Роль физической культуры в подготовке студентов к профессиональному самовоспитанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 18:10, реферат

Краткое описание

Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры, прежде всего, связано с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций. Его социокультурная сущность - в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ системы культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, а с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………..………………….3

1. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры…………….…5

2. Физическая культура в структуре профессионального

образования……………………………………………………………………….…...10

3. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования……..….17

4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта……....22

5. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической

культуре…………………………………………………………………………...…...26

Заключения……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

сема по физре.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

    В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

    ♦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

    ♦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

    ♦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения  в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

    ♦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

    ♦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

    Ценностные  ориентации студентов рассматриваются  как способы, с помощью которых  дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре  физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую активность.

    Исследования  М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

    Физическая  культура в вузе выполняет следующие  социальные функции:

    ♦ преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

    ♦ интегративно-организационную, характеризующую  возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

    ♦ проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

    ♦ проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

    ♦ ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

    ♦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

    ♦ социализации, в процессе которой  происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

    Изучение  социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.

    Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

    ♦ понимать роль физической культуры в  развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

    ♦ знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

    ♦ формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ  жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

    ♦ овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

    ♦ обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов  к будущей профессии;

    ♦ приобрести   опыт   творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

    Обязательный  минимум дисциплины «Физическая  культура» включает следующие дидактические  единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

    ♦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

    ♦ социально-биологические основы физической культуры;

    ♦ основы здорового образа и стиля  жизни;

    ♦ оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

    ♦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический  материал формирует мировоззренческую  систему

    научно-практических знаний и отношение студентов  к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.

    Практический  раздел учебного материала состоит  из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

    Примерная тематика занятий может включать:

    ♦ методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

    ♦ методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной  направленностью;

    ♦ основы методики самомассажа;

    ♦ методику корригирующей гимнастики для глаз;

    ♦ овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

    ♦ методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей  тематики лекций.

    Важное  условие закрепления и совершенствования  этих методов — многократное воспроизведение  в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

    Освоение  второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить  самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

    Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о  степени и качестве освоения теоретических  и методических знаний-умений, о  состоянии и динамике физического  развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

    Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-

    прикладной  физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения.

    Аттестация  проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому  содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

    ♦ понимать роль физической культуры в  развитии человека и подготовке специалиста;

    ♦  знать основы физической культуры и  здорового образа жизни;

    ♦  иметь мотивационно-ценностное отношение  и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

    Важны физическое совершенствование и  самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

    При итоговой аттестации в окончательной  оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

    Освоить содержание дисциплины «Физическая  культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

    Для практических занятий студентов  распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.

Информация о работе Роль физической культуры в подготовке студентов к профессиональному самовоспитанию