Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:30, реферат
Цель исследования. Совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов специальности коммерция.
Объект исследования. Процесс физического воспитания студентов коммерческой специальности.
Предмет исследования. Методика профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов аграрного университета.
Введение …………………………………………………………………………3
Системный подход к организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов……………………………………………………………4
Профессиональная психофизиологическая подготовка студентов специальности коммерция………………………………………………………..5
Разработка и обоснование методики совесршенствования и коррекции профессионально важных важных психофизиологических свойств будущих коммерсантов…………………………………………………………………...8
Медико-биологические методы коррекции……………………………………11
Вывод…………………………………………………………………………….18
Использованная литература…………………………………………………....19
Медико-биологические методы коррекции.
Важное место среди методов коррекции, повышающих работоспособность организма, а также защищающих от возникновения всевозможных негативных явлений, связанных с производственной и физкультурно-спортивной деятельностью, занимают медико-биологические методы,указанные в таблице 1.
В медико-биологических методах к первому уровню относятся постоянно используемые методы, а ко второму – применяемые по необходимости.
К постоянно используемым методам относятся двигательная активность, режим труда и отдыха, сна и питания и другие являющиеся главными факторами восстановления организма, способствующие ускорению реабилитационных процессов и преодоления утомления.
Множество причин, которые влияют на работоспособность, означают комплексный подход к профилактике вопросов коррекции в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе и производственной деятельности.
Они включают в себя физиотерапевтические и медико-климатологические методы профессиональной реабилитации, определяющие решение следующих проблем:
-состояние здоровья и общей трудовой деятельности, учет изменения функционального состояния студента на уровне функциональных систем организма;
-прогнозирование и выявление негативной динамики, выявление взаимосвязи динамики изменений функционального состояния студента в зависимости от изменения внешней среды;
-изменения функционального организма студента, предупреждение его негативной динамики.
Второй этап медико-биологических методов коррекции применяется по необходимости. В коррекционно-восстановительных мероприятиях успешно применяются разного вида терапии (физиотерапия, мануальная и др.)
В
качестве приемов коррекции функционального
состояния студентов эффективным является
физиотерапия. Тут успешнее всего могут
быть применены электрофорез и микроэлектрофорез
веществ-регуляторов разнообразных функций,
объемные температурные воздействия,
электростимуляция, УВЧ, ультразвук и
др.
Таблица 1. Медико-биологические методы коррекции
уровень | |||||||
Двигательная активность | Питание,
Витамины |
Режим труда и отдыха | Закаливание | Очищение организма | |||
Виды спорта | Системы физических упражнений | ||||||
2 уровень | |||||||
Лечебная физическая культура | Фитотерапия | Физиотерапия | Фармакология | Терапия | Массаж | ||
При заболеваниях сердечнососудистой системы, органов дыхания, нервной системы, неврозах, опорнодвигательного аппарата, органов грудной клетки и брюшной полости, пищеварения, заболеваниях обмена веществ. | Фитонциды,
успокаивающие, обезболивающие, возбуждающие и др. в виде отваров, настоев, чаев, ингаляций. |
Электрофорез,
Фоногенез, магнито, лазеро, парафино, электро, аудио, спелео,. Галогрязе, УВЧ, ультрафиолетовое излучение. |
Тонизирующие,
транквилизаторы,
Противогипоксийные, Адаптогены. |
Мануальная,
Иглорефлексо баро цвето аэро гидро эрго гелио биотермо тейпы, анестезия, блокады. |
Лечебный,
спортивный, медицинский, косметический, (ручной, аппаратный, комбинированный). |
Для восстановления мышц и связок после травм, а также лечения опорно-двигательного аппарата широко применяются гели, кремы и мази.
Тонизирующим средством восстановления и увеличения работоспособности организма человека являются массаж и самомассаж. Эти процедуры улучшают кровообращение, ускоряется ток крови и лимфы, увеличивается подвижность в суставах, улучшается эластичность и прочность мышечных сухожилий и связок, повышается работоспособность мышц, они обильнее снабжаются кислородом и необходимыми питательными веществами, скорее происходит освобождение от продуктов распада.
Студенты должны осваивать основные приемы классического (восстановительного) массажа и самомассажа, в ВУЗах на методико-практических занятиях по физической подготовке.
После больших физических нагрузок и психически нервных напряжений используются транквилизаторы и седативные средства (амизил, мебикар, седуксен, тауремигин, мозепам и др.), для снятия невротического состояния.
Физические упражнения занимают преимущественное место в комплексе медико-биологических методов коррекции и восстановления работоспособности. Рациональное применение физических упражнений как педагогических и медико-биологических приемов коррекции помогает эффективному восстановлению различных органов и организма в целом после напряженной трудовой и физкультурно-спортивной деятельности.
Силовые и скоростно-силовые упражнения применяются для улучшения кровообращения, ускорения обмена веществ, компенсации ухудшенной силы и скорости сокращения мышц, положительно воздействуют на укрепление сердечно-сосудистую и дыхательные системы.
Изометрические упражнения оказывают положительное воздействие на предупреждение атрофии мышц.
