Психофизиологическая роль тренера на наилучший показательный результат спортсмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 17:03, реферат

Краткое описание

Воздействие тренера на сознание и волю спортсменов может осуществляться в форме проявления внимания к ним, просьбы, требования, убеждения, внушения и др.

Оглавление

1.Формы психофизиологического воздействия тренера на спортсмена

2. Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов

3. Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях

4. Общение тренера со спортсменами, имеющими разный социометрический статус

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 125.50 Кб (Скачать)
  1. в прямом требовании тренера к ученикам согласиться с его мнением и предлагаемым решением;
  2. в выполнении распоряжения тренера.

     Постоянное  использование принуждения малопригодно, но полностью отказываться от него тоже неразумно. Во-первых, принуждение  способствует снятию конфликта на данный отрезок времени и выполнению учащимися необходимых действий. Во-вторых, спортсмен, не научившийся принуждать себя делать то, чего не хочется, вряд ли достигнет высоких спортивных результатов.

     Добиться  повиновения можно призывом к  совести и сознательности, созданием безвыходной ситуации. Наличие авторитета у тренера облегчает выполнение распоряжений.

     Оценивание  действий и поступков учеников. Оценивание учеников тренером имеет три функции:

  1. контроль за результатами тренировочного процесса и воспитательных воздействий (что является обратной связью, говорит об эффективности работы тренера);
  2. управление поведением и деятельностью учеников;
  3. получение спортсменами информации о правильности их действий и поступков (обратная связь для учащихся).

     Чтобы оценка имела воздействие, она должна удовлетворять следующим требованиям:

      - осуществляться систематически, но не слишком часто, так, как большое количество текущих оценок сковывает самостоятельность учеников, не позволяет развиться самоконтролю;

    • быть объективной, непредвзятой;

      - носить дифференцированный характер в зависимости от прилежания, способностей и характера учеников;

      - быть разнообразной по форме.

     Оценки  могут быть прямыми и опосредованными, положительными (одобрение) и отрицательными (порицание).

     Порицание (упрек, осуждение) может оказывать  на спортсмена двоякое действие. Если оно раскрывает перспективу перед  учеником ("Смотри, какие у тебя способности! А ты их не реализуешь"), то является положительной стимуляцией  спортсмена, если же порицаются его способности, интересы, то это вызывает отрицательный эффект, а именно снижение активности и уровня притязаний ученика. Кстати, чаще всего порицаются именно "бесперспективные" в глазах тренера ученики. Правда, если ученик имеет высокий уровень притязаний, выраженное самолюбие, то после порицания он может мобилизоваться, чтобы доказать тренеру его неправоту.

     Не  следует упрекать спортсмена сразу  после неудачного выступления. Надо выдержать определенное время, чтобы  схлынули негативные эмоции, спокойно поискать причины неудачи. Иначе тренер может наговорить спортсмену много обидных слов, порой и несправедливых. Лучше проводить разбор на следующий день после соревнований.

     Отсутствие  оценки оказывает отрицательное  влияние на ученика, снижает его  активность, поскольку недооценивание одного ученика на фоне оценивания других воспринимается как отрицательное отношение тренера. Недооценивание ведет к формированию у спортсмена представления о собственной неполноценности, неуверенности в собственных силах.

     Отсутствие  оценки является самым худшим способом оценки, поскольку это не ориентирует спортсмена, вызывает у него снижение активности и целеустремленности. В этом случае он вынужден строить сам оценку на субъективном истолковании намеков, ситуации, поведения тренера и товарищей. Интонация, жест, мимика тренера приобретают при этом для спортсмена особое смысловое значение.

     Поощрение и наказание. Действенными способами  воздействия тренера на детей, занимающихся спортом, являются поощрение и наказание.

     Поощрение может осуществляться морально – похвала, благодарность, проявление доверия и материально – награждение грамотой, призом и т.д. Поощрением является и привлечение тренером ученика себе в помощники или назначение его дежурным.

     Еще одной формой поощрения является одобрение. Одобрять можно разными способами: словом, интонацией, мимикой (улыбкой)Ю пантомимикой (кивком головы), аплодисментами.

