Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 18:10, реферат
Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры, прежде всего, связано с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций. Его социокультурная сущность - в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ системы культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, а с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры.
Введение………………………………………………………..………………….3
1. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры…………….…5
2. Физическая культура в структуре профессионального
образования……………………………………………………………………….…...10
3. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования……..….17
4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта……....22
5. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической
культуре…………………………………………………………………………...…...26
Заключения……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Содержание
Введение………………………………………………
1.
Физическая культура — часть
общечеловеческой культуры……………
2.
Физическая культура в
образования…………………………………………………
3. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования……..….17
4.
Организационно-правовые
5. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической
культуре…………………………………………………………
Заключения…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Социально-политические, экономические, общественные изменения жизни россиян радикально трансформировали жизнь общества. Создание новой системы общественных отношений, переход к рынку привели к обновлению различных сторон жизни россиян, к отказу от целевой идеологии в области образования молодежи, от педагогических идей, рассматривавших обучающихся в виде объектов воздействия со стороны преподавателей, от администрирования в образовании.
Предпринимаемые в последние годы меры по интеграции усилий различных источников нравственной социализации личности способствовали изменениям в деятельности учреждений образования различного уровня и профиля, создали условия для пересмотра роли и функций традиционных социальных институтов, характера и механизмов взаимодействия их между собой.
Изменения, происходящие в стране, отразились и на структуре и содержании профессионального самовыражения современного специалиста, потребовав компетентного решения профессиональных проблем, возникающих в современном производстве, что требует достаточного уровня здоровья работника.
Имеющиеся противоречия между нормативными государственно-общественными стандартами по содержанию физического воспитания студентов технического вуза в их профессиональной подготовке и реальным уровнем готовности будущего специалиста к профессиональному самовоспитанию, между традиционными и инновационными способами физической подготовки студентов в высшей технической школе, недостаточная теоретико-практическая разработанность формирования опыта студентов по использованию процесса физического воспитания в аспекте профессионального саморазвития обусловливают проблему: как теоретически обосновать и практически осуществить совершенствование физической подготовки в высшей технической школе студентов со стабильным проявлением совокупности заболеваний и отсутствием умений по организации профессионального самовоспитания?
Проблемы подготовки студентов по физической культуре к профессиональному самовоспитанию остаются неисследованными.
Обновление
и углубление содержания образования
в сфере физической культуры, прежде
всего, связано с наиболее полной реализацией
его культурообразующей и гуманизирующей
функций. Его социокультурная сущность
- в формировании нового образа мира и
новой, вписанной в этот образ системы
культурной деятельности личности. С одной
стороны, образовательный процесс соотносится
со своим социально значимым содержанием,
а с другой - обусловлен опытом студента
как субъекта образовательного процесса
и носителя собственной культуры. В этой
ситуации студент реализует свободу выбора,
своеобразие своего образовательного
пути, в результате которого приобретает
свою культурную идентичность. Лишь в
этом случае личность воспринимает образование
в сфере физической культуры как составляющую
собственного стиля жизни, может образовать
себя сама, подчинять образование целям
личностного роста. Одновременно образование
становится фактором психической активности
личности, формой ее культурного бытия.
Вместе с тем образование в значительной
мере детерминировано логикой процесса
развития личности, осознания ею своих
потребностей, целей. А для этого должны
быть созданы условия, в которых происходят
процессы развития и саморазвития, воспитания
и самовоспитания, обучения и самообразования.
1. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно -показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт — часть физической
Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).
Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
Оздоровительно-
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками)г и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.
В
качестве средств физической культуры
используются: физические упражнения,
естественные силы природы (солнце, воздух
и вода, их закаливающее воздействие),
гигиенические факторы (личная гигиена
— распорядок дня, гигиена сна, режим питания,
трудовой деятельности, гигиена тела,
спортивной одежды, обуви, мест занятий,
отказ от вредных привычек). Их комплексное
взаимодействие обеспечивает наибольший
оздоровительный и развивающий эффект.
2. Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее, значимы.