Упражнения на координацию движений применяются для создания нужного настроя на профессиональную и физкультурно-спортивную деятельности, восстановление и совершенствование нарушенного ритма дыхания в результате утомления.
Корригирующие упражнения применяются для укрепления и восстановления грудной клетки, стоп, позвоночника и других опорных частей тела до нормального состояния после травм и различных повреждений. В таких упражнениях направленного действия, выполняемых из конкретных исходных положений, используются силовое напряжение с растягиванием. Исправлению сутулости помогает выполнение круговых вращений в суставах, укрепление мышц спины и упражнений на растягивание грудных мышц.
Психологические методы коррекции в профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности отражены в таблице 2.
Согласно таблице 2, рассмотрим психопрофилактические средства, как наиболее эффективные и доступные.
Аутогенная психорегулирующая тренировка – это метод психологической коррекции, одно из средств психической саморегуляции, когда человек внушает самому себе при помощи мысленных образов, словесных формул, самовнушения, это благотворно воздействует на организм человека, на его системы и отдельные органы, повышая их деятельность и восстанавливая после усталости или других негативных состояний. Воздействие А.Т. осуществляется посредством самовнушения и самогипноза.
Психическая саморегуляция может проходить в специально предназначенном для этого помещении или на занятиях по физической подготовке, а также в домашних условиях.
Одним из методов гипнотизации и самогипнотизации является психорегулирующая аутогенная тренировка. Этим методом, основу которого составляет современная физиология, может овладеть практически каждый обучающийся, верящий в действенность аутотренинга и имеющий некоторый запас терпения.
В
физкультурно-спортивной деятельности
используются новые приемы аутотренинга,
представляющие собой определенные разработки
методов для психокоррекции с применением
приемов мышечного расслабления и дыхательных
упражнений с удлиненной фазой выдоха,
которые были использованы в некоторых
тестах с участием спортсменов из различных
видов спорта.
Таблица 2. Психологические методы коррекции
Психогигиена | Профилактика | Психотерапия |
-Наличие
и формирование целевых установок.
-Сохранение и укрепление психического здоровья благодаря соблюдению здорового стиля жизни. -Культура межличностного общения и поведения в семье, коллективе. - Создание условий для предупреждения психического перенапряжения и отрицательных хронических эмоций. -Самоуправление, самоорганизация. э- Самоконтроль. |
-Мотивация деятельности.
-Формирование ценностных ориентаций. -Профессиональная ориентация. -Профессиональный отбор. -Специальные психологические мероприятия по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. -Использование специальных физических упражнений. -Врачебно-педагогические наблюдения и контроль. |
1.Коррекция
жизнен-ных установок и ценностных ориентаций.
2.Психическая саморегуляция. -самовнушение; -аутогенная тренировка; -мышечная релаксация; -дыхательная гимнастика; -тренинг социальных умений. 3.Специальная психо- терапия с помощью: -врачебных консультаций; -специальной психи-ческой тренировки; -логического мышления; -компьютерных игр; -социально-психологического тренинга. |
По окончании учебно-тренировочных занятий или спортивных соревнований используются 12-15 минутные приемы аутотренинга с общим расслаблением по окончании кратковременного напряжения мышц. Он выполняется вместе с дыхательными упражнениями в сочетании с удлиненным расслабленным выдохом с концентрацией на нем внимания и самовнушением восстановительного отдыха.
Нарастающие стрессы и перегрузки в современной физкультурно-спортивной, бытовой, производственно-трудовой деятельности, политико-экономическая нестабильность, конфликтные ситуации, высокая социальная напряженность дают основание на необходимость для разработки проблем коррекции.
Проблема коррекции может рассматриваться весьма объемно и многообразно в комплексности имеющихся методик.
В последние годы для психофизиологической профилактики и гигиены обеспечения физического здоровья широко применяют нетрадиционные (не медикаментозные) методы, основывающиеся на богатом, многовековом опыте восточных гимнастик.
Восстановление работоспособности и использование имеющихся в настоящее время методов коррекции ПВК носит преимущественно узконаправленный характер. Есть основание для создания оптимальной научно-обоснованной программы коррекции. Такая программа обязана учитывать специфику профессии, увлечения различными видами спорта и комплексами физических упражнений; факторы риска заболеваний, наличие отклонений в здоровье, снижение функциональных резервов организма, наличие хронических заболеваний, физическое состояние здоровья. Необходимо учитывать убедительность проводимых мероприятий в зависимости от контингента; периодичность и системность воздействия средств и методов коррекции и реабилитации – семестр, курс, весь период обучения; научное обоснование целесообразности и эффективности использования тех или иных средств и методов.
На данном этапе интенсивности профессиональной трудовой деятельности, а также повышение требований к психофизиологической готовности без применения различных восстановительных средств нельзя улучшить показатель профессиональной работоспособности человека.
Главной проблемой педагогического эксперимента, достигнутого в процессе второго этапа этого исследования, было обоснование эффективности использования в учебном процессе по физическому воспитанию методов коррекции профессионально важных качеств. Намечалось, что применение таких методов в учебном процессе может проявиться с наибольшим эффектом в пределах определенного курса. Эксперимент проводился в нескольких учебных группах студентов, отнесенных к экспериментальной и контрольной группе.