Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 17:03, реферат
Воздействие тренера на сознание и волю спортсменов может осуществляться в форме проявления внимания к ним, просьбы, требования, убеждения, внушения и др.
1.Формы психофизиологического воздействия тренера на спортсмена
2. Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов
3. Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях
4. Общение тренера со спортсменами, имеющими разный социометрический статус
Список используемой литературы
Типичные недостатки деятельности | Пути психолого- |
Спортсмены с сильной нервной системой | |
Склонность к недооценке важности соревнований и личной ответственности за выступления в них | Вызывать активность
мотивации и интерес к |
Предрасположенность к переоценке своих сил и завышению уровня притязаний, особенно в соревнованиях с низкой мотивацией или слабой степенью стресса | Повышать чувство личной ответственности за каждое выступление в соревнованиях |
Склонность к планированию на тренировках завышенного объема нагрузки, с которым спортсмен не всегда справляется | Предупреждать излишнюю самоуверенность путем снижения завышенного уровня притязаний до адекватного уровня |
Избегать частой положительной оценки при удачном исполнении упражнения | |
Замечать малейшую ошибку и акцентировать на ней внимание (дозировать похвалу и порицание) | |
Постоянно требовать подробного анализа качества выполнения упражнения в тренировке и в соревнованиях | |
Ставить конкретные задачи на тренировке и соревнованиях, требовать их выполнения | |
Спортсмены со слабой нервной системой | |
Чрезмерная ответственность за выступления в соревнованиях | Снижать чувство
ответственности за выступления
в соревнованиях путем |
Неуверенность в своих силах и занижение уровня притязаний | Вселять уверенность в своих силах, повышать уровень притязаний, завышая оценку положительных качеств спортсмена, и т.д. |
Преобладание мотива избегания неудачи над мотивом достижения успеха | Трезво оценивать силы и возможности свои и противника |
Болезненные реакции на неудачи, ошибки, критические замечания тренера, судей, партнеров и т.д. | Ставить на тренировках и на соревнованиях трудные, но выполнимые цели и задачи |
Акцентировать внимание на малейшем успехе | |
Не заострять внимание на возможных ошибках и неудачах | |
Вежливо, внимательно, тактично относиться к спортсмену (особенно перед стартом) | |
Организовать
межличностные отношения с | |
Обучать методам психорегуляции (ПРТ). Чаще моделировать соревновательную обстановку в условиях тренировки |
*
источник: [6, с. 16-17]
3.
ОСОБЕННОСТИ СЕКУНДИРОВАНИЯ
ТРЕНЕРОМ СПОРТСМЕНОВ
НА СОРЕВНОВАНИЯХ
Контакт
тренера со спортсменами в процессе
соревнований имеет большое значение.
Не каждый спортсмен может правильно
оценить особенности
Советы-наставления
имеют цель сформировать у спортсмена
положительное отношение к
На международных выступлениях, - говорит мастер спорта М., - ясно понимаешь, что нужно выиграть во что бы то ни стало. Навряд ли есть такой спортсмен, который бы не стремился к победе на любых соревнованиях. Там не менее часто в этот момент, когда и так напряжен до предела, тебя начинают подстегивать и напоминать об ответственности выступления. Это приводит к тому, что спортсмен выходит на лед в нервозном, взвинченном состоянии, игра не клеится, игроки допускают грубые тактические и технические ошибки, теряют контроль над собой, хаотически мечутся по полю, в результате терпят поражение.
Советы тренера, призывающие к осторожности, могут, с одной стороны, способствовать более продуманному, сдержанному ведению соревновательной борьбы, а с другой – вызвать у спортсмена сомнение в благоприятном итоге соревнования, сменить установку "одержать победу" на установку "не проиграть". Не следует, давая наставления, подчеркивать силу соперника, тем более не указывая конкретно, в чем состоит эта сила. Это ставит перед спортсменом новую задачу: разобраться самому, в чем силен соперник. Не обладая достаточной информацией, спортсмен может снизить вероятность достижения победы, у него может возникнуть страх перед соперником.
С другой стороны, желая вселить веру в себя, не нужно внушать спортсмену представление о слабости соперника, о легкости победы над ним. Встретив вопреки наставлению тренера достойное сопротивление, спортсмен может растеряться и проиграть борьбу.
Поэтому если тренер хочет реально помочь воспитаннику, он должен давать конкретные указания об основных сильных и слабых сторонах соперника. Но и эти сведения надо сообщать осторожно, учитывая индивидуальные особенности и опыт спортсмена.