     При разработке системы поощрений важно  правильно объяснить ее спортсменам  и применять те награды, которые  имеют действительную для них ценность, исключив те, которые не соответствуют уровню и возрасту спортсменов. Использовать эту систему нужно очень осторожно, чтобы поощрения распределились справедливо, а награды и призы соответствовали уровню достижений спортсменов.

     Оказалось, что спортсмен может заметно улучшить свой результат, если он сам определит и рост своего мастерства, и когда его следует поощрить. Ранее ошибочно предполагалось, что награждающий знает, какая форма поощрения представляет интерес для спортсменов, и может правильно оценить его достижения. Исследования показали, что спортсмены, которые разрешают поощрять себя за улучшение своей спортивной деятельности по своему усмотрению, в большей степени мотивированы на дальнейшее улучшение своих результатов, чем в случае, когда такое решение принимают другие.

     Наказание ученика за проступки осуществляется тренером только в моральной форме: в виде замечания, изменения отношения  к ученику, отстранения от выполнения задания, выполнения внеочередных работ.

     Устные  замечания должны делаться с глазу на глаз. Нет смысла делать замечания одному и тому же ученику несколько раз подряд: они утрачивают свою действенность уже после третьего раза.

     Убеждая в чем-то юных спортсменов, целесообразно  апеллировать к их лучшим чувствам. Разговаривая, например, с провинившимся спортсменом, необходимо дать ему почувствовать, что веришь в него, что он – достойный член коллектива, но на этот раз допустил проступок (нагрубил, сошел с дистанции, опоздал на старт), не достойный его. В подобной ситуации, обращаясь к коллективу, следует передать его членам веру в то, что спортсмен обязательно найдет в себе силы исправить ошибки, не допускать их в дальнейшем.

     В эксперименте, проведенном в бассейне Фрунзенского Дворца пионеров Москвы, позитивная апелляция привела к улучшению результатов в проплывании дистанции 100 м вольным стилем на 5,9 с, негативная – на 2,7 с. Наблюдения показали, что обращение к лучшим чувствам спортсмена особенно эффективны, если в обыденной жизни он чаще сталкивается с осуждением и, видимо, адаптируется к нему. Часть спортсменов улучшила свой результат и тогда, когда преподаватель указывал на изъяны в их нравственном облике. Как показало изучение личности этих молодых людей (методом независимых характеристик), в работе с ними эффективнее прямо было говорить об их недостатках, так как в повседневной жизни они не привыкли к осуждению. Опрос показал, что большинство юных спортсменов считают, что ласковый, доброжелательный упрек значительно скорее оказывает воздействие на них (85%), чем резкий, жесткий выговор (15%).

     Юмор, шутка. Юмор является эффективным средством  воздействия на учеников. Он поднимает  тонус, снимает напряжение в отношениях, помогает преодолеть усталость и  монотонность выполнения упражнений. В арсенале тренера всегда должны быть шутка, веселый рассказ, остроумная пословица или поговорка.

     Однако  неумелая шутка сама может вызвать  конфликт между тренером и учеником. Чтобы этого не произошло, тренеру  нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. не подвергать осмеянию личность ученика. И шутя, надо соблюдать этику;
  2. не смеяться над тем, чего ученик не может исправить (по поводу фамилии и, его физической слабости и т.д.);
  3. не смеяться первым над своей шуткой;
  4. не допускать пошлой шутки, зубоскальства;
  5. не высмеивать неловкость, невольный промах ученика.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРОВ НА СПОРТСМЕНОВ 

     Как видно из вышеизложенного, регулирующие воздействия тренера на спортсменов  могут быть разнообразными. Различны и реакции на них спортсменов, одни из которых более внушаемы (это чаще спортсмены со слабой нервной системой и высокой тревожностью), поэтому легче подвергаются регулирующим воздействием извне, а другие менее внушаемы (в основном это спортсмены с сильной нервной системой) и труднее подвергаются воздействиям извне, но более эффективно используют приемы саморегуляции, например, занимаясь психорегулирующей тренировкой.

