентирующую, определяющую личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности путем оптимизации субъектно-объектных связей;
4) программирующую, обеспечивающую культурную преемственность высшей школы в реализации физкультурных традиций;
5) дифференцирующую, определяющую целевой отбор педагогических средств, методов и организационных форм физической культуры;
6) консолидирующую, объединяющую студентов по формам и внутренним мотивам физкультурно-спортивной деятельности при реализации воспитательных целей.
Несмотря на Приказ Минобразования РФ № 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования", обязывающего ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 ч на дисциплину "физическая культура", в большинстве вузов Санкт-Петербурга вместо требуемых Всероссийской базисной учебной программой 8 семестров физическая культура преподается только 4 семестра, отсутствует лекционный курс и методико-практические занятия, зачастую учебная работа подменяется проведением различных соревнований и массовых мероприятий. В результате этого, когда эволюционно сложившаяся репродуктивная система физкультурного образования стала фактором, не только снижающим социально -психологические риски, но и генерирующим их, в формировании культурного потенциала студентов обострились противоречия, связанные с переоценкой традиционных для российской ментальности духовных и социокультурных ценностей. С одной стороны, благодаря достижениям НТР, интенсификации активности студентов существенно возрастают темпы их социализации, обусловленные повышением их самосознания, активизацией творческого, созидательного потенциала. С другой стороны, нарастающая интенсификация антропогенного и техногенного воздействия на среду их обитания, необходимость сочетания напряженной учебной деятельности с работой привели к чрезмерному нарастанию психофизического напряжения, требующего мобилизации резервных возможностей их организма.
Глава II. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта
Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6). С 1992 по 2000 г. в 65 субъектах Российской Федерации сократилась численность населения, а в 2000 г. рост числа умерших отмечался в 78 субъектах. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.
Общая динамика смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Это создаст резкий дисбаланс трудоспособного и пенсионного населения, негативно отразится на всех социально-экономических факторах развития общества. По данным Госкомстата РФ, уже к 2016 г. численность населения в пожилом возрасте превысит численность детей и подростков на 12,8 млн. человек, или на 62%, что значительно ускорит процесс старения нации.
При этом особую тревогу
вызывает ухудшение здоровья детей
и подростков, половина которых имеет
хронические заболевания, причем недостаток
двигательной активности провоцирует
у них болезни
Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%. Более половины населения, особенно городских жителей, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. На протяжении последних лет наблюдается высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Значительная часть населения находилась в годы реформ в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессией, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности. Возросло число россиян, страдающих психическими расстройствами.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев. Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз и превышает 425 тыс. человек. Число официально зарегистрированных больных наркоманией составляет более 269 тыс. человек, а по результатам экспертных исследований - их более 1,5 млн. человек. Особенно тревожна тенденция «омоложения» наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля среди злоупотребляющих наркотиками составляет 31,2%. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками.
Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации с состоянием человеческого ресурса назрела критическая ситуация, развитию которой способствуют высокий уровень бедности россиян, социальная неустроенность, проблемы занятости, общее неудовлетворительное положение дел с охраной здоровья, расширение масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. По физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно отстает от передовых стран. При этом массовая национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганды здорового образа жизни с выходом на индивидуальное самосознание и оперативный контроль за состоянием здоровья находится вне фокуса государственной политической доминанты.
В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек.
Если не реализовать эти меры сегодня, то завтра возникнет реальная угроза национальной безопасности России.
Информация о работе Социальное значение физической культуры в России