Программа по лыжным гонкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:46, реферат

Краткое описание

Цели:
Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей и подростков.
Достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и закономерностями становления спортивного мастерства.

Задачи:
Приобщение подростков к здоровому образу жизни.
Формирование и закрепление потребности в систематических занятиях спортом.
Развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом.
Освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов.
Формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

Файлы: 1 файл

Программа по лыжным гонкам.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

     2.Специальная физическая подготовка

       Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

  1. Техническая подготовка

       Обучение общей схеме выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Совершенствование техники спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Совершенствование техники преодоления подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Совершенствование техники торможения «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении

4.Участие в соревнованиях- согласно календарному плану; участие в мероприятиях физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности на уровне класса, школы, района.

            Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Обучающиеся  должны знать:

  • Основные правила тренировки и уметь применять их при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • Основные правила гигиены;

  • Правила техники безопасности при  выполнении физических упражнений  в спортзале, на площадке, при лыжной подготовке;

  • О вреде курения, алкоголя, наркотиков;

  • О текущих спортивных событиях в районе, стране.

2. Уметь:

  • Ходить , бегать и прыгать при изменении длины и частоты шагов, выполнять строевые упражнения, соблюдать правильную осанку, выполнять различные упражнения в равновесии;

  • Играть в подвижные игры с метаниями, прыжками, иметь элементарные навыки владения мячом и применять их при организации самостоятельных занятий;

  • Проходить дистанцию на лыжах 2-3 км, уметь выполнять приемы подъемов и спусков, быстро стартовать.

  • Показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей

  • Применять физические упражнения  с целью укрепления здоровья и повышения физической и умственной работоспособности;

  • Осуществлять соревновательную деятельность согласно календарному плану.

3.ЭТАП УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА :

 

п/п

 

ТЕМА

Год обучения

 

1-й

 

2-й

 

3-й

    

    1.

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о  возникновении лыж и лыжного  спорта. Лыжный спорт в России.

 

3

 

3

 

3

 

2.

Правила поведения  и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь , мази, парафины, одежда и обувь.

 

6

 

6

 

6

 

3.

Основы техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

 

10

 

10

 

10

 

4.

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль самоконтроль спортсмена. Спорт и здоровье

 

6

 

6

 

6

 

                     

                                                                ИТОГО:

 

25

 

25

 

25


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

 

п/п

 

ТЕМА

Год обучения

 

1-й

 

2-й

 

3-й

    

    1.

Общая физическая подготовка

294

294

279

 

2.

Специальная физическая подготовка

100

100

170

 

3.

Техническая подготовка

70

70

70

 

4.

Контрольные упражнения и соревнования

35

35

50

 

5.

Углубленное медицинское обследование

8

8

8

   

   6.

Восстановительные мероприятия

20

20

30

  

   7.

Инструкторская  практика

-

-

12

 

 

                                                                     ИТОГО:

 

552

 

552

 

644


 

 Эффективность  спортивной тренировки на этапе   начальной спортивной специализации  обусловлена рациональным сочетанием  процессов овладения техникой  лыжных ходов и физической  подготовки занимающихся. В этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются комплексы специальных подготовительных упражнений и методы тренировки, направленные на развитие специальной выносливости лыжника-гонщика. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной спортивной специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировки.

Техническая подготовка:

Углубленное  изучение  и совершенствование  элементов классического хода (обучение подседанию, отталкиванию, махам руками и ногами, активной постановке палок), конькового хода ( обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкивании руками) и формирование целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и коньковыми ходами

Контрольные упражнения и соревнования:

      Учащиеся 1-го года обучения  в  течение сезона должны принять участие в 7-8 стартах на дистанциях 1-5 км.

      Учащиеся 2-го года обучения в течение сезона должны принять участие в 9-12 стартах на дистанциях 2-10 км.

      Учащиеся 3-го года обучения в течение  сезона должны принять участие  в 13-16 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки) , 5-10 км (юноши).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1.  Обучающиеся  должны знать:

  • Основные правила тренировки и уметь применять их при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • Основные правила гигиены;

  • Правила техники безопасности при  выполнении физических упражнений  в спортзале, на площадке, при лыжной подготовке;

  • О вреде курения, алкоголя, наркотиков;

  • О текущих спортивных событиях в районе, стране, мире.

  • Основные правила  и методы самоконтроля, уметь применять их при занятиях физическими упражнениями;

  • Основные правила соревнований по лыжным гонкам

2. Уметь:

  • Ходить , бегать и прыгать при изменении длины и частоты шагов, выполнять строевые упражнения, соблюдать правильную осанку, выполнять различные упражнения в равновесии;

  • Играть в подвижные игры с метаниями, прыжками, иметь элементарные навыки владения мячом и применять их при организации самостоятельных занятий;

  • Проходить дистанцию на лыжах 3-10 км, уметь выполнять приемы подъемов и спусков, быстро стартовать.

  • Применять различные виды лыжных ходов для преодоления дистанции;

  • Уметь подбирать лыжный инвентарь, мази и парафины;

  • Показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей по ОФП, СФП и технической подготовке.

  • Применять физические упражнения  с целью укрепления здоровья и повышения физической и умственной работоспособности;

  • Осуществлять соревновательную деятельность согласно календарному плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Высокий уровень эффективности работы может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса. В работе применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности.

      Лучшим  методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. При обучении используются наглядные пособия и технические средства обучения. На занятиях с младшими подростками применяется игровой метод. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используются спортивные игры. Большое значение в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод.

Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики  лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части:

  • Организационная
  • Вводная
  • Основная
  • Заключительная

Организационная часть  включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов, развитие и совершенствование  необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инвентарем.

   Организационная  часть тренировочных занятий  не должна быть растянута. Большая  часть времени отводится на  основную часть. В основной  части тренировочного занятия  применяются различные средства  обучения: передвижение на лыжах по ровной или пересеченной местности, подъемы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, восстанавливающий бег.

В лыжных гонках принято  следующее построение основного варианта периодизации - год составляет один большой цикл и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.  
 
Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта и т.д. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа.  
 
1-й этап- весенне-летний (в соответствии с задачами тренировки его еще называют общеподготовительным). Он начинается с 1 мая, и продолжается обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки в это время -постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники.  
 
2-й этап- летне-осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений. На двух первых этапах подготовительного периода лыжники принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности.  
3-й этап- зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покрова в данной местности) сроки начала зимнего этапа различны. На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его окончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники на этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объема приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается.  
Интенсивность на этом этапе в целом значительна, но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для соревновательного периода.  
Соревновательный период (с 1 декабря по 30 марта) имеет главной целью достижение наивысшей спортивной формы и ее реализацию. На это время приходится ряд основных соревнований сезона, в которых лыжник должен показать наивысшие результаты. В подготовке лыжника в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике способов передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта. Тренер должен постоянно изучать индивидуальные особенности своих учеников, их возможности и недостатки (например, в отставании развития какого-либо физического качества). Кроме того, необходимо знать условия труда, учебы, быта, психологический климат в семье, взаимоотношения в классе, группе ДЮСШ и т.д. Изучение всего этого важно не только в начале занятий с вновь зачисленными в группу школьниками, но и на протяжении всей многолетней подготовки, так как происходит развитие и взросление юных лыжников, изменяются их характеры и функциональные возможности и т.п.  
 
Переходный период продолжительностью до одного месяца имеет цель вывести лыжников из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований. В зависимости от возраста и подготовленности лыжников, количества и напряженности соревнований меняются не только объем и интенсивность применяемых упражнений, но и направленность всего переходного периода.

Информация о работе Программа по лыжным гонкам