Программа по лыжным гонкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:46, реферат

Краткое описание

Цели:
Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей и подростков.
Достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и закономерностями становления спортивного мастерства.

Задачи:
Приобщение подростков к здоровому образу жизни.
Формирование и закрепление потребности в систематических занятиях спортом.
Развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом.
Освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов.
Формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

Файлы: 1 файл

Программа по лыжным гонкам.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

    Программа  по лыжным гонкам составлена  в соответствии с Законом Российской  Федерации «Об образовании» (в  редакции федерального Закона  от 13.01.96г. № 12-ФЗ); Типовым положением  об образовательном учреждении  дополнительного образования детей (постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95г. № 233); нормативными документами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, регламентирующими работу спортивных школ (Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ от 25.01.95г. №96-ИТ).

Данная программа составлена на основе типовой программы для  детско-юношеских спортивных школ. Программа адаптирована к условиям деятельности школы.

В поселке градообразующим  предприятием является ООО «Лесовик». Имеются ДК и реабилитационный центр для несовершеннолетних СРЦ «Надежда». В последнее время очень остро стоит проблема, которая заключается в том, что не все дети до школы посещают детский сад, где ведется целенаправленная подготовка к школе. Кроме того,  на качество обучения и воспитания  неизбежно оказывает влияние и социальная среда. Доля учащихся школы, лишенных родительского попечения, составляет: социальных сирот- 18%,

опекаемые- 8%,

 детей из неполных семей- 55%

детей с девиантным поведением- 30%.

В последнее время  в поселке из-за отсутствия рабочих  мест остаются не самые лучшие выпускники школы. Поэтому уровень интеллекта и воспитанности взрослого населения  снижается, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Занятость населения на производстве составляет примерно 80% от взрослого работоспособного населения поселка. В большинстве семей доход составляет ниже прожиточного минимума, принятого по Свердловской области.

Социальное положение  родителей обучающихся:

 рабочие-60%,

служащие-17%,

предприниматели-2%,

безработные- 10%,

 домохозяйки-7%,

пенсионеры-4%.

При составлении программы  были использованы рекомендации ведущих  специалистов в области лыжного  спорта, опубликованные в печати.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков на различных этапах  многолетней подготовки.

 

 

 

 

Место лыжного спорта в системе физического  воспитания подростков.

      Лыжный спорт является одним из наиболее популярных и массовых в нашей стране. Это объясняется его большим прикладным значением. Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у подростков развиваются такие качества, как  воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и быстрота, выдержка и настойчивость.

     Занятия  лыжным спортом компенсируют  недостаточную двигательную активность  современных подростков, в результате  происходит предотвращение многих  заболеваний , совершенствуются  функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

 

Цели  и задачи:

Цели:

  • Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей и подростков.
  • Достижение высоких результатов  в соответствии с динамикой возрастного развития и закономерностями становления спортивного мастерства.

 

Задачи:

  • Приобщение подростков к здоровому образу жизни.
  • Формирование и закрепление потребности в систематических занятиях спортом.
  • Развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом.
  • Освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов.
  • Формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

 

Программа адресована детям и подросткам 8-17 лет и рассчитана на 6 лет обучения. К занятиям допускаются дети и подростки, имеющие разрешение от родителей и допуск врача-педиатра. Обучение по данной программе предусматривает последовательное  освоение и совершенствование спортивных навыков. Поэтому желательно последовательно переходить от одного года занятий к другому.

Программа предусматривает  возможность подключения к занятиям на втором, третьем и последующих  годах обучения при наличии у  подростка соответствующего уровня технической  подготовки и уровня физического развития. При успешном выполнении контрольных нормативов эти подростки могут быть зачислены в группы наравне с теми, кто занимался в данной группе в течение одного или двух лет.

                      

 

                      Режим учебно-тренировочной работы

и требования по физической и технической подготовке.