Советы-подсказки, даваемые тренером в ходе соревновательной борьбы, тоже надо использовать осторожно, поскольку они также могут привести к отрицательному эффекту. Чаще всего это связано с тем, что подсказки не дают спортсмену сосредоточиться, отвлекают его от анализа меняющейся соревновательной ситуации, мешают самостоятельно решать соревновательные задачи. Систематическое применение подсказок делает спортсмена беспомощным, когда ему приходится выступать без тренера или когда условия соревнований не позволяют тренеру "суфлировать". Кроме того, подсказка тренера может вступать в противоречие с имеющимся у спортсмена замыслом, что создает у него внутренний мотивационный конфликт, разрешение которого при дефиците времени на принятие решения весьма затруднительно. Как правило, подсказки полезны лишь в критических ситуациях. Следует учитывать, что в пылу соревновательной борьбы спортсмен может вообще не воспринимать подсказки тренера или воспринимать их искаженно.
Выявлены индивидуальные способности общения тренера со спортсменами во время соревнования (Богданова Д.Я. Общение тренера в условиях соревнований по спортивным играм // Вопросы психологии спорта. Л., 1975. С. 79-83). Одни тренеры ведут себя эмоционально, другие сдержанно.
Эмоциональным
тренерам свойственна высокая
Эмоциональные реакции у таких тренеров носят нервозный, почти конфликтный характер и вызываются неудачными действиями игроков.
Общение
сдержанных тренеров значительно отличается
от общения эмоциональных коллег.
Интенсивность общения
Причинами обращений наиболее часто служат реакции на технические моменты; эмоциональные реакции на неудачные действия игроков внешне почти не проявляются. Чаще всего наблюдается нормальное, спокойное проявление эмоций.
У эмоциональных тренеров интенсивность общения на соревнованиях выше, чем на тренировках, а у сдержанных тренеров – меньше, чем на тренировках. Восприятие спортсменами замечаний и советов тренера страдает, если спортсмены находятся в состоянии эмоционального напряжения, поскольку ослабляются смысловая обработка и анализ запечатлевшейся в памяти информации. При выступлении без секунданта (тренера) состояние тревоги повышается у спортсменов за счет возникновения дополнительных трудностей (недостаточно качественная разминка, не с кем заполнить паузы, возникающие в ходе соревнований, и т.п.). Отсутствие желаемой эмоциональной поддержки, общения создает для спортсмена дискомфортные условия, так как из стереотипа его представлений о соревновании выпадает одна из существенных деталей. Знание того, кто будет секундировать на соревнованиях, создает у спортсмена специфическую эмоциональную преднастройку, вызывает состояние комфорта или тревоги.
Взаимоотношения тренера и спортсмена в процессе соревнований во многом отличаются от таковых во время тренировок. Во время соревнований тренер должен быть предельно внимателен и корректен. Спортсмены из-за эмоциональной напряженности иногда очень остро реагируют на замечания тренера, тяжело переживают его упрек. Иногда это может стать причиной поражения. Специфика общения тренера со спортсменами на соревнованиях заключается и в том, что корригирующие воздействия тренера на спортсмена в случае неблагоприятного хода борьбы последним либо с трудом, либо совсем не воспринимаются. Осознаваемость указаний тренера на качество выполнения тактических и технических приемов колеблется от 25 до 44% случаев.
Естественно стремление тренера уделять спортсмену в процессе соревнований большее внимание. Однако заботливость может быть воспринята спортсменом неадекватно. Во-первых, она расценена как выражение чувства жалости к нему, и спортсмен начинает судить трудности своего положения. Во-вторых, эта заботливость может быть воспринята как неискренняя ("Ведь раньше этого не было!"). В результате спортсмен может на будущее сделать неправильные выводы и начнет злоупотреблять этим, думая, что тренер должен относиться к нему мягко и нетребовательно. В итоге это приведет к снижению дисциплины.
При
секундировании тренер не должен обнаруживать
перед спортсменом свое эмоциональное
состояние (ведь для тренеров характерны
те же предстартовые состояния, что
и для спортсменов), имеющиеся
сомнения, неуверенность в исходе спортивного
соревнования. Следует иметь ввиду, что
эмоции обладают заразительностью, передаются
от тренера к спортсмену. Иногда сам тренер
индуцирует свое эмоциональное состояние
и свою неуверенность спортсмену, даже
не подозревая об этом.
4.
ОБЩЕНИЕ ТРЕНЕРА
СО СПОРТСМЕНАМИ,
ИМЕЮЩИМИ РАЗНЫЙ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ
СТАТУС
По
данным А.Н. Максакова, направленность
и интенсивность обращений
Воздействие на игроков повышенным тоном речи используется реже по отношению к лидерам, чаще – к аутсайдерам. При этом на тренировочных занятиях количество таких воздействий возрастает, причем опять-таки в большей степени на лидеров.
В общении тренера с лидерами преобладает контролирующая форма общения, с игроками среднего статуса – стимулирующая, а с аутсайдерами – стимулирующая, контролирующая и организующая формы. С учетом всех категорий обращений их наименьшее количество достается аутсайдерам, а наибольшее – игрокам со средним статусом.
Таким образом, основное внимание тренеры уделяют лидерам и игрокам со средним статусом. Наименее благоприятное общение спортсменов с тренером – у социометрических аутсайдеров.