     Поэтому выбор того или иного средства воздействия требует от тренера  учета психологических особенностей своих учеников. Люди с низким самоуважением чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку, они сильнее реагируют на смех, критику, порицание, чем люди с высоким самоуважением. Они реже участвуют в спорах, избегают ответственных соревнований, что мешает им проверить свои возможности. Спортсменов такого психологического склада надо чаще поощрять, замечая даже незначительные их успехи. Порицание же следует высказывать в осторожной форме и в отсутствие посторонних.

     Спортсмены  со слабой нервной систем ой имеют меньший порог фрустрированности (фрустрация – крушение надежд), чем спортсмены с сильной нервной системой. Кроме того, у первых фрустрация выражается в интрапунитивной форме, при которой спортсмен испытывает подавленность, тревожность, обвиняет себя в неудаче, считая себя бездарным, бестолковым и т.п., а у вторых – в экстрапунитивной форме, при которой спортсмен видит причину своих неудач в окружающих, в сложившейся ситуации. У первых может пропасть желание тренироваться и выступать, у вторых появляется стремление во что бы то ни стало доказать свою правоту и случайность неудач.

     Велико  умение находить "ключик" к спортсмену у известного тренера по прыжкам в воду Т.М. Петрухиной. Вот два ее ученика: серебряный призер Олимпийских игр К. и олимпийский чемпион В. На К. тренер никогда не повышала голос, иначе та немедленно уходила в себя, начинала плакать и выступала плохо. Во время соревнований К. перед каждым прыжком нужно было еще и еще раз напоминать, как и что надо делать, а на В. нередко нужно было повысить голос, но после окрика к нему больше не следовало подходить. Разозлившись, он начинал напряженно думать, жестко контролировать себя, и тренер знала, что подсказка ему уже не нужна.

     Спортсмены  не похожи один на другого, отмечает и  заслуженный тренер СССР по фехтованию В.А. К Светлане Ч. нельзя подходить после боя, особенно если она проиграла, так как в этот момент она вообще не в состоянии разговаривать. А с В.П. охотно беседует сразу после поединка, даже если он проиграл. Л.К. перед ответственным боем приходится убеждать, что от этого боя уже ничего не зависит, и, успокоившись, он прекрасно выступает, а Д.Т., наоборот, в трудный момент надо сказать, что от этого боя зависит все.

     Фигуристка  И. Моисеева любое объяснение схватывает на лету, но детали быстро забывает. А ее партнер Андрей Мининков просит объяснить ему новое упражнение несколько раз. Часто переспрашивает объясняющего, задает уточняющие вопросы. Но то, что понял, запоминает надолго.

     Похвалой  от спортсменов, имеющих слабую нервную систему, можно добиться большего результата, чем порицанием и наказанием, поэтому их рекомендуется чаще поощрять, а на их неудачи не реагировать остро. Это придаст им уверенность в своих силах. Спортсменов с сильной нервной системой, если они не проявили полностью своих возможностей, отнеслись легкомысленно к заданию, можно и критиковать, не боясь вызвать у них упадническое настроение. Если у них и возникнуть при этом отрицательные эмоции (досада, злость), то они будут лишь стимулировать их работоспособность, спортсменам захочется доказать несправедливость упреков тренера.

     Соответственной должна быть и тактика общения  спортсменов в команде. Нельзя набрасываться  на спортсмена со слабой нервной системой всей команде после его неудачного выступления, так же как и нецелесообразно бросать ему упреки в процессе игры: это лишь вызовет у него дополнительное психическое напряжение, нервозность, неуверенность в себе. Наоборот, после неудачного действия его надо успокоить, подбодрить (см. таблица 1).

     На  независимого спортсмена лучше действуют внушение и убеждение, чем простые указания. Такой спортсмен негативно реагирует на распоряжения или приказы тренера. Целесообразно объяснить и аргументировать необходимость тех или иных действий, даваемой нагрузки. По возможности ему следует создавать условия для проявления независимости, свободы творчества, сохраняя тем самым у него высокий уровень самооценки. Слишком резкие переходы и изменения стиля взаимоотношений с таким спортсменом могут иметь нежелательные последствия (Б.Дж. Кретти). 

     «Таблица 1- программа индивидуально-воспитательной работы по оптимизации психического состояния спортсменов в соревнованиях в зависимости от силы нервной системы»*

Информация о работе Психофизиологическая роль тренера на наилучший показательный результат спортсмена