Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:11, контрольная работа
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.
Придавая первостепенное значение собственно-прикладным упражнениям как факторам ППФП, не следует, однако, забывать, что ими далеко не исчерпывается вся совокупность действенных средств физической подготовки к избранной профессиональной деятельности. В зависимости от конкретно складывающейся индивидуальной системы занятий физическими упражнениями и особенностей избранной профессии существенную роль в реализации задач, преследуемых в процессе ППФП, могут играть и средства общей физической подготовки. Как уже говорилось, выбор и применение их, насколько это возможно и целесообразно, следует специализировать с учетом специфики профессиональной деятельности, чтобы исключить отрицательный перенос на нее эффекта неадекватных упражнений (в частности, вероятный в тех случаях, когда в процессе физической подготовки вырабатываются или закрепляются навыки, вступающие в противоречие с навыками производственных операций по тем или иным ключевым моментам координации движений). В целом вероятность отрицательного переноса сравнительно невелика, во всяком случае, значительно меньше (при том, что уровень двигательной активности в большинстве современных профессий невысок), чем вероятность положительного интегративного влияния на дееспособность систематически используемых распространенных средств общей физической подготовки. Целесообразно, несмотря на это, для усиления ее прикладной направленности отдавать предпочтение тем средствам, которые при прочих равных условиях с большим положительным эффектом содействуют увеличению функциональных возможностей организма, лимитирующих результативность профессиональной деятельности и сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям, вероятным в конкретных условиях труда.
В полном объеме совокупность адекватных средств ППФП не ограничивается, конечно, лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации преследуемых в ней задач используют естественные средовые факторы закаливания, а когда это необходимо и специальные гигиенические и другие средства повышения уровня адаптационных возможностей организма и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности, включая, в частности, тренировку в термокамерах и барокамерах, искусственное ультрафиолетовое облучение и аэроионизацию, специализированное питание. Само собой разумеется, в процессе ППФП должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.
Производственная травма (трудовое увечье) - это следствие действия на организм различных внешних, опасных производственных факторов. Чаще производственная травма - это результат механического воздействия при наездах, падениях или контакте с механический оборудованием.
Травмирование возможно вследствие воздействий:
Производственный травматизм - это совокупность несчастных случаев на производстве (предприятии).
Различают несколько причин производственного травматизма
Анализируя динамику
изменения состояния
Профессиональное заболевание - это повреждение здоровья работника в результате постоянного или длительного воздействия на организм вредных условий труда.
Различают острые и хронические профессиональные заболевания. К острым относят профессиональные заболевания, возникшие внезапно (в течение одной рабочей смены) из-за воздействия вредных производственных факторов с большим превышением предельно допустимого уровня или предельно допустимой концентрации.
Профессиональное заболевание, при котором заболело два и более работников, называется групповым профессиональным заболеванием.
Предельно допустимый уровень производственного фактора - это уровень производственного фактора, воздействие которого при работе установленной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Острое профессиональное заболевание возможно в виде ожога глаз ультрафиолетовым излучением при выполнении сварочных работ, при отравлении хлором, оксидом углерода и др.
Хронические профессиональные
заболевания развиваются после
многократного и длительного
воздействия вредных
Неблагоприятные (вредные) условия труда могут создаваться запыленностью (шахты, цементное производство), загазованностью (химическое производство, кирпичные заводы), повышенной влажностью, производственным шумом, вибрацией, неудобной рабочей позой, тяжёлым физическим трудом и др.
В зависимости
от вида производственных вредностей
могут развиться такие
В России в настоящее время ежегодно регистрируется до 12-13 тысяч профессиональных заболеваний. Для сравнения, примерно такое же количество регистрируется в Финляндии, а в США сотни тысяч (более 500) профессиональных заболеваний в год. Очевидно, что сравнительно небольшое количество ежегодно устанавливаемых профессиональных заболеваний в России вызвано не лучшими условиями труда, а недостатками в диагностике профессиональных заболеваний на ранней стадии их развития и низкой личностной оценкой своего здоровья.
