Программа конфликтологического тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 07:54, практическая работа

Краткое описание

Программа тренинга, рассчитанная на 4 занятия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 22.26 Кб (Скачать)

     Занятие 1

     Знакомство, принятие правил тренинга:

     Умейте  слушать друг друга

     Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда  кто-то заканчивает говорить, следующий  берущий слово может коротко  повторить то, что было сказано  предыдущим, прежде чем приступит  к изложению своих мыслей. Для  привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который  по ходу дискуссии переходит из рук  в руки. Когда кто-то выступает, все  остальные хранят молчание.

     Говорите  по существу

     Иногда  учащиеся отклоняются от обсуждаемой  темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии  в этом случае может сказать: "Я  не совсем понимаю, как это связано  с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

     Проявляйте  уважение

     Открытость  в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно  не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими  мыслей.

     Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

     Все участники должны собираться до установленного времени.

     Конфиденциальность

     То, что происходит на занятии, остается между участниками.

     Правило "стоп"

     Если  обсуждение какого-то личного опыта  участников становится неприятным или  небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

     Каждый  говорит за себя, от своего имени

     Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.

     Интервью

     Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно  больше. Затем каждый готовит краткое  представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его  индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди  представляют друг друга.

     Цель  упражнения:

     - развитие умения слушать партнера  и совершенствовать коммуникативные  навыки,

     - сокращение коммуникативной дистанции  между участниками тренинга.

     Космическая скорость

     Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева  мяч, но так, чтобы мяч побывал  у каждого члена команды 1 раз".

     Усложнение:

     - сделать то же самое, но на  время

     - "А быстрее можете?"

     - выполнить любым другим способом  на время.

     Ведущий предлагает всем участникам команды  после завершения упражнения сесть  в круг и выразить свое состояние  на момент начала работы и ее окончания.

     На  что следует обратить внимание:

     - выработка командной стратегии

     - понимание идеи упражнения

     - понимание других участников

     - принятие решений

     - изменения в поведении

     - изменение на эмоциональном уровне  и в степени участия каждого.

     Вопросы ведущего должны быть нейтральными и  оставлять свободу выбора, анализа  и фантазии:

     - Что вы чувствовали?

     - Что изменилось в момент?..

     - Почему вы выбрали это решение?

     Цель  упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии  и

     тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и

     углублению  процессов самораскрытия.

     Говорю, что вижу

     - Описание поведения означает  сообщение о наблюдаемых специфических  действиях других людей без  оценивания, то есть без приписывания  им мотивов действий, оценки установок,  личностных черт. Первый шаг в  развитии высказываться в описательном  ключе, а не форме оценок -улучшение  умения наблюдать и сообщать  о своих наблюдениях, не давая  оценок.

     - Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете  за поведением других и, по  очереди, говорите, что в видите  относительно любого из участников. К примеру : “Коля сидит, положив  ногу на ногу”, “Катя улыбается”.

     Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция  использовать оценки, было ли сложным  это упражнение, что чувствовали  участник.

     Цель  упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.

     Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы

     Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный  и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

     *Друг  разговаривает с вами, а вы  хотите уйти.

     *Ваш  товарищ устроил вам встречу  с незнакомым человеком, не  предупредив вас.

     *Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

     *Ваш  сосед отвлекает вас от интересного  выступления, задавая глупые, на  ваш взгляд, вопросы.

     *Учитель  говорит, что ваша прическа  не соответствует внешнему виду  ученика.

     *Друг  просит вас одолжить ему вашу  какую-либо дорогостоящую вещь, а  вы считаете его человеком  не аккуратным, не совсем ответственным.

     Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть  данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.

     Цель  упражнения:

     - формирование адекватных реакций  в различных ситуациях;

     - "трансактный анализ" ответов  и формирование необходимых "ролевых"  пристроек.

     Ведущий рассказывает про разные типы поведения  в конфликтной ситуации (по Томасу): приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество и  конкуренцию. Проводится тест Томаса (Приложение 1). После этого целесообразно  провести 1-2 ролевые игры (на усмотрение ведущего), на примере которых участники  могут наблюдать разные типы поведения.

     Преувеличение или полное изменение поведения

     Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть  свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности  его изменения.

     Участник  сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему  выбрать поведение, которое им не осознается.

     Если  член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. К примеру , робкий член группы должен говорить громким  авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение  и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники  делятся своими наблюдениями и чувствами.

     Цель  упражнения:

     - формирование навыков модификации  и коррекции поведения на основе  анализа разыгрываемых ролей  и группового разбора поведения.

     Занятие 2

     Приветствие

     Участники садятся в круг и по очереди  приветствуют друг друга обязательно  подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и  хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен  и весел". Можно вспомнить о  той индивидуальной черте, которую  сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление")

     Участник  может обращаться ко всем сразу или  к конкретному человеку. Во время  этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный  стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

     Ведущему  следует обращать внимание на манеры установления контактов.

     На  занятие отводится 10-15 минут.

     По  его окончании ведущий разбирает  типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

     Цель  упражнения:

     - формирование доверительного стиля  общения в процессе налаживания  контактов;

     - создание позитивных эмоциональных  установок на доверительное общение.

     Сигнал

     Участники стоят по кругу, достаточно близко и  держатся сзади за руки. Кто-то, легко  сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или  более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в  одну или в разные стороны движения.

     Цель  упражнения: разминка, улучшение атмосферы  в группе.

     Ведущий рассказывает о технике активного  слушания (Приложение 2).

     Техники слушания

     Участники разбиваются на пары и решают, кто  говорящий, а кто слушающий. Затем  ведущий сообщает, что задачей  слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень  скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали  этого), что суть не в степени скучности  рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется  после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу  и продолжить рассказ после получения  какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в  течение еще одной минуты и  опять прерваться и запомнить  следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

     Всем  членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав  видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые  пояснения.

     Цель  упражнения: развитие навыков активного  слушания

     Диспут

     Упражнение  проводится в форме диспута. Участники  делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью  жребия решается, какая из команд будет  занимать одну из альтернативных позиций  по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д..

     Аргументы в пользу той или иной точки  зрения члены команд высказывают  по очереди. Обязательным требованием  для играющих является поддержка  высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья  очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием  и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца  ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей  команды разрешается высказывать  лишь после того, как выступающий  тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок  головой, "да, именно это я и  имел в виду").

     Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял  поддержку высказывания, не пропуская  тактов, парафраз, используя при  этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче  всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания  можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток  продолжать и развивать мысли  собеседника, приписывая ему не его  слова.

     В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза  удалось добиться уточнения позиций  участников "диспута"

     Цель  упражнения: развитие умений и навыков  активного слушания

     Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

     Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что  сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Информация о работе Программа конфликтологического тренинга