 

 

Этапы подготовки

 

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Максимальное число учащихся в  группе

Количество часов в неделю

Требования по физической, технической  подготовке

Спортивно- оздоровительный

Весь период

 

8

 

15

 

6

 

-

Начальной подготовки

1

2

9

15

6

9

Выполнение нормативов по ОФП

Учебно- тренировочный

1

2

3

-

-

12

12

14

Выполнение нормативов по ОФП,СФП  и технической подготовке


 

Основные показатели выполнения программных требований:

 

  • На спортивно-оздоровительном этапе: стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических  качеств занимающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
  • На этапе начальной подготовки: стабильность состава занимающихся; динамика прироста показателей общей физической подготовки; уровень освоения основ техники лыжных гонок.
  • На учебно-тренировочном этапе: состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся; динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся; освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой; динамика прироста показателей общей физической подготовки и специальной физической подготовки; освоение теоретического раздела программы; выполнение разрядов; участие в областных соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план  учебно-тренировочных занятий в  ДЮСШ на 52 недели по лыжным гонкам.

 

 

№ п/п

Содержание

 занятий

Этап спортивно-оздоровительный

Этап начальной подготовки

Этап учебно-тренировочный

Весь период

Год обучения

1

2

1

2

3

1.

Теоретическая подготовка

17

17

20

25

25

25

2.

Практическая подготовка:

           

2.1.

Общая физическая подготовка

150

176

259

336

336

343

2.2.

Специальная физическая подготовка

50

60

100

130

130

190

2.3.

Техническая подготовка

40

40

60

70

70

70

2.4.

Участие в соревнованиях (интегральная подготовка)

15

15

25

35

35

50

3.

Углубленное медицинское  обследование

4

4

4

8

8

8

4.

Восстановительные мероприятия

-

-

-

20

20

30

5.

Инструкторская практика

-

-

-

-

-

12

 

                   ВСЕГО:

276

276

414

552

552

644

6.

Индивидуальные занятия  в подготовительный период

36

36

54

72

72

84

 

 

ВСЕГО:

 

312

 

312

 

468

 

624

 

624

 

728


 

Примечание: 46 недель непосредственно в течении учебного года и 6 недель в каникулярное время.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ:

 

1.СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА :

 

п/п

 

ТЕМА

 

Объем работы

(ч)

    1.

Вводное занятие.

История развития лыжного спорта.

Российские  лыжники на Олимпийских играх.

 

2

     2.

Техника безопасности на занятиях лыжным спортом.

Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий  и отдыха.

Питание, самоконтроль.

Оказание  первой помощи при травмах.

 

 

      4

     3.

Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним.

Лыжные мази, парафин.

    

      2

     4.

Основы техники  способов передвижения на лыжах.

      5

     5.

Правила соревнований по лыжным гонкам.

      2

    6.

Основные  средства восстановления

     

      1

     7.

Оценка уровня знаний по теории лыжного спорта

 

1

 

 

 

                                                                                    ИТОГО:

     

     17


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА:

  1. Общая и специальная физическая подготовка- 200 часов.

  

   Комплексы общеразвивающих упражнений , направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

      Передвижение на лыжах по равнинной  и пересеченной местности, имитационные  упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

  1. Техническая подготовка- 40 часов.

    Обучение  общей схеме выполнения классических  и коньковых способов передвижения  на лыжах. Обучение специальным  подготовительным упражнениям, направленным  на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.

3.Участие в соревнованиях- согласно календарному плану.

В процессе реализации физической и технической подготовки в спортивно-оздоровительных группах  наиболее  универсальным тренировочным средством являются подвижные спортивные игры, позволяющие придать учебно-тренировочному процессу эмоциональную окраску и тем самым поддержать интерес к занятиям лыжным спортом.

2.ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА :

 

п/п

 

ТЕМА

Год обучения

 

1-й

 

2-й

   1.

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о  возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

 

     3

 

3

   2.

Правила поведения  и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь , мази, одежда и обувь.

 

     6

     

      3

   3.

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

     5

      10

   4.

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль самоконтроль спортсмена.

    3

      4

 

                     

                                                                ИТОГО:

 

    17

 

      20


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

 

п/п

 

ТЕМА

Год обучения

 

1-й

 

2-й

    1.

Общая физическая подготовка

150

215

     2.

Специальная физическая подготовка

50

 90

     3.

Техническая подготовка

40

60

     4.

Контрольные упражнения и соревнования

15

25

     5.

Углубленное медицинское обследование

4

4

 

 

                                                                ИТОГО:

 

276

 

414


 

     1.Общая физическая подготовка.

         Комплексы общеразвивающих упражнений , направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

Информация о работе Программа по лыжным гонкам