Следует отметить и такие факты:
Из зарубежного опыта отметим следующее.
С целью повышения безопасности и улучшения условий труда. Правительством РФ 26 августа 1995 года издано постановление N 843 "О мерах по улучшению условий труда". На основании данного постановления все министерства, ведомства, предприятия и работодатели обязаны разработать конкретные мероприятия по снижению травматизма и предупреждению профессиональных заболеваний.
Приоритетные из которых следующие:
Большое значение придаётся обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Министерством здравоохранения РФ издан ряд приказов, направленных на реализацию этой задачи.
Психофизиология профессиональной деятельности
Адаптация новых сотрудников в
коллективе – одна из важных задач, которую
приходится решать службе по работе с
персоналом в организации
Адаптация психофизиологическая – приспособление
работника к условиям труда, режимам труда
и отдыха на рабочем месте (участке, в цехе,
лаборатории и т.п.). Адаптация психофизиологическая
во многом зависит от состояния здоровья
работника, защитных реакций организма
на уровень и колебания внешних факторов
(температура, освещенность, загазованность,
вибрация, шум и т.п.).
Адаптация психофизиологическая – приспособление
к новым физическим и психологическим
нагрузкам, физиологическим условиям
труда. В процессе психофизиологической
адаптации происходит освоение совокупности
всех условий, оказывающих различное психофизиологическое
воздействие на работника во время труда.
Среди них: физические и психические нагрузки,
уровень монотонности труда, ритм труда,
удобство рабочего места, внешние факторы
воздействия (шум, освещенность, вибрации
и т.п.).
С точки зрения психо физиологической
адаптации можно выделить следующие четыре
вида адаптации:
1. Отрицание. Сотрудник выражает активное
несогласие с ценностями фирмы, его ожидания
находятся в непримиримом противоречии
с реальностью. Обычно он увольняется
в первые же месяцы.
2. Конформизм. Полное принятие ценностей
и норм организации, готовность подчиняться
правилам игры. Такие работники составляют
в коллективе основную массу.
3. Мимикрия. Соблюдение второстепенных
норм при неприятии основных характерно
для потенциальной группы риска, члены
которой готовы в любой момент расстаться
с фирмой.
4. Адаптивный индивидуализм. Он характеризуется
согласием с основными нормами и ценностями
организации при неприятии второстепенных.
Сотрудник сохраняет некую индивидуальность,
но по-своему неплохо работает в коллективе.
Задача кадровиков заключается в интеграции
новичка по второму или четвертому типу,
вьиислении сотрудников, скрывающих неприятие
основных норм организации при демонстрации
внешней лояльности. Первый вариант возникает
вследствие ошибки кадровой службы на
стадии отбора и должен быть как можно
быстрее исправлен.
В процессе адаптации работник проходит
несколько стадий:
стадия ознакомления
стадия приспособления
стадия ассимиляции (полное приспособление
к среде)
стадия идентификации (отождествление
личных целей с целями коллектива)
В современном производстве морально
стареют не только техника и технология,
но и санитарно-гигиенические нормы производственной
обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических
условий труда и быта работников, появление
все большего количества удобных и современных
квартир, одежды, предметов туалета не
могут не сказаться на производственной
деятельности. Современный работник чутко
относится к отклонениям от субъективно
воспринимаемых им норм санитарно-гигиенического
комфорта, ритмов труда, удобства рабочего
места и т.д. Материалы многих исследований
свидетельствуют о том, что для рабочих
вопросы санитарно-гигиенических условий
комфорта стоят очень остро и оцениваются
ими болезненно.
Данная форма адаптации наиболее важна
для производственных предприятий и организаций,
где используется сложная технология
и существует опасность получения производственных
травм. Условия труда в офисах и торговых
фирмах, как правило, стандартны, но новичку
требуется некоторое время, чтобы подстроиться
под ритм работы, интенсивность психофизических
нагрузок. Каждый старается обустроить
рабочее место по своему. Необходимые
инструменты, бумаги раскладывают так,
чтобы было удобно с ними работать, на
стены прикрепляют постеры и календари,
в шкафчики убирают предметы туалета и
посуду. Психофизиологическая адаптация
проходит быстро и безболезненно и определяется
главным образом состоянием здоровья
и правильной организацией режима труда
и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими
нормами.
