Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:46, реферат
Цели:
Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей и подростков.
Достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и закономерностями становления спортивного мастерства.
Задачи:
Приобщение подростков к здоровому образу жизни.
Формирование и закрепление потребности в систематических занятиях спортом.
Развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом.
Освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов.
Формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.
№п/п |
ТЕМА |
Год обучения | ||
1-й |
2-й |
3-й | ||
1. |
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. |
3 |
3 |
3 |
2. |
Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь , мази, парафины, одежда и обувь. |
6 |
6 |
6 |
3. |
Основы техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. |
10 |
10 |
10 |
4. |
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль самоконтроль спортсмена. Спорт и здоровье |
6 |
6 |
6 |
|
|
25 |
25 |
25 |
№п/п |
ТЕМА |
Год обучения | ||
1-й |
2-й |
3-й | ||
1. |
Общая физическая подготовка |
294 |
294 |
279 |
2. |
Специальная физическая подготовка |
100 |
100 |
170 |
3. |
Техническая подготовка |
70 |
70 |
70 |
4. |
Контрольные упражнения и соревнования |
35 |
35 |
50 |
5. |
Углубленное медицинское обследование |
8 |
8 |
8 |
6. |
Восстановительные мероприятия |
20 |
20 |
30 |
7. |
Инструкторская практика |
- |
- |
12 |
|
552 |
552 |
644 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Высокий уровень эффективности работы может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса. В работе применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности.
Лучшим
методом обучения является
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части:
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инвентарем.
Организационная
часть тренировочных занятий
не должна быть растянута.
В лыжных гонках принято
следующее построение основного варианта периодизации -
год составляет один большой цикл и делится
на три периода: подготовительный, соревновательный
и переходный.
Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке
лыжника-гонщика. На протяжении этого
периода закладывается основа будущих
достижений в соревновательном периоде.
"Фундаментом" успехов в соревнованиях
является большой объем нагрузки, приходящейся
на развитие физических качеств, повышение
функциональной подготовленности, совершенствование
техники способов передвижения на лыжах.
Все это выполняется в подготовительный
период. Кроме этого, большое внимание
уделяется воспитанию волевых качеств,
изучению теории лыжного спорта и т.д.
Подготовительный период в тренировке
лыжника-гонщика делится на три этапа.
1-й этап- весенне-летний (в соответствии с задачами
тренировки его еще называют общеподготовительным).
Он начинается с 1 мая, и продолжается
обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки
в это время -постепенное повышение уровня
общей физической подготовленности. Здесь
большое внимание уделяется развитию
физических качеств, повышению уровня
общей работоспособности, а также овладению
или совершенствованию элементов техники.
2-й этап- летне-осенний (этап предварительной
специальной подготовки). Он начинается
с 1 августа и продолжается до начала тренировок
на лыжах (до выпадения снега). Основная
задача подготовки на этом этапе - создание
специального фундамента для дальнейшего
развития специальных качеств уже при
передвижении на лыжах (на следующем этапе
подготовительного периода). В это время
продолжается и совершенствование элементов
техники передвижения на лыжах с использованием
специальных средств подготовки в бесснежное
время. Общий объем тренировочной нагрузки
на этом этапе продолжает постепенно повышаться,
растет и интенсивность выполнения циклических
упражнений. На двух первых этапах подготовительного
периода лыжники принимают участие в соревнованиях
по комплексу контрольных упражнений,
для оценки уровня ОФП, а также по специальной
подготовленности.
3-й этап- зимний (основной специальной подготовки).
Он начинается с момента занятий на лыжах
(с выпадением снега) и продолжается до
начала основных соревнований. В зависимости
от климатических условий (времени установления
снежного покрова в данной местности)
сроки начала зимнего этапа различны.
На этом этапе решаются главные задачи
- развитие специальных качеств (в первую
очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых
качеств), а также обучение и совершенствование
техники способов передвижения на лыжах,
совершенствование тактического мастерства
и воспитание морально-волевых качеств.
Подготовка на третьем этапе строится
так, чтобы к его окончанию лыжники достигли
спортивной формы. Основным средством
подготовки является передвижение на
лыжах. Лыжники на этапе выполняют наибольший
объем нагрузки. Пик объема приходится
на первую половину этапа. В это время
проводятся длительные тренировки, направленные
на развитие общей выносливости: интенсивность
нагрузки несколько снижается.
Интенсивность на этом этапе в целом значительна,
но к концу подготовительного периода
она не должна достигать предела, характерного
для соревновательного периода.
Соревновательный период (с 1 декабря по 30 марта) имеет главной
целью достижение наивысшей спортивной
формы и ее реализацию. На это время приходится
ряд основных соревнований сезона, в которых
лыжник должен показать наивысшие результаты.
В подготовке лыжника в соревновательном
периоде ставятся следующие важнейшие
задачи: дальнейшее развитие специальных
физических и морально-волевых качеств;
сохранение ОФП на достигнутом уровне;
стабилизация навыков в технике способов
передвижения на лыжах; овладение тактикой
и приобретение соревновательного опыта.
Тренер должен постоянно изучать индивидуальные
особенности своих учеников, их возможности
и недостатки (например, в отставании развития
какого-либо физического качества). Кроме
того, необходимо знать условия труда,
учебы, быта, психологический климат в
семье, взаимоотношения в классе, группе
ДЮСШ и т.д. Изучение всего этого важно
не только в начале занятий с вновь зачисленными
в группу школьниками, но и на протяжении
всей многолетней подготовки, так как
происходит развитие и взросление юных
лыжников, изменяются их характеры и функциональные
возможности и т.п.
Переходный период продолжительностью до одного месяца
имеет цель вывести лыжников из состояния
спортивной формы и подвести его к новому
году подготовки хорошо отдохнувшим и
сохранившим достигнутый уровень развития
физических качеств. В этом периоде важно
обеспечить активный отдых и восстановление
после зимних соревнований. В зависимости
от возраста и подготовленности лыжников,
количества и напряженности соревнований
меняются не только объем и интенсивность
применяемых упражнений, но и направленность
всего переходного периода.