Критерии психофизиологической адаптации:
1. состояние здоровья
2. уровень тревожности
Тревожность — личностная черта, проявляющаяся
в легком и частом возникновении состояний
тревоги. Тревожность возникает при благоприятном
фоне свойств нервной и эндокринной систем,
но формируется прижизненно, прежде всего
в силу нарушения форм внутри- и межличностного
общения.
3. настроение
Настроение — эмоциональное состояние,
которое характеризуется дифузностью,
отсутствием четкой осознанной привязки
к определенным предметам или процессам,
и достаточной устойчивостью, которая
позволяет рассматривать настроение в
качестве отдельного показателя темперамента.
Основой признак того или иного настроения
— эмоциональный тон, положительный или
отрицательный.
4. степень утомляемости
Утомляемость – временное снижение работоспособности
под воздействием неблагоприятных условий
труда. О степени утомляемости судят по
изменению физиологических функций по
сравнению с дорабочим состоянием.
Утомление – в психологии – состояние
временного снижения функциональных возможностей
человеческого организма вследствие интенсивной
или длительной деятельности.
5. активность поведения
Адаптация к условиям труда.
Элементы условий труда делятся на 4 группы.
1. Первая группа— санитарно-гигиенические
элементы (микроклимат, освещенность,
механические колебания, излучение и др.),
составляющие характеристики среды рабочей
зоны, создающейся в результате функционирования
орудии и предметов труда, а также под
воздействием технологических процессов.
Эти элементы оцениваются количественно
и нормируются. Их отрицательное влияние
может быть снижено при использовании
различных мер защиты.
2. Вторая группа — психофизиологические
элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое
напряжение, рабочая поза и др.). Элементы
данной группы, кроме динамической работы,
являющейся составной частью физической
нагрузки, не нормируются. Для них еще
нет стандартных, общественно принятых
единиц измерения. Количественно элементы
данной группы оцениваются экспертным
методом.
3. Третья группа — эстетические элементы,
определяющие эстетическое отношение
к труду и другим составляющим производственного
процесса. Полный перечень эстетических
элементов и их параметров выражает общую
эстетическую составляющую условий труда,
которая, будучи измеренной, позволяет
более полно оценивать количественное
состояние У. т. Для определения эстетического
уровня отдельных элементов У. т. используются
методы экслеряшои оценки.
4. Четвертая группа — социально-психологические
элементы, составляющие характеристику
психологического климата в коллективе,
а также некоторые социальные характеристики
трудового процесса. Элементы данной группы
пока еще не имеют единиц измерения и не
нормируются.
А теперь рассмотрим внешние факторов
воздействия на работников.
Шум — беспорядочные непериодические
звуковые колебания. В зависимости от
положения максимальных составляющих
различают шум особо низкочастотный, среднечастотный
и высокочастотный.
Освещенность (О) — поверхностная плотность
светового потока, падающего на единицу
поверхности.
Режим труда и отдыха – это устанавливаемые
для каждого вида работ порядок чередования
периодов работы и отдыха и их продолжительность.
Рациональный режим – такое соотношение
и содержание периодов работы и отдыха,
при которых высокая производительность
труда сочетается с высокой и устойчивой
работоспособностью человека без признаков
чрезмерного утомления в течение длительного
времени.
Один из основных вопросов установления
рациональных режимов труда и отдыха –
это выявление принципов их разработки.
Таких принципов три;
удовлетворение потребности производства;
обеспечение наибольшей работоспособности
человека;
сочетание общественных и личных интересов.
Важными факторами, улучшающими психическую
адаптацию в профессиональных группах,
являются социальная сплоченность, способность
строить межличностные отношения, возможность
открытой коммуникации.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка